Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Парамонов, И. В. Человек редкой судьбы

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
19.10.2023
Размер:
4.34 Mб
Скачать

ГЕРОИ СОВЕТСКОЙ РОДИНЫ

ГЕРОИ СОВЕТСКОЙ РОДИНЫ

И.В.ПАРАМОНОВ

ЧЕЛОВЕК РЕДКОЙ СУДЬБЫ

Издательство политической литературы • Москва 1973

552

П18

Г*с.публичная

¿y !тучно - техниче *кая і библиотека СССР

' ЭКЗЕМПЛЯР ¡ ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

Ÿ3 - М> '&оЪ

Парамонов И. В.

П18

Человек редкой судьбы.

М., Полит­

издат, 1973.

128 с. с илл. (Герои Советской Родины).

Эту книгу об известном советском ученом, большевике-

ленинце с дореволюционным партийным стажем Николае Ми­ хайловиче Федоровском написал его друг и соратник Герой

Социалистического Труда, видный советский хозяйственник Иван Васильевич Парамонов.

Познакомившись с фактами биографии Н. ,М. Федоров­ ского, читатель убедится, что это был действительно необы­

чайно интересный человек, о котором с полным правом можно сказать словами: Революционер. Ученый. Поэт.

д

0164—091

552 + ЗКПЦ092)

079(02)—73 311—73

© ПОЛИТИЗДАТ, 1973 г.

В огне революционных бурь

Одно время судьба свела меня близко с Николаем Михайловичем Федоровским. И раскрылся человек редкостный, необыкновенный...

Впервые я встретился с ним на Всесоюзном гор­ ном научно-техническом съезде, проходившем с 14 по 27 апреля 1926 года в Москве. На съезде присут­ ствовало более пятисот делегатов. Среди них — вид­ нейшие ученые, крупнейшие специалисты горного дела. Профессор Н. М. Федоровский был избран в президиум съезда вместе с академиками А. Е. Ферс­ маном и П. П. Лазаревым, профессорами Б. И. Бокием, А. А. Скочинским, И. М. Губкиным, Д. И. Мушкетовым, А. М. Терпигоревым и другими. Почетным председателем съезда единодушно назвали извест­ ного ученого, президента Академии наук СССР

А. П. Карпинского.

Горный съезд собрался в то время, когда партия взяла курс на социалистическую индустриализацию молодой Советской республики. Страна испытывала крайнюю нужду в черных и цветных металлах, угле, нефти, неметаллических ископаемых, а без них, есте­ ственно, не могло развиваться народное хозяйство. Перед съездом стояла серьезная задача — опреде­ лить техническую политику каждой отрасли горного дела и каждого бассейна, чтобы реконструкция ста­ рых и строительство новых предприятий (по предло­ жению председателя ВСНХ СССР Ф. Э. Дзержин-

3

ского, в план 1925/26 года включалось проектирова­ ние и начало строительства 117 заводов и 28 шахт) осуществлялись на основе лучших как наших, так и зарубежных научно-технических достижений того времени.

На съезд было представлено 312 докладов. Орга­ низационное бюро одобрило их и предложило наибо­ лее важные из них заслушать и обсудить на пленар­ ных заседаниях.

Начальник Главгортопа член президиума ВСНХ

СССР А. П. Чубаров выступил с докладом «О пер­ спективах топливоснабжения»; член президиума Госплана В. М. Бажанов — «О перспективах разви­ тия угольной промышленности»; профессор А. М. Терпигорев — «О перспективном пятилетием плане развития Донбасса»; нарком просвещения А. В. Лу­ начарский— «О подготовке научно-технических сил

СССР»; академик П. П. Лазарев — «О физических методах исследования в горной промышленности».

Были заслушаны доклады о разработке рудных месторождений, обогащении угля и полезных иско­ паемых, технике безопасности, об увеличении произ­ водительности труда и другие.

Большое впечатление на делегатов съезда произ­ вела речь Михаила Ивановича Калинина. Михаил Иванович, в частности, подчеркнул, что командный состав нашей промышленности должен понять, что если в капиталистическом обществе инженер рабо­ тает исключительно для того, чтобы доставить пред­ принимателям-капиталистам прибыль, то в нашей стране он работает на благо всего народа.

Ф. Э. Дзержинский не смог быть на съезде и при­ слал письменное приветствие. Вот что он писал:

«Топливо, руда и металлургия, связь добывающей промышленности с обрабатывающей — таковы важ-

4

нейшие звенья, на базе которых может проводиться реальная индустриализация. Только на основе широ­ кого развития горной промышленности возможно развитие всей нашей промышленности,— эту связь мы ощущаем на каждом шагу. И если, например, уже в настоящее время топливный кризис затруд­ няет развертывание производства, то абсолютно ясно, что дальнейшее наше развитие не может идти без накопления достаточных топливных ресурсов.

В горной промышленности, как и в остальных отраслях нашего народного хозяйства, проблема ре­ конструкции основного капитала на основе новых научно-технических достижений является важней­ шей задачей. Лишь электрификация производства, его механизация и рационализация, применение в производстве принципов научной организации труда, нормализации и стандартизации могут обеспечить дальнейший подъем горной промышленности».

В перерывах между заседаниями делегаты знако­ мились, обменивались впечатлениями о прослушан­ ных докладах.

Н. М. Федоровскому, бывшему в то время дирек­ тором Института прикладной минералогии, предста­

вил

меня начальник Главгортопа ВСНХ СССР

А.

П. Чубаров, в подчинении которого находился

«Черембасстрест», где я был управляющим. Николай Михайлович обратился ко мне с просьбой оказать помощь одной геологоразведочной экспедиции Ин­ ститута прикладной минералогии. Экспедиция эта проводила разведку Алиберовского месторождения графита в двухстах километрах южнее Черемхова в Саянских горах, на Ботогольских гольцах. В те вре­ мена эти места считались чуть ли не краем света. Инструменты, взрывчатые материалы и продоволь­ ствие приходилось доставлять туда по узким горным

тропинкам на лошадях. Таким же способом выво­ зился и добытый графит. Транзит шел через Черем­ хово, где был организован перевалочный склад.

— Нам совсем немного нужно,— сказал Федоров­ ский.— Помогите взрывчатыми материалами. Мел­ кими партиями железная дорога их не принимает. Вагон — пожалуйста, а он нам не нужен. Да и дина­ митного склада нет, куда можно было бы разгрузить взрывчатку...

Я пообещал Николаю Михайловичу полное содей­ ствие во всем, что потребуется для экспедиции.

В царской России графит и графитовые изделия в основном ввозились из-за границы. Только 0,3 про­ цента потребности в графите удовлетворялось оте­ чественным производством, почти исключительно за счет Алиберовского месторождения. Да и этот алиберовский графит закупала германская фирма Фа­ бера, производившая карандаши. Потом эти каран­ даши продавались с большой прибылью для фирмы и у нас в России.

Советской промышленности графит нужен был позарез — ведь это и графитные тигли, и графитный порошок для чугунного и цветного литья, и графит­ ные щетки для электрооборудования. Особенно ост­ рой была нужда в графитных электродах для вы­ плавки высококачественной стали и алюминия.

Институт прикладной минералогии во главе с Н. М. Федоровским разведал более десятка месторо­ ждений графита, разработал методы его обогащения и технологию производства графитных изделий. В результате наша страна не только очень быстро

освободилась от его импорта, но и стала сама выво­ зить за границу.

В связи с этим вспоминается еще и такой эпизод. Сибкрайсовнархоз в 1921 году отправил Северным

6

морским путем в Англию партию графита с Курейского месторождения. Позже выяснилось, что это был не графит, а графитный сланец (добычей руко­ водили работники, мало сведущие в минералогии). Эта ошибка нам дорого обошлась. Импортеры отка­ зались покупать графит, да и наша электропромыш­ ленность посчитала курейский графит негодным.

И вот тут-то вполне проявился характер Николая Михайловича. Институт прикладной минералогии, зная наверняка, что в Курейском месторождении имеются пласты графита, содержащие до 90 процен­ тов углерода, решил более тщательно исследовать месторождение. Но ВСНХ и Наркомфин отказали в средствах. Тогда институт, зная, что наша электро­ техническая промышленность получает из-за грани­ цы 86-процентный графит по 625 рублей за тонну, сделав предварительную калькуляцию, предложил «Электротресту» доставить для одного из заводов шесть вагонов курейского графита с тем же 86-про- центным содержанием углерода, но в два раза де­

шевле.

Был заключен договор и получен аванс, на кото­ рый институт снарядил экспедицию. Она должна была добыть шесть вагонов высокосортного графита для завода и еще два вагона для научных исследо­ ваний, а также провести широкую разведку курей­ ского графита для более широкой добычи.

Экспедиция блестяще справилась с заданием. Правление «Электротреста» документально подтвер­ дило, что доставленный графит содержит 90 процен­ тов чистого углерода и что «среди доставленного гра­ фита имеются отдельные сорта, которые как по не­ значительному содержанию золы, так и по другим своим свойствам могут быть применены для выпуска высокосортных изделий электротехнической про-

7

мышленности, что позволит нам совершенно освобо­ диться от заграничной зависимости».

...После Горного съезда на протяжении более де­ сяти лет я встречался с Н. М. Федоровским — рабо­ тал под его руководством в системе объединения «Минералруд», встречался и на научных конферен­ циях, и на деловых совещаниях, и в кабинетах Ин­ ститута прикладной минералогии, и у него на квар­ тире в Москве на Большой Ордынке.

Николай Михайлович был замечательным собе­ седником, из тех, кто не только сам умеет интересно рассказывать, но и внимательно слушать. Обладая большими знаниями в области минералогии и гор­ ного дела и вообще будучи глубоко эрудированным человеком, он, например, у меня всегда во время беседы пробуждал интерес к новым для меня вопро­ сам и идеям, к пересмотру некоторых сложившихся понятий. От него я, к примеру, узнал о громадном значении и грандиозных перспективах добычи и пе­ реработки неметаллических ископаемых.

А о самом Николае Михайловиче, о его жизни я узнал частично от него, но больше от его друзей и из написанных им многочисленных книг и статей.

Коротко остановлюсь на основных вехах его жизни. Николай Михайлович Федоровский родился

18(30) ноября 1886 года в Курске. Отец был при­ сяжным поверенным, мать — учительницей. Сам он учился в Курской гимназии. Здесь он в 1902 году, шестнадцатилетним юношей, установил связи с ре­ волюционными организациями и в 1904 году вступил

вРоссийскую социал-демократическую партию.

В1905 году, по окончании гимназии, Федоровский переезжает в Москву. Московская партийная органи­ зация поручила смелому и энергичному юноше вести пропагандистскую и организаторскую работу в воин-

8

ских частях московского гарнизона. Позже он прини­ мал участие в Декабрьском вооруженном восстании.

После жестокого подавления царскими карателя­ ми революции 1905 года партия посылает Федоров­ ского в Петербург, где он работает агитатором в Ва­

силеостровском районе.

В апреле 1906 года Федоровский был направлен в Гельсингфорс (Хельсинки) и Свеаборг для участия в подготовке восстания Балтийского военно-морского флота. С этим связан его литературный псевдоним — Степан Финляндский. Здесь он встретился с Седым (Литвином) — активным деятелем Московского вос­ стания, возглавлявшим огранизацию восстания, за­ тем со сменившим его, присланным из центра това­ рищем Анатолием (Трилиссером), товарищем Вален­ тином (Воронским), товарищем Дмитрием (Пигитом) и другими подпольщиками. Николай Михайлович становится членом Центральной группы большеви­ стской военной организации. Группа развернула ши­ рокую пропагандистскую и агитационную работу среди войск, и в особенности среди матросов Свеа-

боргской крепости.

В июне 1906 года Федоровский был избран в Воен­ но-боевой центр восстания матросов флота и солдат крепости Свеаборг и Гельсингфорса.

Военная организация поддерживала связь со все­ ми крупными войсковыми частями. В каждом полку, почти в каждой роте были люди, распределявшие литературу и завязывавшие новые связи. Издава­ лась подпольная газета «Вестник казармы», редакто­ ром которой был Федоровский. Печатал ее типограф­ ский рабочий, товарищ Василий, прибывший из Ека­ теринослава (Днепропетровска). Газета печатала солдатские письма о жестоком обращении со стороны начальства, о систематическом недоедании... Гневные

9

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ