Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Шумский, Д. Л. Герой социалистического труда Н. П. Барабашов

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
19.10.2023
Размер:
5.57 Mб
Скачать

Люди трудовой славы

Д. ШУМСКИЙ

ГЕРОЙ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО

ТРУДА Н. П. БАРАБАШОВ

Издательство «Прапор» Харьков 1971

| K O tfT P U /jM -ГиИ ЭКЗЕМПЛЯР

Б2

Ш96

I

Гоо. i.

л

научно-,

v о гая

 

биб^иотс

ОР

ЭК ?С „Г ; р

Ч И Т А о ЧАЛА

Щ ъшв

£ /

1—6—4

БЗ № 26 поэ. 2—70М

Автор документального очерка рассказывает об известном советском ученом — астрономе Николае Павловиче Барабашове. Имя Героя Социалистическо­ го Труда, Заслуженного деятеля науки УССР, акаде­ мика, профессора Харьковского университета им. А. М. Горького широко известно не только в Со­ ветском Союзе, но и далеко за его пределами.

Работы Н. П. Барабашова по определению атмос­ ферного давления, структурных особенностей и при­ роды материков, морей, полярных шапок, каналов и их сезонных изменений на Марсе, а также иссле­ дования атмосферы Венеры, микрорельефа и приро­ ды внешнего покрова лунной поверхности в связи с бурным развитием космических исследований при­ обретают большое значение. Многие научные пред­ видения ученого в этой области блестяще подтверди­ лись при непосредственном изучении Луны и планет с помощью космических аппаратов.

Н. П. Барабашов был одним из авторов и редак­ торов «Атласа обратной стороны Луны». Он автор многочисленных монографий и научных статей. Боль­ шое число его работ переведено на иностран­ ные языки. Им создана известная школа астрофизики и воспитана целая плеяда ученых-астрономов.

Много сил и энергии Н. П. Барабашов отдавал научной, педагогической и общественной деятельно­ сти. Он дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР.

Советское государство высоко оценило заслуги Николая Павловича Барабашова, удостоив его звания Героя Социалистического Труда, наградив четырьмя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Зна­ мени и медалями.

3

РОЖДЕНИЕ МЕЧТЫ

Коле Барабашову исполнилось шесть лет, когда Харьков всколыхнула первая, став­ шая знаменитой, маевка, которая возвести­ ла о переходе рабочего класса к полити­ ческой борьбе. Это было 1 мая 1900 года. Мальчику на всю жизнь запомнилось, как вечером собралась вся семья, пришли дру­ зья и знакомые, как до поздней ночи обсу­ ждали события прошедшего «жаркого» дня, взволнованно рассказывали о столкно­ вениях рабочих с полицией.

Возбуждение взрослых передалось и мальчику. Все, о чем они говорили, потом приснилось Коле: и искореженные завод­ ские ворота на Петинке, и рабочие, отби­ вающиеся от озверелых казаков камнями и обрубками железа. Приснилось даже, как гонялся за ним свирепый губернатор, кото­ рого он и в глаза-то не видывал.

Когда по городу разнеслась весть, что будут выпускать политических, маленький Барабашов вместе со старшими ребятами помчался к местной тю рьме. Под натиском демонстрантов, опасаясь осложнений, влас­ ти вынуждены были пойти на освобожде­ ние политзаключенных. Тюрьма походила на потревоженный улей. Глазам любопыт­ ных мальчишек предстало бурлящ ее море рабочего люда. Лица собравшихся сияли радостью и счастьем. Освобожденные пря­ мо из ворот попадали в горячие объятия родных, близких и просто незнакомых харьковчан и тут же торжественно клялись

4

отдать все свои силы борьбе за победу правого дела— за освобождение рабочего класса. В глазах мальчишек политзаключен­ ные были настоящими героями.

Семья Барабашовых была довольно из­

вестной в

городе. Отец

Николая — Павел

Николаевич — медик

по

 

образованию,

участвовал

добровольцем

в русско-турец­

кой войне

1877— 1878

гг. за

освобождение

Болгарии.

По возвращении

с

фронта был

врачом при технологическом институте. Больше всего его интересовали глазные за­ болевания, поэтому не случайно он стал сначала ассистентом знаменитого окулиста Гирш мана*, а после его смерти — заведо­ вал глазной клиникой и кафедрой универ­ ситета. Бывал за границей, перенимая опыт лучших клиник. И своим делился. Павел Ни­ колаевич Барабашов разработал новый спо­ соб лечения роговицы.

Культурной, образованной женщиной бы­ ла и мать — Валентина Васильевна. Она окончила Харьковскую консерваторию по классу рояля. Мечтала стать пианисткой, но, увы, забота о воспитании детей мало остав­ ляла времени для музыки. Кроме Николая, у Барабашовых росли три дочери. И, естест­ венно, нелегко приходилось Валентине Ва­ сильевне. Но по вечерам она часто сади­ лась за инструмент, и в такие минуты в до ­

ме

раздавались

нежные

звуки

старинных

ский

* Л еонард

Леопольдович

Гмршмаи (1839— 1921) — украин ­

о ф тальм олог.

О сно ватель

глазной

клиники

в Харькове,

к о ­

торая

теперь носит его

имя.

Его именем названа и одна

из

улиц

го ро да.

 

 

 

 

 

 

5

русских романсов. Когда же Николай на­ учился играть на скрипке, мать стала для него незаменимым аккомпаниатором.

От отца унаследовал Николай прежде всего доброту, уважение к человеку и не­

примиримость

к фальши, честолюбию.

И бескорыстие.

Почти

всех

больных отец

принимал бесплатно.

Гонорар брал

только

с тех, кто мог

платить,— с имущих. Как-то

он вылечил от

тяж елого

недуга

бедную

женщину, которая долгое время не могла двигать руками. Поправившись, она прине­ сла своему исцелителю подарок: собствен­ норучно вышитый рушник.

Какая это была награда!

Д ом профессора Барабашова был почти родным для многих студентов-медиков. Не­ которые из них, победнее, обычно обедали с семьей профессора. Был среди них гру­ зин Кинкладзе. Он всегда первым прихо­ дил к обеду. Бойкий, жизнерадостный Кин­ кладзе был любимцем семьи. За столом он много рассказывал о родном горном крае. За обучение двух гимназистов Барабашов вносил свои деньги.

То, что доктора хорошо знали в городе, подтверждает один курьезный случай, ко­ торый произошел с ним, когда Павел Нико­ лаевич в ночное время возвращался домой от больного. В тот вечер Николай позже обычного засиделся над книгами. Взглянув на часы, мать спросила:

Ты почему не идешь спать?

Подожду папу.

6

Стрелка настенных часов медленно тащи­ лась по циферблату и наконец перевалила за полночь. Отца все не было.

Что это его так долго нет, а мам?

Задерж ался, наверное, у больного.

Успокаивая сына, Валентина Васильевна волновалась: не случилось ли чего? Прислу­ шивалась к каждому стуку, каждому шоро­ ху. Сердце предчувствовало что-то недоб­ рое. Ее опасения оправдались: как выясни­ лось позже, на Павла Николаевича напали грабители. Порядком избив его, они начали было уже раздевать его, как вдруг кто-то из них воскликнул:

Постойте, братцы! Да это же тот са­ мый человек, который меня лечил!

И бывший пациент просит прощения у распростертого на земле Барабашова:

Извините, доктор... Никак осечка про­ изошла. В темноте не разглядиш ь...

Шли годы. Николай, поступивший в 1-ю Харьковскую гимназию, учился легко и на «5». Много читал. Увлекался приключения­ ми и фантастикой. Но тоненькие детектив­ ные романы с описанием похождений зна­ менитых сыщиков никак не могли утолить

его ж ажду к книгам,

и

вскоре

шерлок-

холмсы уступили

место

героям Ж ю ля Вер­

на и Майн Рида.

Романы

этих

писателей,

издававшиеся в виде приложений к журна­ лу «Вокруг света», Николай прочитывал от

корки

до корки. Его любимые герои — это

люди,

одержимые

бескорыстной страстью

к исследованиям

и открытиям, они совер­

7

шают необыкновенные путешествия. Идеа­ лом Николая был капитан Немо.

Из прочитанного в то время запомнились книги о путешествии Карамзина, о звездном небе и его чудесах. Но неизгладимый след оставила «Живописная астрономия» Ф лам - мариона и «Путешествие на Луну русского ученого» Ф ора и Графиньи. Последняя кни­ га особенно увлекла юношу. В ней расска­ зывалось о том, как русский профессор Осипов изобрел «страшный порох» и осу­ ществил свою давнюю мечту — полет на Луну. Смелый, дерзновенный полет мысли героя заставил Николая более глубоко за­ интересоваться астрономией. Как-то ему подарили подзорную трубу. Он приспосо­ бил ее для наблюдения неба, планет и Лу­ ны. Бледная Луна манила очертаниями кра­ теров и таинственными названиями лунных «морей» — Море Кризисов, Море Ясности...

Николай постепенно осваивает технику фотографирования. Один из его снимков Луны преподаватель гимназии Ростислав Дмитриевич Пономарев демонстрировал гимназистам на уроке физики.

На звездное небо юноша мог смотреть без конца. Он быстро узнавал Венеру — Вечернюю звезду, плававшую в розовых лучах солнечного заката. Не раз уже наблю­ дал зловещий красный свет Марса — неда­ ром же древние греки назвали эту планету именем бога войны! — любовался ф о сф о ­ рическим блеском Сатурна, ровным, вели­ чественным сиянием Ю питера. Это ведь звезды? Среди других звезд, больших и ма­

8

лых, они — самые крупные и светят спокой­ ным, немерцающим светом. Вместе со все­ ми светилами небосвода совершают они быстрый оборот над Землею — от заката Солнца и до его восхода. Но вот что непо­ нятно: все звезды как бы вколочены в не­ бесный свод и у них свое неизменное, точ­ но определенное место, а Венера, Ю питер, Сатурн и Марс кочуют по небу, переходят из одного созвездия в другое. Еще быстрее передвигается среди звезд Луна. Отчего они не падают?

Пономарев был доволен, услышав такой вопрос от ученика. Он видел, что не на­ прасно отдавал свой вечерний досуг этому воспитаннику. У Николая хорошая голова, пытливый ум . Что ж, пришло время сделать

еще один

шаг — учитель перешел

от обзо­

ра Вселенной к объяснению ее законов.

Мальчик увлекался электротехникой, сам

мастерил

батареи, изготавливал

пластины

для аккумуляторов. Большой интерес вызы­ вали генераторы. Но главное— небо. Оно манило его всегда. Подзорная труба уже не удовлетворяла его, он пробует самосто­ ятельно строить телескоп, но времени для этого у него оставалось мало. Передовая часть молодежи гимназии не могла оста­ ваться безразличной к политической жизни России, тем более Николай, который вырос в демократически настроенной семье. Сын гордился тем, что отец в молодости добро­ вольцем ушел освобождать болгарский на­ род от турецкого 'ига, что в их доме соби­ рались передовые люди города — медики,

9

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ