Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги из ГПНТБ / Кузнецов С.С. Андрей Дмитриевич Миклухо-Маклай

.pdf
Скачиваний:
6
Добавлен:
29.10.2023
Размер:
3.02 Mб
Скачать

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. А. ЖДАНОВА

*

ВЫДАЮЩИЕСЯ УЧЕНЫЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

С. С. КУЗНЕЦОВ

Андрей Дмитриевич

МИКЛУХО-МАКЛАЙ

Издательство Ленинградского университета 19 0 9

гос. пуеличнАЯ

НАУЧН-ТЕХНИЧЕОКА

ЕИВЛИОТЕКА ОООР

б /

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Ленинградского университета

mi

Вброшюре рассказывается о жизненном пути, научно-педагогической и общественной дея­ тельности крупного ученого, профессора Ленин­ градского университета Андрея Дмитриевича

Миклухо-Маклая.

Дается характеристика основных трудов Андрея Дмитриевича в области стратиграфии верхнего палеозоя, систематики и филогении фораминифер и водорослей.

Брошюра рассчитана на широкий круг чита­ телей.

9 - 2

110—69

Андрей Дмитриевич Миклухо-Маклай скончался совершенно неожиданно и почти мгновенно, 13 марта 1965 г. в 12 часов дня в одном из домов отдыха ст. Ре­ пино Ленинградской области. С утра предполагалась лыжная прогулка, но Андрей Дмитриевич остался на даче.

Это был высокий, сильный, крепкий человек, зака­ ленный многолетними геологическими экспедициями в высокогорных районах Тянь-Шаня, а также походной Жизнью солдата-разведчика, прошедшего боевую страду Великой Отечественной войны. Иногда он жаловался на недомогания, но ничего не было такого, что бы говорило о возможности столь, близкой его кончины. Умер он в возрасте 51 года. Уйти из жизни в таком возрасте вообще трагедия, для ученого же это — катастрофа в плане не только личном, но и общественном.

У всех наук о природе — у ботаники, зоологии, гео­ логии и др. — основным методом изучения является на­ блюдение и опыт. То и другое идет медленно, неодно­ кратно повторяясь. Опыты требуют варьирования, на­ блюдения, сопоставления и сравнения изучаемых объектов в разных условиях. Необходимо учесть также

3

наличие теперь почти по каждому вопросу обильной литературы, часто не обобщенной и противоречивой. Процесс ее изучения, освоения и сопоставления с ре­ зультатами личных наблюдений и опытов длителен. По­ этому ученый-натуралист формируется медленно и про­ никает в сущность своих проблем лишь после упорной многолетней работы. Возраст около 50 лет есть, по-ви­ димому, тот оптимум, когда ученый накопил большие знания, много 'наблюдал, размышлял, у него выработа­ лись свои научные убеждения, идеи, которые становятся основой его повседневных изысканий. К этому возрасту вырабатывается и та самодисциплина ученого, которая побуждает его идти на любые материальные и мораль­ ные жертвы, в крайнем случае даже рисковать своей безопасностью. Не внешние обстоятельства руководят таким ученым, а его отношение к науке.

Вот к этой-то дате и подошел Андрей Дмитриевич. Научная зрелость его стала отчетливо видной. Она с большой силой и яркостью проявилась в его блестяще защищенной докторской диссертации: «Верхний палео­ зой Средней Азии».

Полный замыслов, новых идей о перестройке страти­ графической шкалы верхнего палеозоя, о выделении па­ леогеографических зон тех эпох на всем евразиатском материке, Андрей Дмитриевич работал исключительно напряженно и как профессор, учитель молодежи, и как исследователь. В одной из своих книг американский ма­ тематик Норберт Винер пишет: «Преподавание в выс­ шей школе отнимает много сил, а когда, кроме этого, занимаешься еще исследовательской работой, чувст­ вуешь себя загруженным до предела... Интенсивная исследовательская работа изматывает до предела». Ученый должен отдыхать с такой же полнотой, с кото­ рой он отдается работе. Андрей Дмитриевич был далек

4

Of этого мудрого правила, что, несомненно, послужило одной из причин его ранней смерти.

Андрей Дмитриевич Миклухо-Маклай принадлежал к одной из замечательных семей русских интеллигентов, которые оставили глубокий след в истории русской обще­ ственной мысли. К их числу принадлежат семьи Толстых, Короленко, Северцовых, Стасовых, Милюти­ ных, Вавиловых и многие другие.

По семейным преданиям, ( родоначальником семьи Миклухо-Маклая считается польский воин Микаэль Маклай, шотландец по происхождению, попавший в плен к Богдану Хмельницкому, когда последний разбил поляков при Желтых Водах (1648 г.). Пленный на­ всегда осел в одной из казацких семей, обрусел. Далее история приводит нас к запорожскому казаку из города Стародуба Степану Миклухо, прославившемуся отвагой при взятии турецкой крепости Очаков (1788 г.), за что

ибыл указом Екатерины возведен в дворянство. Затем известен Николай Ильич Миклухо-Маклай —

инженер-путеец, строитель железной дороги Петербург— Москва. В составе его многодетной семьи было четыре сына: Сергей, Николай, Владимир, Михаил. В семье господствовали демократические взгляды, и мировоззре­ ние детей формировалось под влиянием народнических идей. Сергей Николаевич — мировой судья. Сын его — Дмитрий Сергеевич — был отцом Андрея Дмитриевича.

Николай Николаевич — известный путешественник. За участие в студенческом движении он был уволен из Петербургского университета без права поступления в высшие учебные заведения России, а потому закончил свое образование в Гейдельбергском, Лейпцигском и Иеннском университетах. Затем он работал ассистентом у зоолога Э. Геккеля. Основные его научные достиже­ ния известны в области антропологии и этнографии.

5

Он убедительно доказывал, что расовые и культурные особенности народов формируются под влиянием при­ родной и общественной среды. Проведя исследования в Океании (с 1870 по 1886 г.), Н. Н. Миклухо-Маклай пришел к выводу, что народы Океании, отсталые в куль­ турном отношении, по своим умственным и моральным качествам ни в чем не уступают европейцам. Л. Н. Тол­ стой писал ему: «Вы первый, несомненно, опытом дока­ зали, что человек везде человек, т. е. доброе, общитель­ ное существо, в общении с которым можно и должно входить только добром и истиной, а не пушками и вод­ кой». В своих произведениях Н. Н. Миклухо-Маклай го­ рячо разоблачал насилие и грабеж, совершаемые коло­ низаторами над коренным населением.

Третий сын — Владимир Николаевич был капитаном I ранга броненосца «Ушаков». Владимир Николаевич, сражаясь в Цусимском бою с превосходящими силами японцев, геройски погиб, последним покинув тонущий корабль. Это был опытный и знающий командир, пре­ данно любивший Россию. Предвидя гибельные послед­ ствия в столкновении с японцами, он хорошо подготовил команду к бою с сильным и коварным врагом. Офицеры и матросы сражались отважно, но японские корабли имели большую скорость хода и более дальнобойные пушки. «Ушаков» был поставлен в исключительные усло­ вия: враг мог его расстреливать, как мишень. Командир приложил все силы к тому, чтобы врагу нанести наи­ больший урон.

Михаил Николаевич Миклухо-Маклай был геологом и проводил исследования на севере Европейской России и на Мангышлаке. Он неоднократно помогал различными средствами своему брату Николаю Николаевичу, так как последний оказывался в затруднительном положении изза больших расходов во время экспедиций в Океанию.

Обращает на себя внимание, что в семье МиклухоМаклаев из поколения в поколение передается ряд за­ мечательных черт: преданная любовь к Родине, глубо­ кий, сознательный демократизм, большое мужество. Эти прекрасные душевные качества перешли и к Андрею Дмитриевичу.

А. Д. Миклухо-Маклай родился 24 июля 1914 г. в Москве. Не очень легкое детство его прошло на Украине и Северном Кавказе. Детей в семье учили отец и мать. В 1929 г., когда семья переехала в Ленинград, Андрей Дмитриевич поступил сразу в 6-й класс средней школы, но в 1931 г. перешел в школу ФЗО связи, телефонии и телеграфии, которую и окончил в 1932 г., получив, кроме технического, среднее образование.

Жизненная обстановка все время заставляла Андрея Дмитриевича работать. Особенно тяжелой была работа

впрокатном цехе на «Красном гвоздильщике». Все же

в1933 г. Андрей Дмитриевич поступил в Ленинградский университет. Учась и работая (а работать приходилось

даже грузчиком), он окончил его в 1938 г. по кафедре исторической геологии, получив диплом с отличием. Будучи на студенческой производственной практике в 1935—1936 г. в Средней Азии, Андрей Дмитриевич получил лестный отзыв от В. С. Малявкина и в 1937 г. за работу на Тунгуске от В. П. Тебенькова. Произ­ водственные геологические отчеты Андрей Дмитриевич выполнял на редкость тщательно и с любовью иллюст­ рировал их собственными многочисленными рисунками

снатуры. .

С1938 по 1941 г. Андрей Дмитриевич был аспиран­ том у проф. П. А. Православлева. С этого времени он и пристрастился к изучению верхнепалеозойских толщ Средней Азии, чему посвятия затем более 20 лет своей

жизни.

9

В 1941—1942 г. работал инженером-геологом на строительстве оборонительных рубежей. В 1942 г. был мобилизован и направлен в Арзамасское военное учи­ лище. Во время пребывания в училище он тяжело за­ болел тифом и был врачами приговорен к смерти. Под­ нял себя силой воли. Поправившись, Андрей Дмитрие­ вич всеми силами рвался на фронт и добился своего.

Мужественно и славно Андрей Дмитриевич прошел всю войну полковым разведчиком. Постоянная опас­ ность и настороженность развили природную смелость, стойкость и уверенность в действиях. Он говорил: «Я на­ учился быстро осваиваться с местностью, улавливать особенность вражеских войск и не раз ходил к ним в тылы, будучи уверенным, что вернусь к своим». Он всегда помнил о семье и каждую неделю, в какой бы обстановке ни был, писал жене и матери, умалчивая, однако, о контузии и ранениях. Однажды боевая обста­ новка сложилась так, что для отправки письма надо было перебегать опасную зону. Андрей Дмитриевич сде­ лал это, чтобы не волновать семью, которая иначе не получила бы положенного в срок письма.

Но длительное напряжение сильно расшатало здо­ ровье и особенно-нервную систему Андрея Дмитриевича. Демобилизовавшись из армии 25 сентября 1946 г. и вернувшись в университет, он медленно осваивал мир­ ную жизнь. Так, работая со мной на Кавказе в 1947 г., он ложился спать одетым и в шапке—не мог отвыкнуть от фронтовой привычки.

Наконец тяжести и горести войны отошли в прошлое, и, как я теперь вспоминаю, года с 1955—1956 Андрей Дмитриевич заметно, изменился — стал внимательным, спокойным, сдержанным, приобретал все больше и больше друзей'и горячие симпатии со стороны .студен­ чества.

ю

Соседние файлы в папке книги из ГПНТБ