Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

11006

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
27.25 Mб
Скачать

среда действия архитектонического подход – сфера реализации архитектоники как научного направлениямодификаций реальности.

2.Синархия артефактов творчества нуждается в проектно - интеграционных действиях, и для этого вводится конкретизация понимания архитектоники как иерархически подвижных структурированных полей, сфер, принципов, подходов, направлений.

3.Типологизированность внутренне иерархических значений понятий «архитектоника» и «синархия» дает право на толкование данных категорий, с одной стороны, через особую интегральность, универсальность

исистемность, а с другой стороны, структурность, иерархичность взаимодействий человека с окружающим миром.

4.В целостности выявления механизмлв организации созидания и реализации архитектонических закономерностей разрешаются противоречия сфер взаимодействия человека и мира, определены контуры архите к- тонической модели, ориентированной на исследование, прогнозирование

ипроектирование процессов социально-экономической организации пространства.

5.В контексте создания человеком артефактов, а в коллективном творчестве ансамблей предметно-пространственного мира проектная концепция архитектонического принципа может быть определена с позиций понимания идеи целого в формировании очеловеченной окружающей среды, а также корректно организованного отслеживания и управления тектоническими и архитектоническими процессами развития ноосферы.

6.В общей логике развертывания ноосферистики в единстве арх и- тектоники и синархии прогностического проектирования мегасоциотехнических систем могут быть сформулированы онтологические и гносеологические основы теории и практики артефактов искусственных предметов, создаваемых творцами средствами искусственного интеллекта в условиях научно-технического и техно-экологического прогресса.

7.Применительно к созданию артефактов и ансамблей утверждается

иаргументируется, что интеллектуальные процессы, а также правила деятельностной координации синархического формообразования, совершающиеся в русле социально-биологической и эколого-технической коэволюции, нуждаются в искусстве архитектонической организации искус-

20

ственного природоподобного мира, в развитии архитектоники как науки о гуманизации среды обитания.

8.С позиций общей архитектоники философии раскрываются механизмы резервов творчества людей через общую цель созидания . Архитектоническое необходимо как универсальное средство координации взаимодействий человека с окружающей средой.

9.Практика различных форм существования архитектонического творчества показывает потребность в соответствующей области интеллектуального обеспечения со стороны ряда видов человеческой деятел ь- ности; огромный исторический опыт совершенствования профессии архитектона, зодчего, архитектора подводит к потребности обоснования необходимость создания нового научного направления – архитектоники.

10.В архитектонике и синархии во взаимодействии с интеллектикой, кибернетикой, культурологией, синергетикой, соционикой, эстетикой, подкрепляемыми современными организационными технологиями, с единых позиций решаются философские, фундаментальные и прикладные вопросы корреляции противоречивых тектонических процессов, периодически катастрофически сталкивающихся в биогеоценозе и социотехногенезе.

11.В идеале всякого проектного творчества авторами должны быть определены собственные исходные принципы на основе двух взаимосвязанных теорий: предметно-пространственного мира и человека созидаю-

щего (homo architectonicus).

12.В связи с выявленными методологическими основаниями доминирующие подходы позволят различать уровни тектонических возможностей природы и архитектонических способностей людей, которые целесообразно осваивая естественные возможности предметно-вещных форм и развивая технико-технологический арсенал средств, преодолевают ограниченность среды обитания.

13.В русле развития философских идей о человеке, созидающем посредством проектного творчества, выстраиваются начала логики выведения системы качеств человека, проявляющиеся в его архитектоническом творчестве.

21

14.При планировании, прогнозировании ставятся проблемы развития правил этики формирования пространственного мира во взаимодействии со сферой общественного сознания.

15.В предельно общем плане архитектоника как алгоритмизированная прагматика креативной деятельности интеллектуально закрепляет позитивные результаты мироосвоения и методологически развертывается в качестве социальной философии созидания, которая трактует ся с диалектических позиций понимания научной картины мира.

16.В истории науки уже показано, как важно опираться на идеи философии всеединства В. С. Соловьева в сопряжении с идеями о ноосфере

В. И. Вернадского преемственности идей тектологии

А. А. Богданова.

17.Архитектоника философии в своей синархической целостности дает возможность выстраивать в русле фрактальной геометрии философию архитектуры, градостроительства и дизайна в триединой целостности.

18.В социально-культурологическом плане каждому проектировщику приходиться творчески выявлять специфику взаимопревращений архетипов и архитипов, процессуально включенных в синархическую систему человеческой деятельности с подвижной иерархией предметнопространственной среды.

19.Для понимания синархии творчества в качестве основного способа социального созидания, а также его критериев и меры, вводятся понятия «архитектоническая культура личности и общества», где последнее осмыслено как отражение присвоения и отчуждения, выражения опредмечивания и распредмечивания человека в творимом им мире пространств.

20.В контексте взаимодействия социальной философии и теории познания проявляется закономерная необходимость понимания процессов объективации и субъективации личности при формировании синархитектонического сознания людей как общечеловеческой ценности цивилизованного общества.

21.Синархия как интегральное проявление иерархической системы архитектонического, его высшая форма структурирования координации и

22

субординации, развертывается в отношении продуктивных форм творчества российского суперэтноса, обусловленных достижениями и открытиями отечественной науки, образами иконописного и авангардного искусства, жизнеутверждающими идеалами соборной культуры.

1.2. Основы научной деятельности и проектирование артобъектов

1.2.1. Наука для смыслового поля проектного творчества

Общая научная позиция всякого способного проектировщика определяется возможностью возвышения творчесткого применения архитектонического принципа в иерархиях синархии целостности реальных объектов. Проектное творчество в его многоплановых проявлениях, имеет практическую ориентацию на необходимость приведения к эвристическому единству всевозможных пластов знания в отношении к решению задач проектного задания. Хорошо, если эмпирически-прагматические исследования осуществляются с целью последующего ненавязчивого управления и деликатного направления процессов формирования гума н- ного предметного мира, свободного от штампов и бездуховности. В идеале интуитивно проявляется ясная авторская позиция творчески прогнозирующего человека (желательно в одном лице – проектировщика, ученого и художника), отрицающая анархию и разрушение «синархических» устоев мира. Далее сконцентрируем внимание на научном сегменте проектного творчества.

Рабочее определение науки: наука – родовая деятельность человечества, результатом которой является наращиваемая система знаний, в идеале ориентированная на выявление законов и объективно-точное (истинное) моделирование бытия реальных явлений – фактов. Цель науки – добиваться достоверного сопряжения идей, ноуменов, разумных позиций с закономерностями проявлений феноменов реальности. Деятельность ученых направлена на исследование, получение нового аргументированного знания, обработку информации, моделирование и развитие проектирования объектов в заменяющих их моделях-аналогах. Наука не является

23

закрытой сферой для проектирования и наоборот. Поэтому между ними в практике возникают многомерные взаимодействия.

Архитектоника является очень древним индикатором построения и организации мира, способом гармонизации и разделения разрушительных и созидательных начал. В новом научно-проектном качестве архитектоника проявляется в структурировании начал общей синархической цел е- сообразности в проективно-управленческом творчестве человека. Этому способствует организация институтов науки, развитие носителей информации и коммуникация научных сообществ.

Васпекте устойчивых жизненных условий сосуществования науки и проектирования они вместе находят свое отражение в универсальности взаимосвязей архитектоники проектной культуры и открытой к перепроектированию архитектоники наук. Здравый смысл общих рассуждений о приближении науки и религии к истине в современных условиях уже не подлежит цензуре. Ученый может быть верующим, а теолог – ученым. Более того, по аналогии полезно точно отработать профессиональные приоритеты, приемлемые для проектанта. В российском житейском менталитете, в отличие от науки «архитектоническое» может отражать символическое изящество согласованности глав в храме или поведенческую линию поступков верующего человека информационной эпохи в достижении равновесия индивидуального и коллективного блага.

Вобщечеловеческом плане идея архитектоники как всеединства с о- прягается с «осевым временем», начало которому, по К. Ясперсу, положил Христос (Бог-Человек). Аналогичные установки есть и в других основных мировых религиях. Божественный замысел «передается» человеку

ввозможности и способности проектного предвидения в ощущениях и предчувствиях меньших или больших свершений. Подобного рода отступление естественно, поскольку еще в древних монастырях протонаучные исследования исторически начинались с попыток доказать религиозные догмы. Возможно поэтому готический стиль на века остался не превзойденным по своей духовной возвышенности.

Архитектоника науки – структура, организация и высшая целеустремленность в самостановлении закономерностей, правил и критериев науки. В предельно общем виде архитектоника науки проявляется в с о-

24

пряжении категориального богатства информационных полей: «архитектоника» и «наука». За каждой из категорий стоят множества определений в различных интеллектуальных сферах жизни и деятельности людей. В своих генеральных совпадениях архитектоника предстает как наука, наука вся архитектонична, а архитектоника науки есть не что иное, как сво е- образный код самодостаточных начал структурных иерархий развития ноосферы – сферы человеческого разума, приобретающего планетарно - космические масштабы.

У истоков архитектоники науки трудами ученых стоит и пополняется «живое здание», проектируемое научные знания. Оно, словно энергетически питательная аура, позволяет древесному граду превращаться в град каменный, позволяющему познанием людей расти и крепнуть. Но возникают вопросы: «Что считать научным знанием? Любая ли информационная среда является позитивно питательной?». Далее вопросы ра с- тут как снежный ком: «Как разделить знание и незнание? Какое знание научно, а какое нет? Каковы критерии истинности теоретического знания?». В различных пластах и потоках сознания, знания и познания проявляется трансформация архитектоники науки и обыденной информации. Происходит это в разной мере и по-разному освещается в концептуальном, контекстуальном и прагматическом проектировании.

Разбираться в науке надо начинать с философии науки. Философское утверждение о том, что знание всегда неполно и мир лишь проступ а- ет в нем верно настолько, насколько всякое отражение, в том числе фил о- софское, культурологическое, научно-фундаментальное и научноприкладное, может быть неполным, неистинным. Философское утверждение о тождестве целостности мира и целостности знания восходит к проблеме тождества идеального и материального. Идея вещи и вещь как идея по мере решения проектных задач сопрягаются на обновляющихся горизонтах взаимопереходов объективации и субъективации, опредмечивания и распредмечивания, информатизации и овеществления. В общей арх и- тектонике подобия и совпадений человеческого знания и действительности научная картина мира создается учеными как своеобразное многомерное временное пространство (экстремумы и хронотопы науки), ма к- симально полно отражающее и моделирующее реальность.

25

Человеку все время чего-то не хватает в окружающем его предметном мире и он пытается отыскать «ВСЁ во ВСЁМ» (рис. 6). «Чего же не хватает человеку, где границы его новых качеств и новых оболочек пре д- метно-пространственных форм?». Отсюда возникает необходимость ставить вопросы об универсальности и феноменальности архитектонической культуры человека, раскрывающейся в архитектоническом искусстве, архитектонике целостной науки, проектной архитектонике и синархии.

Гуманитарный уровень мышления в проектном понимании действительности, стремление увидеть все через архитектонику «мироздания», перестраиваемого человеком, не дань традиционной моде, которая «с легкой руки» нашего крупнейшего отечественного ученого М. М. Бахтина заворожила читателей не только у нас, но и за рубежом. С

«архитектоники поступка», детально проанализированного Бахтиным, б е- рет начало принципиальная позиция авторов. Такой подход позволяет «приземлять» высокие абстракции философского анализа архитектоники предметного мира и «возвышать», казалось бы, обыденные явления нашей жизни до уровня осознания их как общенаучных феноменов культ у- ры («предметный мир – архитектоника науки, искусства, дизайна, техники, проектирования – мир человека»).

26

Рис. 6. Смысловое поле проектных переходов от закономерного к случайному в единстве универсализации ноуменального и феноменального

Наука и искусство, проходя через архитектонику проектных осмыслений ситуаций и при посредстве технологических интеграторов, опредмечиваются в технике. Техническая форма движения материи развивается по своим техногенным закономерностям, машинным канонам и технологическим правилам. Даже социальная форма движения материи, как более высокая по отношению к взаимодействию живого и неживого , в чем-то уже уступает своему же детищу – инфраструктурной мегамашине городских агломераций. Диалектика отражает суть развития живого и неживого, искусственного и естественного, социально-антропологического и со- циально-технического.

В фазах всемирной истории людей проходят витки ручной, ремесленной, мануфактурной; цеховой, фабричной, машинной; технической, индустриальной, постиндустриальной; робототехнической, технотропной и информационно-кибернетической цивилизации. То, что в архитектони-

27

ческой культуре имеет вариативный генетически-человеческий код, в архитектонике электронно-постиндустриальной цивилизации набирает жесткую многослойную геотекутоническую и глобально-космическую запрограммированность. Отлучения от истинных естественных законов синархии в моменты ускоренных научно-технических революций когда-то могут стоить человечеству жизни и возможности воспроизвестись вновь.

Современную науку трудно отделить от проектного творчества, хозяйства, а также и телематического мироосвоения. Именно на практике проверяется, чего стоят высокопарные истины показной учености. Ос о- бенно это заметно там, где сам объект субъективен по природе , например, социально-экономические системы, уникальные объекты, кланы супербогатых. Но если сегодня общество неразрывно в своем взаимодействии с природой, то вторая природа все более приобретает момент субъективности бытия. Все в действительности строится по неким общим организационным правилам, но и в них есть разные уровни и витки исключений из принятых ранее норм общедоступности людям технических благ.

Информационное поле, на котором зиждется наука, в своей униве р- сальности отражает нарастающую динамику богатства взаимодействия вещества и энергии. Там, где знание специалистов адекватно идущим процессам, появляется достоверная информация для проектирования. Фактор достоверности может сделать «формулу успеха» полем научной информации для массового применения. При проектировании пересечение научного и ненаучного на этом поприще вполне закономерно. В да н- ном контексте тотальная архитектоника науки проявляется как новая идеология мировоззрения, миропроектирования, мироорганизации и миропостроения. Новая интегральная архитектоника науки, получая от специалистов по философии и культурологии науки энергетику целостности, позволяет проектными средствами снимать противоречия созерцания и преобразования, приводя последние к отчуждению разрушительных начал в позитивном результате – созиданию по реально эффективному проекту.

Наука исторически является организационно-обслуживающей деятельностью всякого цивилизационного человеческого творчества. Она последовательно выполняет свои и иные номосологические (законосообразные), ноосферологические (разумные по человеческим мерам), инфор-

28

мационно-логические, методологические, педагогические и иные функ - ции. Научное знание обеспечивает людям путь движения к позитивным целям. В форме научных исследований прикладного характера научная деятельность способствует эффективности прогнозируемого планиров а- ния в проектной деятельности.

Наука выходит за границы точного знания, сопрягающего описания и аргументы истины и факты, выполняет многообразные прикладные, посреднические функции в составе практики. Наука силами ученых и технарей может решать сложнейшие проблемы производства и потребления, вопросы взаимодействия человека с предметным окружением, задачи описания и корректуры поведения элементов в структуре разных систем. Однако всеединство сфер идеальности, духовности, душевности, слагаемое из качеств идей, души и духа, не может быть подвластно только ин- формационно-рационалистическим построениям личности. К этому должны добавляться телесные носители и воля человека ищущего и сози-

дающего homo architectonicus (лат.).

1.2.2. Научно-художественный ракурс проектности

Притязания науки, отстаиваемые учеными, в ряде случаев безмерны, а в чем-то пока непосильны ей и ее служителям. Так, есть искусство, для которого душа такая же родная стихия, как воздух для полета птицы. На каком-то этапе становления науки отдельные очень яркие идеи «бились» как рыба об лед, чтобы иметь возможность переходов к другой стихии. Да, есть и летающие рыбы и ныряющие птицы, но все же это скорее и с- ключение из правил, чем само правило. Скорее всего , образ освоения земных, водных и воздушных стихий на примере из жизни животных о г- раничивает тот пока запредельный проектный потенциал природоподобия, который заложен во взаимодействии наук и искусств.

Универсальное качество архитектоничности, которое присуще об е- им часто взаимоисключающим экологическим и техническим сторонам, позволяет с успехом миновать многие препоны и преграды на путях культурной интеграции архитектоники науки и архитектонических искусств. В выдающихся произведениях градостроительства и архитектуры, дизай-

29

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]