Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

11059

.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
40.69 Mб
Скачать

СЕКЦИЯ №4 «АРХИТЕКТУРА, ДИЗАЙН РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

Руководители секции:

А.А. Качемцева, доцент кафедры ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства;

М.С. Шумилкин, канд. архитектуры, доцент кафедры ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства.

210

Д.В. Баринов, С.М. Шумилкин

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно- строительный университет», г. Нижний Новгород, Россия

ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТОВОГО ЗОДЧЕСТВА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Культовая архитектура эпохи классицизма в Нижегородской области сейчас составляет почти не исследованную область истории храмовой архитектуры. Несмотря на наличие краеведческих исследований, не существует фундаментальных исследований по культовому зодчеству этого периода. В данной статье предпринимается попытка выявить типологические особенности храмов периода первой половины XIX века и из всего многообразия выявить принципы, которые лягут в основу расширенной классификации.

Актуальность исследования вызвана большим исследовательским потенциалом культового наследия периода классицизма в Нижегородской области, а также активным обращением при проектировании культовых сооружений к историческим стилям, что предполагает изучение истории архитектуры и исследование малоизученных памятников. Кроме того, причиной служит, что упоминалось ранее, отсутствие комплексного исследования по Нижегородским памятникам культового зодчества.

К теме архитектурной классификации памятников обращаются многие исследователи в отечественной историографии, но чаще всего это относится к памятникам столичных образцов и только в последние десятилетия активно началась вести обширная работа по идентификации и описанию исторического наследия в провинции. Данная статья опирается на уже сложившиеся методы историко-архитектурного исследования, включающие натурные и архивные изыскания нижегородских объектов.

Развитие провинциальной культовой архитектуры в первой половине XIX века следует устоявшимся тенденциям к убыстрению перенятия образов и композиций столичной архитектуры. Автором были выявлены 366 образцов храмовой архитектуры периода 1790-1840-х годов, на их основе была проведена исследовательская работа по выявлению типологических принципов формирования культовой архитектуры:

- Стилистический принцип. Первая половина XIX века в российской архитектуре время высшего подъема стиля классицизм, но данный процесс был неоднородный на всей территории страны. На примерах нижегородской культовой архитектуры можно обнаружить интенцию стиля барокко, проявляющуюся в построении объемно-пространственной композиции (ярусные) и украшении деталями (наличники, фигурные

211

завершения). Переход к стилю классицизм происходит в двух вариациях, через трансформацию декора на сложившихся композициях храмов с незначительными изменениями и появлением новых построений храмов, пришедшие со столичных образчиков, иногда по проекту столичных архитекторов. Одновременно отмечается явление романтических тенденций в декоре зданий. Например, «готические» церкви Выксы. Автору видится стилистический признак конгруэнтным в данной классификации синтезу остальных признаков.

-По объёмно-пространственной композиции. Объемно- пространственные композиции этого периода условно можно разделить на две больших группы: традиционные, которые сложились ещё в период древнерусского зодчества и барокко XVIII века и новационные, возникшие

сустановлением стиля классицизм. К первому типу относятся ярусные композиции церквей, восьмерик на четвёрке, а также бесстолпные церквы. Второй тип выражается в первую очередь центрических сооружениях, храмах в форме греческого креста, а также ротондальных храмов. Ротонда становится самой распространённой формой в этот период.

-По осности. Из всех образчиков можно выделить два принципиальных варианта развития планировочной композиции: осевая композиция, когда по одной оси строятся несколько объемов, чаще всего состав такой: колокольня, трапезная, молельный зал и алтарь. Центрические храмы не обнаруживают в себе доминирующей оси, на которой строится последовательная смена объемов.

-По количеству завершений. В эпоху правления Елизаветы Петровны была законодательно утверждена установка на пятиглавие в завершении храмов, к первой половине XIX века закон переходит в традицию, и мы можем наблюдать пять главок в церквах с барочной стилистикой. С однокупольным завершением чаще всего были утроены небольшие сельские и деревенские храмы, соответственно, классицистического облика. Более монументальные и важные образцы отличались пятикупольным завершением, постановкой четырех малых барабанов по углам здания.

-По географии. Можно выделить четыре типа месторасположения храмов: городские соборы, торговосельские общинные храмы, деревенские церкви и монастырские церкви. Городские соборы не самый многочисленный вид объектов, но тем не менее они демонстрируют высокий уровень стилистической принадлежности, они играют зачастую важную градостроительную роль в планировочной структуре города. Храмы, построенные в бывших торговых селах нижегородской области, обнаруживают тесную связь с социальным заказом православной общины, где важна была развитая структура внутренних помещений. Деревенские церкви при поместьях дворян являются интересными образцами, где проявляются любые пожелания заказчика и творческие возможности

212

архитекторов. Монастырские храмы исследуемого периода очень редки на территории области. Это центрические сооружения лапидарные по своему декору, занимающие подчиненное значение в ансамбле с другими храмами монастырей.

-По расположению колокольни. Колокольня элемент традиционной композиции и чаще всего располагается на продольной оси линейных храмов, такой прием обнаруживает эволюцию от древнерусской архитектуры, поэтому очень органичен в объемно-пространственных композициях. В центрических храмах классицистического облика колокольня выносится за пределы основного объёма, считается отдельно стоящей, но всегда на оси восток-запад или же зачастую такие храмы строились без колоколен.

-По историко-культурной значимости. Этот принцип можно назвать надклассификационным, потому что свидетельствует о юридическом статусе объекта, принадлежности его к объектам культурного наследия. Этим статусом сейчас обладают не все объекты этого периода и поэтому происходит ускоряющийся процесс их девастации. Многие объекты уже утрачены и находятся в руинированном состоянии, поэтому важно фиксировать памятники, чтобы проводить на них своевременные ремонтно-реставрационные работы.

На основе представленных принципов классификации автором сформирована классификационная таблица памятников культового зодчества на территории Нижегородской области. Главной конечной целью исследования должно стать создание методологической модели, позволяющей провести исчерпывающую классификацию объектов с выявлением особенностей каждого памятника.

Литература

1.Щенков А.С. /Архитектура русского православного храма [Текст] / [Н. Е. Антонова и др.] ; под общ. ред. А. С. Щенкова ; Науч.-исслед. ин-т теории и истории архитектуры и градостроительства. - Москва : Памятники ист. мысли, 2013. – 523 c.

2.Серебряная Валентина Васильевна. Православные храмы классицизма первой половины XIX в. в Нижнем Поволжье Известия КГАСУ: журнал / учредитель и издатель: ФГБОУ ВО "Казанский государственный архитектурно-строительный университет". - Казань :

КГАСУ, 2018, 4 (46). - 2018. - 381 c. : ил., табл., 45-55 стр.

3.Плужников В. И. Типология объёмных композиций в культовом зодчестве конца XVIII начала XX в. на территории Брянской области //Памятники русской архитектуры и монументального искусства. — М.:

Наука, 1983. С. 157-198.4.

213

Д.В. Баринов

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно- строительный университет», г. Нижний Новгород, Россия

АРХИТЕКТУРНО-РЕСТАВРАЦИОННАЯ ПРАКТИКА В КИТАЕ

В последние десятилетия сфера охраны и восстановления культурного наследия претерпевает значительные изменения, в том числе меняются методы архитектурной реставрации. Поэтому важность этой работы обусловлена разработкой новых подходов к реставрации и приспособлению объектов культурного наследия на основе изучения международного опыта в данной области. Поиск таких подходов для архитектурной науки и практики коррелирует с общей установкой на сохранение, развитие и популяризацию культурного наследия в современном мире.

Обширно исследована в российской науке практика реставрации в европейских странах, но новейший вектор архитектуры направлен также на азиатский регион, активно развивающийся и встроившийся в единый инновационный архитектурный процесс. Китай как самая крупная экономика мира привлекает своим взглядом на наследие, философией исторического пространства, отличной от европейской. Развитие теории и практики реставрации в этой стране представляется туманным и неисследованным. В данной статье автором предпринимается попытка проаналировать интересные проекты последнего десятилетия, связанные с архитектурным наследием в Китайской Народной Республике.

При взгляде на процесс развития архитектурной практики в азиатском регионе, мы можем обнаружить общемировые тенденции к сохранению и поддержанию устойчивости архитектурной среды, которые перемежаются со смелыми опытами в формообразовании. Реставрация всегда была более консервативной областью и поэтому развитие новых подходов и методик часто индивидуально и имеет за собой серьезное обоснование. Рассмотрение реставрационной практики стоит продолжить на определенных примерах. В статье определены три примера различных по типологии и направленности. Стоит отметить, эта выборка не представляется достаточной для описания всей картины развития области реставрации в Китае, но создаст этюды конкретных подходов.

Сохранение шелковой фабрики в бывшем промышленном городе Учжынь было трудным процессом, на который пошел заказчик в лице города. Для этого было принято решение о превращении бывшего промышленной фабрики в арт-кластер с резиденцией, мастерской и галереей. Архитекторы заложили в проект консервацию исторического здания с пристройкой новых объемов для расширения экспозиционных

214

пространств. Такой ход позволяет сохранить архитектурные качества места, но при этом актуализировать их для последующего использования.

Рис. 1. Реставрация с реконструкцией шелковой фабрики Северной зоны

(арх. OLI Architecture PLLC, 2016 г.) [2]

Баланс «старого и нового» в проекте свидетельствует о качестве проведенных работ, как говорят авторы проекта – «первоначальные человеческие качества рабочего пространства были восстановлены и сохранены с их преобразованием в новый дом для проводимого в раз два года фестиваля современного искусства Wuzhen Art» [2].

Трудно обойти вниманием титулованный проект китайских архитекторов по регенерации среды старого города Наньтоу (Nantou Old Town Preservation and Regeneration (арх. URBANUS, 2017 г. Китай). В этом проекте отражается комплексный подход на всех уровнях, реставрация здесь соприкасается с общей проблемой запуска социальной активности в среде. Архитекторы формируют свое кредо, что «только уважая историческую подлинность и бережно сохраняя культурные накопления и исторические следы различных эпох, мы сможем сформировать городской историко-культурный район, где местная культура будет существовать вечно и всегда будет живой» [3].

Архитекторы принимают стратегическую модель развития территории, где доминирующим становится цель достижения устойчивости, чтобы сформировать динамичное во времени городское сообщество, основанное на местной традиции и культуре. Город осмысляется не как артефакт истории, а как город исторического наследия, с продолжающейся историей и культурой. Сохранение пространственного каркаса, реставрация уникальных зданий, реорганизация общественных территорий и новые архитектурные вставки тот круг задач, который был грамотно решен.

215

Рис. 2. Проект регенерации района Нантой в Китае, 2017 г. [3]

Такой принцип как развитие кластерного подхода к реставрации наследия, когда памятник является частью стратегии развития территории кажется наиболее жизнеспособным. Программы управления и развития позволяют комплексно оценивать потенциал не только с историко- культурной и архитектурно-эстетической точки зрения, но и экономической, что важно в пространстве микро и макроэкономики.

Рис. 3. Реставрация книжного магазина Лонг Шан (арх. A.C.R.E. Atelier, 2021 г.) [4]

Научная реставрация точечных зданий и комплексов чаще всего сопровождается приспособлением, так в проекте реставрации книжного магазина Лонг-Шан по проекту бюро A.C.R.E. Atelier изначально закладывалась идея создать общественное пространство с функциями книжного магазина, кафе, арт-резиденции и салона. Оригинальное модернистское здание было подвержено кропотливому изучению на

216

артефакты места, хранящие память о жизни памятника. Элементы исторического здания, например, текстура бетона, оставшаяся после деревянной опалубки, которая выполнена вручную, непременно сохраняются и более того становятся эстетически осмысленным. Внимание

кдеталям определенная возможность соприкосновения с историей места, что является необходимым шагом к возрождению жизни любого памятника. Процесс реставрации при этом сопровождается на всех этапах работой с «натурой». В это проекте мы можем видеть комплексный подход

кработе с историческим наследием, объединяющий экономический и эстетический аспекты, часто противостоящие друг другу.

Рассмотрев три несхожих по типологии примера можно сделать определённые выводы о том, что китайская реставрационная практика неизученное явление в отечественной теории архитектуры. Различные сценарии и методы проектирования, включающие новейшие исследования не только из профильных областей, но и смежных, расширяют возможности сохранения и устойчивого развития объектов культурного наследия. На современном этапе автору видится важным обмен опыта в области реставрации с азиатскими странами, чтобы расширять методики архитектурно-реставрационного проектирования.

Литература

1.Архитектурное наследие на рубеже XX и XXI веков: Проблемы реставрации и охраны наследия / Под ред. А.С. Щенкова. – М.: КРАСАНД, 2010. – 144 с.

2.North Zone Silk Factory / OLI Architecture PLLC – URL: https://www.archdaily.com/961439/north-zone-silk-factory-oli-architecture-

pllc?ad_source=search&ad_medium=projects_tab

(дата

обращения:

15.10.2022). – Текст : электронный.

 

 

3.Nantou Old Town Preservation and Regeneration 2017. – URL: http://www.urbanus.com.cn/projects/nantou-old-town/?lang=en (дата обращения: 2.10.2022). – Текст : электронный.

4.Long Shang Bookstore / A.C.R.E. – URL: Atelierhttps://www.archdaily.com/961148/long-shang-bookstore-acre- atelier?ad_source=search&ad_medium=projects_tab (дата обращения: 15.10.2022). – Текст : электронный.

217

И.А. Юдаев

ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный архитектурно- строительный университет», г. Нижний Новгород, Россия

УСАДЕБНОЕ ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ

На территории Рязанского края с давних времен размещалось большое количество дворянских усадеб. Еще в XIV-XV вв., в период образования единого Русского государства, рязанские князья платили дворянам за службу землей с крестьянами. Затем, после покорения Москвой княжества, уже московские государи поселяли своих дворян в пограничных рязанских землях, подвергавшихся в то время набегам степняков. Но в XVII в. их набеги прекратились, что позволило дворянам развивать и обустраивать свои имения [4].

Частью повседневной жизни дворянства всегда являлось соблюдение всех церковных обрядов: выдерживание постов, участие в таинствах, посещение службы в храмах не только по праздничным и воскресным дням, но и ежедневные общесемейные молитвы. Со временем храм становится непременным атрибутом не только крупных, но и небольших имений. Даже малоимущие помещики вносили посильный вклад в пользу церкви деньгами, утварью, иконами, продовольствием и прочим.

Сначала XVII века на территории края крупными землевладельцами

Волконскими, Переяславскими, Вердеревскими, Нарышкиными и Ляпуновыми положено начало каменному усадебному храмовому строительству. Храмы в имениях Нагино, Волынь, Жолчино, Храпово, Путятино и Исады [1] становятся первыми кирпичными культовыми сооружениями, построенными в небольших населенных пунктах, за пределами столицы региона и других крупных городов. С тех пор, постепенно, церковная архитектура в уездных городах начинает отставать в развитии от незаурядных сельских храмов [3].

Сначала XVIII в. и вплоть до революции 1917 г. Рязанская митрополия являлась одной из самых обширных церковно- административных единиц Российской империи, а по количеству церквей немного уступала только Патриаршей области.

Так, согласно «Памятной книжке Рязанской губернии», по состоянию на 1914 г. на территории губернии располагалось 1105 храмов (из них в уездных городах – 104), 23 монастыря (в том числе 10 мужских), 3 женских общины и 56 часовен. Среди храмов каменными были 770 (т.е. 69,7% от общего числа), а 335 – деревянными [1, 2].

В ходе исследования из общего числа церквей (1105) было выявлено 333 усадебных храма (т.е. свыше 40% от общего числа, не включая в

218

расчет городские сооружения). Из них 248 были возведены в камне (т.е. 74,5%), а 83 – из дерева [1].

Уточним, что понятие «усадебный храм» нужно трактовать в более широком смысле: под этим обозначением следует понимать любой храм, построенный на средства помещиков, поскольку церкви на территории поместий, предназначенные только для семьи храмоздателя, встречаются довольно редко (по крайней мере, на территории Рязанской губернии). Наиболее часто культовое здание строилось вблизи усадебной территории, рассчитанное и на сельский приход. Также встречаются случаи, когда храм возводился по заказу владельцев в селах, при которых вообще не было усадеб, а также на погостах.

На территории губернии начиная с XIX в. был выстроен целый ряд выдающихся архитектурно-парковых усадебных комплексов, и не менее ярких, иногда и уникальных, культовых сооружений при них [4]. Зачастую участие в их проектировании принимали именитые архитекторы, такие как Казаков, Баженов, Старов, Стасов, Жилярди, Кваренги, Бенуа, Померанцев и другие.

Октябрьская революция 1917 г. кардинально изменила привычный уклад жизни. С 1920-30-х гг. происходило повсеместное закрытие и разрушение церквей, а также национализация дворянских имений. В целом, во времена СССР в районах Рязанской области было полностью утрачено от 30 до 50% усадеб и церковных зданий [3].

До нашего времени сохранилось 170 усадебных храмов (т.е. 51,1% от дореволюционного числа). Некоторые из них используются по прямому назначению, другие руинированы и активно разрушаются. Тем не менее, каждый представляет немалый интерес, поскольку среди них встречаются ранние и самобытные произведения нарышкинского стиля, выразительные церкви в формах барокко, классицизма и ампира, а также яркие сооружения в псевдорусском духе (Таблица 1).

В 1990-е гг. происходило возвращение Церкви капитального имущества. Начат активный процесс восстановления культовых построек и некоторых усадеб (силами приходов, на средства меценатов и по федеральным программам), продолжающийся и до настоящего времени. На месте многих утраченных храмов выстроены новые, но не всегда отвечающие высоким архитектурным требованиям.

Тем не менее, руинированными остаются порядка 43% усадебных храмов бывшей губернии, некоторые из них аварийны. Десятки церквей расположены в полностью опустевших населенных пунктах, либо в селах на грани вымирания. Множество памятников, во времена СССР, поддерживающиеся в эксплуатационном состоянии, сейчас заброшены. Процесс разрушения усадебно-храмовых ансамблей достиг своего апогея именно в последние десятилетия.

219

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]