Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1 курс / Психология / Нейрографика

.pdf
Скачиваний:
18
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
6.46 Mб
Скачать

Феноменологическая редукция Э. Гуссерля и «Нейрографика».

П. Пискарев предлагает метод, который называет «Квадрант Метамодерна», и предлагает амплифицировать гуманитарные понятия по типологическому признаку.

Естественная установка – это то, какая реальность есть, то, как человек ее видит и хочет ее трансформировать, входя с ней в конфликт. Это представление, первый и последний пункты алгоритма, естественное состояние духа, все, что связано с 1-м квадрантом.

Вторым актом происходит феномено-психологическая редукция, по большому счету – это весь акт рефлексии, то что человек чувствует, видит, интерпретирует, ощущает – все, что связано с субъектом. Весь набор личных переживаний, связанных с этой естественной установкой, лежит в области феномена психологической редукции. Все, что принято считать очень личностным – это 2-й квадрант, эстетическая функция. Даже тот, если человек любит переживать ужас, тревогу, страхи, тем не менее, он еще остается в зоне эстетики, потому что нравится это чувствовать, а когда человек много чувствует, значит, он есть.

При этом эго подпитывается не тем, что человек просто себе что-то берет, присваивает, наоборот, человек постоянно испытывает удовольствие от того, что проживает эту психологическую редукцию, свои чувства. Даже через «негативные» чувства поддерживается сама идею, что существует – и это эстетическая функция.

Дальше, при переходе на 4-й пункт алгоритма, происходит процесс феномено-эйдетической редукции, когда естественная установка становится не просто феноменом материального измеримого бытия, а превращается в некую идею о чем-то. При эйдетической редукции естественный объект превращается в идею, так, например, конфликт с начальником переходит на уровень работы с «фоном». Человек выводит идею своего личного событийного конфликта на более общий уровень, признает себя участником большого мифа, архетипической ситуации.

Любая ситуация, которая в жизни происходит, это часть глобальной истории. Существует набор мифов или архетипов, которые определяют нашу жизнь. Эйдетическая редукция – это способность феноменально вывести объект в идею. Это еще платоновская идея, которая говорит, что есть любовь к человеку, а есть любовь вообще.

На уровне трансцендентальной редукции, дух освобождается даже от признаков объекта. Человек переходит в чистое созерцание, состояние, мышление, в синхронизацию, в духовную плоскость (религиозную часть плоскости по С. Кьеркегору), переходит к синхроничности, к полю, к линии поля. В трансцендентальной редукции завершается работа на линиях поля.

Если посмотреть на нейрографический рисунок через движение чувств, то на линиях поля это очень часто происходит: вдруг раз, и исчезают всякие чувства. Тот, который чувствует, исчезает, «Я» в трансцендентальной редукции исчезаю лично, исчезает субъект, который способен редуцировать феномен, разделенность между «Я» и тем, что происходит, растворяется в чем-то едином. Из этой энергии потом выводится в алгоритмы фиксация, создается новая естественная установка.

Когда благодаря феноменологической редукции, выраженной через алгоритм, процесс нейрографирования, происходит выход на тот уровень энергии, где человек освобождается сам от себя, тогда возникает способность свое сознание направить на создание новой формы бытия. Это называется фиксацией, это новая естественная установка, с которой потом продолжается жизнь до тех пор, пока она устраивает человека.

Трансценденция в духовной практике – это очень тонкое, деликатное удовольствие, не то же самое, что при психологической редукции или в удовольствии эстета и чтобы разделить понятия здесь вместо слова «удовольствие» стоит применить иное. Если в психологической редукции получается чувственное удовольствие, в эйдетической – удовлетворение, то в трансцендентальной редукции получаем благость. Благость – она как нектар, нужно еще обладать достаточной чувствительностью, чтобы принять эту форму блага. Не все туда сразу попадают, более того, это одно из объяснений, почему не у всех людей получается, и в этом состоит риск или сложность нейрографирования (По материалам П. Пискарева).

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

ЧТО ТАКОЕ «ЧИСТАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ» Э. ГУССЕРЛЯ

Чистая феноменология Э. Гуссерля и «Нейрографика». Назад к чистой феноменологии – это генеральный тезис феноменологической эпохэ— это термин, который ввел Э. Гуссерль, он означает принцип рассуждения, с приостановкой мышления, как будто предлагается через этот феноменологический эпохэ остановиться, сделать паузу и начать размышлять. Выйти из процесса своего коммунального, реактивного поведения, выделить какую-то часть бытия, нашего сценарного плана, и начать его размышлять, или выделить объект, ситуацию. Это то, чем занимается нейрографическая практика, когда определяется тема, когда выносится за скобки общего процесса и начинаем с этим работать, сама идея «вынести за скобки», -это очень феноменологический подход.

Логическая действительность не сводится к субъективной реальности, есть сущность и идея, неизменная реальность сама по себе. То, что даже субъективная реальность в ощущениях, интерпретациях – это еще не конечный акт того, что мы хотим познать, это уже достаточно

высокая философская мысль. С одной стороны, есть объект, с другой стороны,

есть субъект,

и отражение объекта в субъекте вызывает субъективное реагирование, то, что,

в том числе

делается в «Нейрографике». Дальше переводится размышление об этом объекте в еще более высокую плоскость, откуда еще несколько шагов дальше в удивительной субъективности. Эдмунд Гуссерль, можно сказать, творит платоновский жест: он выводит идею, процесс понимания в чистую идею. (по материалам П. Пискарева)

КАК МОЖНО УВИДЕТЬ Экзистенциальный анализ С. Кьеркегора в НЕЙРОГРАФИЧЕСКИХ РАБОТАХ?

Экзистенциальный анализ С. Кьеркегора, основателя экзистенциализма, датского философа. Он определял человека, как натурального человека по этим квадрантам, по мере развития духа или духовной жизни, человек превращается на следующей фазе в эстета – человека, который живет своими чувствами. По С. Кьеркегору, эстет, это не тот, кто склонен к красоте, а тот, кто чувственно потребляет жизнь, после чего развитие духа идет в область этики, развивается экзистенция, ощущение себя. Эстет живет удовольствием, он гедонист, его основная задача – взять от жизни все. Есть такие люди, которые уже вышли из своей натуральной среды обитания, им все равно как живут другие, они хотят взять от жизни все, получить максимум удовольствия.

Следующая фаза развития – этики, люди, которые живут удовлетворением, принимают на себя некоторую, в том числе общественную и прочую дисциплину, мораль, норму, личную норму, дисциплину, их дух развивается через удовлетворение. Иногда аскетизм, уход от потребления чувственных удовольствий, может давать, создавать состояние удовлетворения. Это очень понятно для тех, кто находится в борьбе с лишним весом и перед выбором: съесть булочку с вареньем, маслом, запить чаем, и получить чувственное удовольствие или отказаться

от этого и получить удовлетворение.

 

 

Люди,

которые

способны собирать удовлетворение, могут и организовать

свою диету,

а люди,

которые

принципиально

эстеты, по С. Кьеркегору, не способны

отказаться

от чувственных удовольствий. Эстеты получают удовольствие, но не удовлетворение. Следующим шагом в практике развития духа, является человек религиозный, в современном

контексте можно сказать, – человек духовный. Важно понимать, о чем речь: это не вопрос веры и следования канону, а вопрос высвобождения духа, и именно при высвобождении духа происходит трансцендентальное творчество.

На 4-м пункте базового алгоритма Нейрографики у этика эго существует, но переходит в другую форму. В процессе рисования базового алгоритма Нейрографики, создается другой прилив энергии на 3-м и 4-м пункте алгоритма, и доходя до них, когда все связывается, округляется, получается выход сознания на уровень удовольствия: «проблема решается». На 4-м

пункте алгоритма создается потоковое состояние

сознания, выход

в другую реальность,

и получается этическая функция и удовлетворение

дает значительно

больше энергии, чем

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

удовольствие, но эго тут еще не преодолено, поэтому выход к религиозному человеку по С. Кьеркегору, это и есть следующий этап феноменологической редукции, когда появляется выход уже в духовное переживание, где исчезает эго, а это собственно синхронизация на линиях поля. Надо понять, что при использовании этой терминологии можно опереться на парадигму, которую ввел С. Кьеркегор, потому что те же тексты, слова в других дискурсах могут определять чуть-чуть другие вещи.

Для того, чтобы обрести знания и способность быть селф-детерминированным, нужно отсоединиться от привычек. П. Рикер определял первичное отчуждение как: «Потерять себя, чтобы обрести знание». Немецкий философ М. Хайдеггер в работе «Бытие и время» определил, что опыт без понимания невозможен.

Сколько бы ни проживалась реальность, если она не осознается, нет опыта. Осознание – это с определенными допусками несколько шагов акта понимания, без этого у имеется не опыт, а лишь история событий, история о каких-то фактах естественного бытия.

Принципиально то, что изучение понимания происходит через восприятие, прежде всего через визуальные формы. Для нейрографов – это очень близко, так как через визуальнокинестетические операции производится и редукция, трансформация конструирование, которые организовывается в сознании того, кто рисует. (По материалам П. Пискарева)

ПОЧЕМУ НЕЙРОГРАФИКА – «ПРОСТРАНСТВЕННАЯ» ПРАКТИКА? Экзистенциальный подход М. ХайдеггерА

М. Хайдеггер ввел такое понятие, как «Dasein» – «бытие здесь», то есть бытие в конкретном месте, нет бытия вне места. В переводе с немецкого языка, «sein» —это бытие, а «da» – это пространство, и тогда Нейрографику можно определить как пространственную практику. Определяя в каждой своей работе экзистенциальный, личностный, бытийный подход, определяется для него также топологическая, пространственная характеристика, с одной стороны координаты, с другой стороны, масштаб и форма. Нейрографическая работа очень экзенстенциальна, так как никто не повторит линию, фигуру, тот образ, который дается субъектом в качестве реакции на определенную ситуацию.

М. Хайдеггер сильно развернул философию в 20-м веке, и если Э. Гуссерль призывал вернуться к вещам, то можно сказать, что М. Хайдеггер последний классик, который по аналогии с Э. Гуссерлем сказал: «Назад к себе!» [112]. Феноменология М. Хайдеггера очень пространственная, более того, у него есть целый набор работ, которые определяют искусство, как пространственную категорию и в которых он вообще размышляет о пространстве. Пискарев П. определяет «предрассудок» как фон интерпретации. Всегда интерпретации строятся на каком-

то предрассудке,

предварительном суждении,

на базе

знания, которое

всегда

уникально,

но никогда

не истинно. Так М. Хайдеггер предлагает «герменевтическую феноменологию»,

в которой

вопрос

о смысле

существования

равнозначен вопросу о смысле

познанного.

Понимание

здесь

выступает

первоначальной

формой

человеческой

жизни,

а не только

методической операцией. Герменевтический круг начинает строиться с возникновения некоего предпонимания темы и композиции свободного рисунка, к которым можно отнести и нейрографический рисунок, из которого вытекают рациональные и осознанные предположения о смысле последующих частей, и предвосхищается смысл целого. Предположение изменяется во времени, усложняясь все больше по мере чтения текста, иными словами, по мере погружения в его структуру. Именно это и носит название логики герменевтического рассуждения, составляющей смысловое движение понимания. Искусство здесь является носителем бытия, следовательно, в процессе интерпретации и понимания наряду с приростом смысла осуществляется и прирост бытия. Особенностью круга понимания является то, что интерпретатор произведения не должен его размыкать, делить на составные части, а, наоборот, объединить смыслы, находящиеся в нем. По этому поводу Г. Г. Гадамер пишет: «Взаимосогласие отдельного и целого – всякий раз критерий правильности понимания, если такого взаимосогласия не возникает, значит понимание не состоялось».

Поэтому процессуальный феноменологический подход дает возможность погрузиться

вбессознательное, предрассудочное превратить в рассудочное или предсознательное превратить

всознательное (закон Фрейда), расширить сознание, что является задачей для профессионалов при работе с другими людьми. Возможна и установка личной задачи, если идет работа с сами собой, расширить осознание в целях позитивных или желательных изменений у себя или клиента.

Феноменологический

анализ свободного

рисования –

рассматривает

конкретный опыт

и пытается описать

его

по возможности с минимальными

искажениями

или толкованиями.

Феноменологический

метод исследования

заключается

в интуитивном,

непринужденном,

доскональном, дескриптивном, аналитическом установлении различий и в приведении к ясности феноменов сознательной жизни. (По материалам П. Пискарева)

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

КАК ВЫГЛЯДИТ БАЗОВЫЙ АЛГОРИТМ НЕЙРОГРАФИКИ в контексте геременевтико-феноменологического анализа?

Рассмотрим герменевтико-феноменологический анализ нейрографических работ: базовый алгоритм метода «Нейрографика» в контексте геременевтико-феноменологического анализа точки зрения автора метода, П. Пискарева.

Если пространство рассмотреть как феномен топософии, то возможно его разбить на 4 сектора и в этих 4-х секторах рассмотреть этапы базового алгоритма Нейрографики через герменевтическую феноменологическую традицию, понимая, что они дадут нам понимание или организуют процесс понимания так, чтобы случилось осознание: «эпохэ» в процессе

размышления с маркером в руках.

 

 

 

Первый

квадрант совмещает в себе

несколько пунктов, во-первых, это тема. Первый

и седьмой

пункт алгоритма –

это

про

естественное бытие, про то,

как «я» существую

в реальности. В этом смысле

тема,

это

то, как интерпретируется та

ситуацию, которая

существует в жизни, это всегда является началом и завершением процесса. «Нейрографика» существует как практический метод и задача не просто осмыслить реальность, а изменить ее, преобразовать в новую форму, совершить некоторый круг понимания, чтобы создать новую реальность. Поэтому 1-й и 7-й пункт алгоритма лежат в одной плоскости, в плоскости естественного бытия.

В этом же квадранте, где находится естественное бытие, создается еще 2 акта из базового алгоритма. 2-й акт – это композиция, в алгоритме снятия ограничения, это то, что называется выбросом, катарсическим выбросом.

6-й пункт алгоритма – фиксация фигуры – это, то к какой новой форме видения человек пришел, и фиксация – это возвращение на новый круг бытия или на новый круг понимания интерпретации жизни, только уже в той форме, которая субъективно важна, выгодна, эффективна. Она не лучше и не хуже с точки зрения большой истины, она просто принципиально важна нам как субъектам.

3-й пункт алгоритма, это второй квадрант: «сопряжение», в режиме, когда слово должно соответствовать действиям, говорится «округление». Принципиальная задача состоит в том, во что превращается композиционная схема, набор объектов, который видится в реальности. Композиция – это принципиальная схема взаимодействия объектов на листе. На третьем пункте выводится то, как можно связать композиционные объекты, во время которого проявляется личность и первая реакция.

4-й пункт. В нем есть два подпункта: 4.1. «Фигура и фон» и 4.2. «Архетипирование». Осуществляется переход на уровень третьего квадранта. Интеграция – выход на д уровень феноменологии, осознания феномена, расширении проблематизации и интенции.

5-й пункт – там происходит процесс синхронизации, где прорисовываются линии поля. Синхронизация – это взаимодействие всех объектов в этом поле, все, что существует в поле, существует в связи с людьми, это единый поток, живое поле, оно не статично, не студень. С другой стороны, если что-то происходит с человеком – значит, на это реагирует и поле. За счет этого работает «Нейрографика»: меняется один элемент поля – меняется все поле, конфигурация взаимоотношений, когда меняется человек – меняется большая полевая структура.

Так устроен базовый алгоритм «Нейрографика» относительно 4-х квадрантов, которые предлагается рассматривать через эту топологическую схему.

Пример интроспекции на тему «Мой лишний вес».

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

ЧТО ТАКОЕ «КАРТА СОЗНАНЯ» П. ПИСКАРЕВА?.

Если всю карту сознания представить как 4 квадранта, то можно говорить, что 1-й квадрант – это актуальное, оперативное, естественное сознание, которым мы регулярно пользуемся. Когда мы различаем слова, видим, друг друга, что-то пишем, вспоминаем какие-то вещи, это оперативное актуальное сознание, и мы находимся в поле естественного сознания.

2-й квадрант – это индивидуальное сознание. Поэтому обозначается, что третий пункт алгоритма – это всегда работа очень индивидуальная сфера сознания, она касается того, как себя привести в гармонию, в состояние наслаждение жизнью, ситуацией, какой бы она ни была.

Если даже темой актуального сознания, рисунка является какой-то конфликт, то на третьем пункте алгоритма, во втором квадранте индивид занят собой, тем, как себя привести в сознание удовольствия от этого процесса. Принципиально рисуются конфликты, даже когда хочется хорошее превратить в очень хорошее, то все равно создается конфликт. Задача здесь, чтобы конфликт не раздражал, а наоборот человек мог сказать: «Я получаю чувственное удовольствие, я эстет в этом процессе (в процессе зарабатывания денег, завершения ремонта, выздоровления своего организма)».

На 3-м квадранте, на 4-м пункте алгоритма происходит переход на более высокий уровень и этик никогда не один, потому что этика – это принципиально коллективная история, соотношение себя с другими, там, где человек отказывается от чувственных эгоистических, индивидуально удовольствий «во имя», эго существует, но как коллективное эго – соотношение себя с другими. На этом этапе приходит удовлетворение от того, что «я член сообщества, участник общего бытия, а не случайный персонаж, не потребитель благ, созданных другими людьми».

4-й акт, где говорится про религиозное сознание по С. Кьеркегору, про синхроничность по К. Юнгу, про линии поля, про базовый алгоритм, осуществляется выход на уровень самости, это уже что-то большее, чем социум и связь с большой энергией. С точки зрения глубины сознания – это 5-й пункт алгоритма.

Рекомендовано к покупке и изучению сайтом МедУнивер - https://meduniver.com/

Итак, важно выделить герменевтико-феноменологическую тенденцию, в свете которой центральной фигурой онтологической картины становится человек с задачей осмысления своей жизни в перспективе жизнеосуществления. В последнем случае осмысление рассматривается не как фиксация существующего положения дел, не как внешняя относительно жизни процедура, а как феноменологическая (а в экзистенциально-герменевтическом контексте – личностная)