Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
382.doc
Скачиваний:
7
Добавлен:
30.04.2022
Размер:
3.33 Mб
Скачать

Библиографический список

1. Воронежская область в Великой Отечественной войне // Сборник документов и материалов. Воронеж. - 1948. – С.163.

2. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. т.3. М., 1968, С.С. 90-94,97-117, 121-130.

3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, т. 6. – М., 1971. – С. 60-64.

4. Во имя Победы (Воронежская областная партийная организация в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.). Сборник документов и материалов. Воронеж. – 1975. – С. 234.

5. Очерки истории Воронежской организации КПСС. – Вор. Обл. книж. изд-во. - С. 370.

6. Коммуна, 14 мая 1944 г., 28 мая 1944г.

7. Очерки истории Воронежской области. ч. II. С. 303.

8. Политическая работа № 8, 1988, С. 30-31.

УДК 94

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет,

Магистрант О. С. Замерина.

Россия, г. Воронеж, тел. 8 951 874 27 72;

е-mail: zamerina_olga@mail.ru

Voronezh State University of Architecture and Civil Engineering

Undergraduate O. S. Zamerina.

Russia, Voronezh, tel. 8 951 874 27 72;

е-mail: zamerina_olga@mail.ru

О. С. Замерина влияние татаро-монгольского ига на культурную и духовную жизнь руси

В статье рассматривается влияние татаро-монгольского ига на культурное процветание Руси и духовную жизнь народа. Несмотря на все трагические последствия завоевания, были и положительные факторы, которые заставляют посмотреть по-новому на данную страницу истории.

Ключевые слова: Татаро-монголы, иго, золотая орда, культура, духовная жизнь, восток.

O. S. Zamerina

INFLUENCE TATAR-MONGOL YOKE ON THE CULTURAL AND SPIRITUAL LIFE OF RUSSIA

The article examines the impact of the Mongol-Tatar yoke in Russia and the cultural prosperity of the spiritual life of the people. Despite all the tragic consequences of the conquest, there were also positive factors that make the watch a fresh look at this page of history.

Key words: Tatar-Mongols, yoke, golden horde, culture, spiritual life, east.

За свою более чем тысячелетнюю историю Россия пережила немало событий, которые коренным образом влияли на ее дальнейшую судьбу. Следует признать, что практически все они могут считаться переломными. Переломными, потому что не просто изменяли направление дальнейшего развития страны, а зачастую кардинально перестраивали государственное и общественное устройство или вообще ставили вопрос о существовании и независимости России.

Одним из таких событий, дискуссия вокруг которого продолжается вплоть до настоящего времени и имеет принципиальный характер, являлось вторжение монголо-татар на русские земли и последовавший затем период так называемого «ига» [1].

Вопрос о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшего за ним ига на развитие русского общества – один из самых сложных в истории Руси. Безусловно, что они повлияли на демографическое, хозяйственное, социальное, политическое и культурное развитие древнерусских земель[2. C. 8].

Преимущественно российские ученые характеризуют нашествие исключительно с отрицательной стороны.

Поход Батыя и 240-летнее иго разорили Русь. По подсчётам археологов, 49 русских городов были уничтожены Батыем. В 14 из них жизнь прекратилась навсегда, 15 превратились в сёла, возродились лишь 20. За последнюю четверть XIII в. Орда совершила 15 набегов на Русь.

Переяславль-Залесский разрушался 4 раза, Муром, Суздаль, Рязань – 3 раза, Владимир – 2 раза.

_________________

© Замерина О. С., 2016

В 1293 г. войско полководца Дюденя (Тудáна) – «Дюденева рать» по приказу хана Тохты разорила 14 городов (Владимир, Суздаль, Москву, Муром, Переяславль и др.).

Во Владимире мародёры Дю­деня даже вырвали медные плиты из пола Успенского собора. Историк В. Даркевич оценивает нашествие как «глобальное бедствие, катастрофические последствия которого были неис­числимы» [2. C. 9-10].

Безусловно, недооценивать влияние татаро-монгольского ига было нельзя. В народе монголов боялись и ненавидели, во многом опасаясь того, что они попытаются изменить государство по собственному образцу, либо предпримут попытки проникновения своей религиозной системы в духовную жизнь славян, когда те отдавали предпочтение лишь православию.

Татаро-монгольское господство, растянувшееся почти на два с половиной столетия, стало для Руси страшным потрясением.

Разрушительность этого нашествия не вызывает ни малейших сомнений, но вопрос о том, как именно оно повлияло на историческую судьбу России, по-прежнему остается открытым. По данному вопросу противостоят друг другу два крайних мнения, между которыми находится целый спектр промежуточных позиций. Сторонники первой точки зрения вообще отрицают сколько-нибудь значимые исторические последствия монгольского завоевания и господства. В их ряду, например, Сергей Платонов (1860–1933), который провозглашал иго лишь случайным эпизодом национальной истории и сводил его влияние к минимуму. По его словам, “мы можем рассматривать жизнь русского общества в XIII веке, не обращая внимания на факт татарского ига”[3. C. 110]. Последователи другой точки зрения, евразийцы, напротив сошлись во мнении, что без “татарщины” не было бы России.

“Несмотря на опустошения, произведенные монгольскими войсками, несмотря на все поборы баскаков, в период монгольского владычества было положено начало не только политическому возрождению России, но и дальнейшим успехам русской культуры. Вопреки часто высказывавшемуся мнению, даже влиянию европейской культуры Россия в московский период подвергалась в гораздо большей степени, чем в киевский” [4. C. 171-172].

Влияние монгольского завоевания на развитие Руси, в частности культурное, преимущественно в исторических трудах определяется как отрицательное. По мнению большинства историков, наступил культурный застой, выразившийся в прекращении летописания, каменного строительства, в падении грамотности т.д. Признавая данные последствия, и во многом соглашаясь с ними, следует отметить существование других исторических фактов, которые не всегда можно оценить с негативной точки зрения.

Восточные обычаи распространялись неудержимо на Руси во время монголов, принося с собой новую культуру. Изменилась общим образом одежда: от белых длинных славянских рубах, длинных штанов они перешли к золотым кафтанам, к цветным шароварам, к сафьяновым сапогам. Одежда на восточный манер [5].

Большое изменение быта внесло то время в положение женщин: домашний быт русской женщины пришел с Востока. Кроме этих крупных черт повседневного русского быта того времени,счеты, валенки, кофе, пельмени, однообразность русского и азиатского плотнического и столярного инструмента, сходство стен кремлей Пекина и Москвы — все это влияние Востока.

Церковные колокола, это специфическая русская особенность, пришли из Азии, оттуда и ямские колокольцы. До монголов в церквях и монастырях применяли не колокола, а «било и клепало». Литейное искусство было развито тогда в Китае, оттуда и могли прийти колокола [5].

В Поволжье остатки домов с облицовкой мрамором, водопроводы, надгробия, части серебряных вещей, венецианское стекло свидетельствуют о жизни монголо-татарских культурных сородичей ХIII-ХIVвв. И отношений с другими народами Востока [6].

Влияние Востока наложило свой отпечаток на народное творчество. Значительная часть великорусских народных песен, старинных и свадебных обрядов составлена, в так называемой «пятитонной», или «индокитайской» гамме. Эта гамма существует, как единственная, у тюркских племен бассейна Волги и Камы, у башкир, у сибирских татар, у тюрков Туркестана, у всех монголов.

Такое же своеобразие представляет и другой вид искусства — танцы. В то время как на Западе в танце должно быть наличие пары — кавалера и дамы, в танцах русских и восточных народов это не важно. Танцуют в одиночку, а когда и парой, то присутствие дамы не обязательно, танцевать могут два кавалера вместе или по очереди, так что элемент соприкосновения не играет в них такую видную роль, как в западных танцах. Движениям мужчины дается простор для импровизации. При движении ног заметно стремление к неподвижности головы, особенно у женщин.

Стиль русской сказки имеет аналогию со стилем сказок тюрок и кавказцев. Русский эпос по своим сюжетам связан с «туранским» и степным «ордынским» эпосом [6].

К положительным последствия также можно отнести создание высоких художественных образов во всех областях религиозного искусства: иконописи, религиозной литературе церковной музыке. Олицетворением этих достижений можно считать творчество Андрея Рублева. Очарование его творений кроется в гармонии нежных красок и чистом спокойствии композиции.

Известны имена и таких мастеров иконописи как Алимпий Печерский и Даниил Черный. Их творчество сопоставимо с мастерами итальянского Возрождения. В Новгороде и Пскове строятся каменные храмы: церковь Николы на Липне, церковь Успения на Волотовском поле, церковь Федора Стратилата и другие. В Новгороде сложилась местная живописная школа, на формирование которой оказал большое влияние великий византиец Феофан Грек. Будучи приглашенным на Русь, он принимал участие в росписях более 40 церквей. Его живописная манера была своеобразна, неповторима, его иконы, образы святых — Христа Пантократора и др. дышат страстностью, духовной энерги­ей и внутренним напряжением. Феофан Грек познакомил русских мастеров с византийским искусством и стал огромным явлением в художественной жизни Москвы. Он расписывал церкви и терема Московского кремля, работал вместе с Андреем Рублевым и Прохором из Городца над росписями Благовещенского собора [11].

Определенное влияние на древнерусскую культуру оказалисвязи с кочевым Востоком. Русские и кочевники не только воевали, но и напрямую торговали между собой. Хазары, скифы-сарматы, города Причерноморья, Закавказья и Средней Азии вступали в культурные контакты с Московской Русью.

Религиозно-национальный подъем той эпохи на Руси стал мощным фактором национального самосознания и культуры, чему в немалой степени объективно способствовала веротерпимость ордынской элиты. Этот период был свидетелем расцвета русской религиозной живописи в форме и фресок, и икон. Создавались описания жития святых, а также биографии некоторых русских князей. Центральной идеей этих произведений было и то, что монгольское иго - это кара Божья за грехи русского народа и что только истинная вера может вывести русских из этого тяжелого положения [7].

Отметив все выше сказанное, приходишь к выводу, что монгольское иго в Азии и Европе способствовало не упадку, а, скорее наоборот, подъему культуры Руси.

По мнению многих историков, самое значительное, что привнесли монголы в развитие Руси, касалось не столько политического или культурного устройства страны, сколько духовной сферы. 

“Велико счастье Руси, что в момент, когда в силу внутреннего разложения она должна была пасть, она досталась татарам и никому другому. Татары – “нейтральная” культурная среда, принимавшая “всяческих богов” и терпевшая “любые культы”, – пала на Русь, как наказание Божье, но не замутила чистоты национального творчества. Если бы Русь досталась туркам, заразившимся “иранским фанатизмом и экзальтацией”, ее испытание было бы многожды труднее и доля – горше. Если бы ее взял Запад, он вынул бы из нее душу [8. С. 343]. Татары не изменили духовного существа России; но в отличительном для них в эту эпоху качестве создателей государств, милитарно-организующей силы, они, несомненно, повлияли на Русь”[8. С. 344].

Можно без преувеличения сказать, что православная церковь свободно вздохнула во время владычества монголов.

От платежа тяжелой татарской дани было избавлено все русское духовенство с церковными людьми. Татары относились с полной веротерпимостью ко всем религиям, и русская православная церковь не только не терпела от ханов никаких притеснений, но, наоборот, русские митрополиты получали от ханов особе льготные грамоты, которыми обеспечивались права и привилегии духовенства и неприкосновенность церковных имуществ [6].

Вообще православное духовенство пользовалось у монголов почетом и покровительством. В 1270 г. хан Менгу-Тимур издал следующий указ:«на Руси не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиереев, иереев и т.д.»Хан Узбек даже расширил привилегия церкви: «Все чины православной церкви все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами бога» [9].

Фактор, который трудно переоценить в развитии русской интеллектуальной и духовной жизни – это роль живших на Руси и обращенных в христианство татар и их потомков [10. С. 15]. Один из них Петр Ордынский, основатель монастыря в Ростове. Были и другие известные личности. Выдающийся русский религиозный деятель XV века, тоже основавший монастырь, Св. Пафнутий Боровский, был внуком баскака. В XVI веке боярский сын татарского происхождения по имени Булгак был посвящен в духовный сан, и после этого кто-либо из членов семьи всегда становился священником, вплоть до отца Сергия Булгакова, широко известного русского богослова XX века [10. С. 15].

Российский историк, доктор исторических наук А. А. Горский считает, что «не научно ставить вопрос о положительном или отрицательном влиянии монгольского нашествия на развитие русской государственности. История Золотой Орды – это часть истории России».И я полностью с ним согласна. Ведь каждое событие истории России, изменившее политический уклад, обыденную жизнь населения, не может оставаться однозначным. Оно обязательно сопровождается с одной стороны тяжелейшими последствиями, а с другой – обновлением существующих порядков, привнесением нового, что не может, однозначно, трактоваться с негативной точки зрения.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]