Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Панорама философствования Запада Античность

..pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
1.68 Mб
Скачать

человеческим и, согласно этому положению, существует два рода творчества: один – человеческий, другой – божественный» [Платон 2: 341].

Платон о добродетели, о едином, как добродетели

– «Лахет»: «Я ведь причисляю к добродетели кроме мужества рассудительность, справедливость и все прочее

втом же роде» [Платон 1: 290].

«Протагор»: «…есть ли добродетель нечто единое, а справедливость, рассудительность и благочестие – ее части, или же все то, что я сейчас назвал, – только обозначения того же самого единого <…> – Добродетель едина, а то, о чем ты спрашиваешь, – ее части. – в таком ли смысле части, – спросил я, – как вот части лица – рот, нос, глаза, уши или же как части золота, которые ничем не отличаются друг от друга и от целого, кроме как большею либо меньшею величиною?» [Платон 1: 439].

«Пир»: «…лишь созерцая прекрасное тем, чем его и надлежит созерцать, он сумеет родить не призраки добродетели, а добродетель истинную, потому что постигает он истину, а не призрак?» [Платон 2: 122].

«Законы»: «Ведь все золото, что есть на земле и под землею, не стоит добродетели» [Платон 4: 179].

Платон о противоположностях

«Протагор»: «Не значит ли это, – сказал я, – что каждой вещи противоположно только одно, а не многое?» [Пла-

тон 1: 443].

«Горгий»: «А если эти состояния противоположны друг другу, значит, с ними все должно обстоять так же, как со здоровьем и болезнью, верно? в самом деле, человек не бывает

издоров, и болен сразу, и не бывает, чтобы он одновременно расставался и со здоровьем, и с болезнью» [Платон 1: 537].

«Федон»: «Нет ли между любыми двумя противоположностями как бы чего-то промежуточного? Так как проти-

131

воположностей две, то возможны два перехода – от одной противоположности к другой или, наоборот, от второй к первой. <…> Значит, раз они противоположны, то возникают друг из друга, и между двумя этими противоположностями возможны два перехода» [Платон 2: 23-24].

«Федон»: «Тогда мы говорили, что из противоположной вещи рождается противоположная вещь, а теперь – что сама противоположность никогда не перерождается в собственную противоположность ни в нас, ни в природе. Тогда, друг, мы говорили о вещах, несущих в себе противоположное, называя их именами этих противоположностей, а теперь

осамих противоположностях, присутствие которых дает имена вещам: это они, утверждаем мы теперь, никогда не соглашаются возникнуть одна из другой» [Платон 2: 63].

«Софист»: «Не считаешь ли ты движение и покой полностью противоположными друг другу?» [Платон 2: 319].

Критика Платоном софистики и красноречия

«Горгий»: «Что я понимаю под красноречием, ты теперь слышал: это как бы поварская сноровка не для тела,

адля души» [Платон 1: 499].

«Софист»: «…иными словами, охота за богатыми и славными юношами должна быть названа софистикою»

[Платон 2: 287].

«Софист»: «Этим именем обозначается основанное на мнении лицемерное подражание искусству, запутывающему другого в противоречиях, подражание, принадлежащее

к части изобразительного искусства, творящей призраки и с помощью речей выделяющей в творчестве не божественную, а человеческую часть фокусничества: кто сочтет истинного софиста происходящим из этой плоти и крови, тот, кажется, выразится вполне справедливо» [Платон 2: 345].

132

Платон о счастье и несчастии

– «Горгий»: «…человек несправедливый и преступный несчастлив при всех обстоятельствах, но он особенно несчастлив, если уходит от возмездия и остается безнаказанным, и не так несчастлив, если понесет наказание и узнает возмездие богов и людей» [Платон 1: 508].

«Горгий»: «…цель, которую надо видеть перед собой

втечение жизни… чтобы справедливость и воздержность стали спутницами каждого, кто ищет счастья…» [Платон 1: 552].

Платон об истине

– «Горгий»: «…истину вообще нельзя опровергнуть»

[Платон 1: 509].

– «Кратил»: «…кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит

оних иначе, лжет?» [Платон 1: 615].

«Федон»: «…именно этим путем двинулся я вперед, каждый раз полагая в основу понятие, которое считал самым надежным; и то, что, как мне кажется, согласуется с этим понятием, я принимаю за истинное – идет ли речь о причине или о чем бы то ни было ином, – а что не согласно с ним, то считаю неистинным» [Платон 2: 59].

Платон о теле как могиле души

– «Кратил»: «Многие считают, что тело подобно могильной плите (σήµα), скрывающей погребенную под ней в этой жизни душу. В то же время эта плита представляет собою также и знак (σήµα), ибо с ее помощью душа обозначает то, что ей нужно выразить… Так вот, тело есть так называемая плоть для души, пока та не расплатится сполна, и тут уж ни прибавить, ни убавить ни буквы» [Платон 1: 634].

Платон о благе, идее блага

«Горгий»: «…благу следует подчинить все остальное,

втом числе и удовольствия, но никак не благо – удовольствиям» [Платон 1: 543].

133

– «Горгий»: «Надо ли стремиться к удовольствию ради блага или к благу ради удовольствия? – к удовольствию ради блага.– Удовольствие – это то, что, появляясь, дает нам радость, а благо – то, что своим присутствием делает нас хорошими? – Совершенно верно.– Но хорошими становимся и мы, и все прочее, что бывает хорошим, через появление некоего достоинства? – По-моему, это непременное усло-

вие…» [Платон 1: 551].

– «Менон»: «…в человеке все зависит от души, а в самой душе – от разума, если только душа хочет быть благою» [Платон 1: 600].

«Государство»: «…в том, что познаваемо, идея блага

это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она – причина всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама – владычица, от которой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни» [Платон 3: 298].

Платон о космосе

«Горгий»: «…зовут нашу Вселенную «космосом», а не «беспорядком», друг мой, и не «бесчинством». Ты же, мне кажется, этого в расчет нисколько не принимаешь… Это оттого, что ты пренебрегаешь геометрией» [Платон 1: 552-553].

«Тимей»: «…наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он поистине с помощью божественного провидения» [Платон 3: 434].

Платон о справедливости и несправедливости

– «Горгий»: «Ибо это трудно, Калликл, и потому особенно похвально – прожить всю жизнь справедливо, обладая полной свободою творить несправедливость» [Платон 1: 572].

134

«Федон»: «Признаём мы, что существует справедливое само по себе, или не признаём?» [Платон 2: 16].

Платон о смерти

– «Горгий»: «Смерть, на мой взгляд, не что иное, как разделение двух вещей – души и тела, и когда они таким образом разделятся, каждая сохраняет почти то же состояние, какое было при жизни человека. <…> Когда душа освободится от тела и обнажится, делаются заметны все природные ее свойства и все следы, которые оставило в душе человека каждое из его дел» [Платон 1: 571].

Платон о добродетели вообще

«Менон»: [Сократ]«…что такое добродетель вообще;

иперестань “делать из одной вещи многие”…» [Платон 1: 583].

«Менон»: «…узнаем мы это как следует тогда, когда, прежде чем искать, каким образом достается человеку добродетель, мы попробуем выяснить, что такое добродетель сама по себе» [Платон 1: 612].

Платон о бессмертии души

«Менон»: «А раз душа бессмертна, часто рождается

ивидела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала; поэтому ничего удивительного нет в том, что

инасчет добродетели, и насчет всего прочего она способна вспомнить то, что прежде ей было известно» [Платон 1: 589].

«Федон»: «…раз выяснилось, что душа бессмертна, для нее нет, видно, иного прибежища и спасения от бедствий, кроме единственного: стать как можно лучше и как можно разумнее. Ведь душа не уносит с собою в Аид ничего, кроме воспитания и образа жизни…» [Платон 2: 69].

Платон о познании как припоминании

– «Менон»: «…искать и познавать – это как раз и значит припоминать» [Платон 1: 589].

135

«Менон»: «Так если правда обо всем сущем живет у нас в душе, а сама душа бессмертна, то не следует ли нам смело пускаться в поиски и припоминать то, чего мы сейчас не знаем, то есть не помним?» [Платон 1: 596].

«Федон»: «… какой из двух доводов ты выбираешь: что знание – это припоминание или что душа – гармония»

[Платон 2: 50].

Платон о диалектике и диалектиках

«Кратил»: «А того, кто умеет ставить вопросы и давать ответы, мы называем диалектиком?» [Платон 1: 622].

«Федр»: «И если я замечаю в другом природную способность охватывать взглядом единое и множественное… называю я их и посейчас диалектиками» [Платон 2: 176].

«Федр»: «…но еще лучше, по-моему, станут такие занятия, если пользоваться искусством диалектики: взяв подходящую душу, такой человек со знанием дела насаждает

исеет в ней речи, способные помочь и самим себе и сеяте-

лю…» [Платон 2: 185].

«Софист»: «Различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной за тот же самый – неужели мы не скажем, что это [предмет] диалектического знания?» [Платон 2: 324].

«Софист»: «…диалектику никому другому не припишешь, кроме как искренне и справедливо философствующему?» [Платон 2: 324].

«Государство»: «Конечно, ты называешь диалектиком того, кому доступно доказательство сущности каждой вещи» [Платон 3: 318].

«Государство»: «…диалектика будет у нас подобной карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно ставить какое-либо иное знание выше нее: ведь она вершина их всех» [Платон 3: 319].

136

Платон об именах, о речи, об ораторском искусстве

«Кратил»: «… кто знает имена, тот знает и вещи <…>

когда кто-то знает имя, каково оно, – а оно таково же, как вещь, – то он будет знать и вещь, если только она оказывается подобной имени, так что это искусство одинаково для всех взаимоподобных вещей» [Платон 1: 675].

«Федр»: «Сократ. Значит, тот, кто намерен заняться ораторским искусством, должен прежде всего произвести правильное разделение и уловить, в чем признак каждой его разновидности – и той, где большинство неизбежно блуждает, и той, где этого нет <…>…всякая речь должна быть составлена, слов-

но живое

существо, – у нее должно быть тело с головой

и ногами,

причем туловище и конечности должны подходить

друг другу и соответствовать целому» [Платон 2: 173-174].

«Теэтет»: «…[объяснять – значит] выражать свою мысль звуками с помощью глаголов и имен, причем мнение как в зеркале или в воде отражается в потоке, изливающемся из уст» [Платон 2: 269].

«Государство»: «Значит, ладная речь, благозвучие, благообразие и ладный ритм – это следствие простодушия (εύηθεία): не того недомыслия (ανοιαν), которое мы, выражаясь мягко, называем простодушием, но подлинно безупречного нравственно-духовного склада» [Платон 3: 167].

«Законы»: «Другая же часть касается телодвижений, которые имеют нечто общее с движением звука: это ритм. Но они имеют свой собственный образ, поскольку движение звуков – это мелодия» [Платон 4: 123].

Платон о подлинном бытии

«Федон»: «Так не в размышлении ли – и только в нем одном – раскрывается перед нею что-то от [подлинного] бытия?» [Платон 2: 16].

«Федон»: «… все, что мы в своих беседах, и предлагая вопросы, и отыскивая ответы, помечаем печатью «бытия

137

самого по себе» (αυτό δ εστί). Так что мы должны были знать все это, еще не родившись» [Платон 2: 30].

«Софист»: «Не правда ли, истинным ты называешь подлинное бытие?» [Платон 2: 306]

«Софист»: «…истинное бытие – это некие умопостигаемые и бестелесные идеи…» [Платон 2: 314].

«Софист»: «И говорите, что к становлению мы приобщаемся телом с помощью ощущения, душою же с помощью размышления приобщаемся к подлинному бытию, о котором вы утверждаете, что оно всегда само себе тождественно, становление же всякий раз иное» [Платон 2: 316].

Платон о любви

«Пир»: [Федр] «Ведь любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом» [Платон 2: 89].

«Пир»: «…любовь умеренных, которую нужно беречь,– это прекрасная, небесная любовь» [Платон 2: 96].

«Федр»: «…следует скорее жалеть тех, в кого влюбляются, чем завидовать им» [Платон 2: 141].

Платон о знании

«Пир»: «…правильное, но не подкрепленное объяснением мнение нельзя назвать знанием» [Платон 2: 111].

«Теэтет»: «Значит, не во впечатлениях заключается знание, авумозаключениях оних, ибо, видимо, именноздесьможно схватитьсущностьиистину, тамже– нет» [Платон2: 244].

«Теэтет»: «…знание и ощущение никогда не будут тождественны» [Платон 2: 245].

«Государство»: «Какие качества имеет предмет знания, таким становится и само знание» [Платон 3: 212].

«Государство»: «Знание направлено на бытие, чтобы познать его свойства. <…> Мнение же, утверждаем мы, направлено лишь на то, чтобы мнить» [Платон 3: 258].

«Политик»: «…арифметика и некоторые другие сродные ей искусства не занимаются делами и дают только чистые

138

знания? <…> а строительные искусства и все вообще ремесла обладают знанием, как бы вросшим в дела, и, таким образом, они создают вещи, которых раньше не существовало. <…> Значит, разделим все знания надвое и один вид назовем практическим, а другой – познавательным» [Платон 4: 4].

Платон о душе (мифологическая диалектика)

– «Федр»: «Ведь каждое тело, движимое извне, – неодушевлено, а движимое изнутри, из самого себя, – одушевлено, потому что такова природа души <…> Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него – один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь – его противоположность и предки его – иные. Неизбежно, что править нами – дело тяжкое и докучное» [Платон 2: 155].

«Федр»: «Души, называемые бессмертными, когда достигнут вершины, выходят наружу и останавливаются на небесном хребте; они стоят, небесный свод несет их в круговом движении, и они созерцают то, что за пределами неба»

[Платон 2: 156].

«Федр»: «При этом кругообороте она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает зна-

ние – не то знание, которому присуще возникновение и которое как иное находится в ином, называемом нами сейчас существующим, но подлинное знание, содержащееся в подлинном бытии. Насладившись созерцанием всего того, что есть подлинное бытие, душа снова спускается во внутреннюю область неба и приходит домой. По ее возвращении возничий ставит коней к яслям, задает им амброзии и вдобавок поит нектаром» [Платон 2: 156-157].

139

«Федр»: «Душа, видевшая всего больше, попадает

вплод будущего поклонника мудрости и красоты или человека, преданного Музам и любви; вторая за ней – в плод царя, соблюдающего законы, в человека воинственного или способного управлять; третья – в плод государственного деятеля, хозяина, добытчика; четвертая – в плод человека, усердно занимающегося упражнением или врачеванием тела; пятая по порядку будет вести жизнь прорицателя или человека, причастного к таинствам; шестой пристанет подвизаться в поэзии или другой какой-либо области подражания; седьмой – быть ремесленником или земледельцем; восьмая будет софистом или демагогом; девятая – тираном» [Платон 2: 157-158].

Платон о вещах

«Теэтет»: «В согласии с природой вещей должно обозначать их в становлении, созидании, гибели и изменчивости» [Платон 2: 210].

«Парменид»: «…конец и начало образуют предел каждой вещи» [Платон 2: 360].

«Парменид»: «Всякая вещь, полагаю, относится ко всякой другой вещи следующим образом: она или тождественна другой, или иная; если же она не тождественна и не иная, то ее отношение к другой вещи может быть либо отношением части к целому, либо отношением целого к части»

[Платон 2: 376].

«Государство»: «…качественное соотношение вещей: сами по себе они соотносятся только с самими собой, взятые же в соотношении с другими вещами, они принимают качества этих вещей» [Платон 3: 212].

Платон о методологии познания

– «Теэтет»: «Получается, нам в наших поисках нужно отправляться не от знания или незнания, но от бытия или небытия» [Платон 2: 247].

140