Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги / Панорама философствования Запада Античность

..pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
12.11.2023
Размер:
1.68 Mб
Скачать

ственно представлен в текущей жизни индивида. Он опирается на мудрость, свойственную личности1, и связан с ее способностями и индивидуальной природой человека2.

Мифологическое мировоззрение. Основу этого типа мировоззрения составляет миф. Миф – это рассказ, повествующий о том, что значимо для рассказчика и слушателей. Повествование ведется с позиции объяснения происхождения, генезиса. Повествование синхронизирует события, происходящие в сакральном и профанном мирах. Сакральный мир – то, что таинственно для людей, неизвестно, имеет тайну и может вызывать страх. Люди «видят» в сакральном мире своих умерших предков, божества и чудовища. Он является людям во снах, фантазиях, воображении, что закрепляется в подсознании человека. Этому миру противостоит и связан с ним профаный мир, который повседневен, воспринимается чувствами, эмоциями, переживаниями. Миф рассказывает о целостном мире, в котором живут его творцы и слушатели. Мифологическое повествование широко использует метафоры. Оно поэтически лаконично. Миф сопереживается творцом и слушателями, так что его восприятие не требует доказательств и опоры на авторитеты. Миф прокладывает душевную и духовную связь между поколениями людей, поддер-

живает интерес к деяниям

прошлого, связывая их

с настоящим и будущим людей.

Миф обеспечивает этносу

(человеческой общности, вырастающей из кровных и родственных отношений) его историю и повествует о его судьбе.

Миф – простая и исторически древняя форма коллективной культуры. Мифы социально институализированы, первоначально «впаяны» в жизнь стада, племя, род людей.

1 «Личность» – важнейшее для философии понятие. Личность характеризует ценностно-идеальную сторону бытия человека в культуре. Выдающийся вклад личности человека в культуре общества делает его имя и поступки бессмертным и общественно значимым.

2 «Природа человека» в данном случае обозначает его конкретную телесность, генетические особенности, этническую принадлежность.

11

Как коллективный институт, мифология противоборствует обыденному мировоззрению, которое, вырастая из личного опыта, защищает индивидуализацию. Будучи первичным преданием, мифы скрепляют здание культуры, придают ему главнейшие характеристики, выявляют то, что отличает один этнос от другого. Первоначально они были симбиозом форм духовной культуры. Из этого единства постепенно исторически выделялись и самостоятельно конституировались иные формы культуры. Мифы существуют и в современной культуре. Они, однако, потеряли свое исходное обусловливающее историю значение, но продолжают оказывать влияние на мировоззрение людей. Мифы в современной культуре поддерживают драматизм, что сохраняет истоки человечности под напором безликости рынка, чистогана, технологий, насилия, угрозы самоуничтожения человечества.

Религия как тип мировоззрения. Религия более осно-

вательно, чем мифология, «прорабатывает» проблематику сакрального мира. В религии трансцендентальное представление и воображение элиминируется до предельного состояния – трансцендентного1, которое объясняет божественное и сверхъестественное бытие, и сохраняется людьми посредством веры. Вера в божественное существование прокладывает новые пути в обществе для развития духовной культуры, развертывая специфический тип мировоз-зрения.

Предки «разумного» человека миллионы лет назад открыли технологию изготовления орудий в качестве вещей, направляя их деятельность на природу, но лишь 60 тысяч лет назад они стали хоронить покойников, вырабатывая соответствующие ритуалы, придавая им особую символику и значение. Если мифология сохраняла память об умерших поколениях людей с позиции генезиса, то религия стала высвечи-

1 Следует различать «трансцендентальное», как выходящее за конкретные «пределы», и «трансцендентное», которое выходит уже абсолютно за пределы сущего и, очевидно, фиксирует «сверхъестественное».

12

вать душевную и духовную связь всех людей. Первоначально религиозные воззрения были политеистическими, то есть предполагали веру во множество богов. Мифологические и политеистические представления во многих пунктах переплетались, но имели разную предметность и темпы развития.

Осевое время. Особо следует остановиться на событиях «осевого времени» мировой истории, протекавшего на протяжении VIII–II вв. до н. э. Понятие осевого времени ввел в научный оборот К. Ясперс, представитель экзистенциальной философии ХХ в. Он обратил внимание на то, что в этот период возникли мировые религии, которые последовательно стали использовать принцип монотеизма, то есть единобожия, и одновременно появилась философия. Монотеистические религии – буддизм, иудаизм, христианство, ислам, – возникая в отдельных этносах, духовно и мировоззренчески были ориентированы на все человечество, и исторически расширяли свой культурный контекст. Философия, как любовь к мудрости, на Востоке и на Западе возникла одновременно: на рубеже VII–VI вв. до н. э., и относительно независимо друг от друга, хотя на Востоке цивилизация сформировалась на тысячи лет ранее, чем на Западе. Событиям осевого времени предшествовали и способствовали явления: образование государств, классовое разделение людей, институализация разделения на господ и рабов, открытие письменности, функционирование искусства, накопившийся массив эмпирических знаний о природе, технологиях ее культурного использования. Социально-исторической основой осевого времени был переход от родовой организации общества к организации клановой, государственной и классовой. В этот период ценности культуры родового общества разрушаются, меняют значение, дополняются новыми ценностями.

Индивидуальное сознание. В фокусе событий осевого времени следует рассматривать появление индивидуального сознания, непосредственной основой которого было обыден-

13

ное мировоззрение с его опытной ориентацией на мир, и относительное ослабление влияния мифологического и политеистического миропонимания. Некогда относительно единое и однородное воззрение рода раскалывается, разбивается на множество «зеркал», которые используются индивидами для ориентации в собственной жизни. Эти «зеркала» и представляли собой сознания отдельных индивидов. Через индивидуальное сознание человек вырабатывал собственную позицию по отношению к миру, но подсознательно и сверхсознательно он по-прежнему был связан с другими людьми. В этих условиях становится возможным появление и выделение из массы людей особых, выдающихся личностей – учителей. Учитель – это человек, который не только ведет за собой других людей, учеников по пути познания и личностного формирования, но настраивает их на творчество, открывающее новые ценности и смыслы культуры. Так, у истоков мировых религий стояли личности, которые приобрели выдающийся авторитет. Философия также конституировалась через школы, которые создавались усилиями именно учителей. На Западе первой философской была школа в древнегреческом полисе Милет, которую создал в начале VI в до н. э. Фалес, а вторую школу – Пифагор, давший, как было отмечено, первое определение философии через мудрость.

Философия как тип мировоззрения. В осевое время складывается в качестве особого типа мировоззрения философия, ориентирующаяся на мудрость. Философия в ряду генезиса типов мировоззрения человечества – самое позднее образование. Она выполняет собственные функции в движении культуры общества.

Творческая философская позиция с неизбежностью включает в себя критику иных решений философских проблем. Критика имманентна философствованию. Наличие критики – еще одна отличительная черта философии, которая специфична для нее, что не присуще в подобной степени ее

14

конкурентам – иным мировоззренческим образованиям культуры. Философская критика связана с логической культурой личности и способом теоретико-методологического отношения к миру.

Индивидуальный опыт, переживание генезиса, вера и мудрость стали узловыми моментами в становлении разных типов мировоззрений. Они сопрягались в сложное полисистемное образование, постоянно структурирующее стано-

вящуюся и изменяющуюся культуру общества.

Синхроничность философии

Представление о философии, как любви к мудрости, которое на Западе появилось 26 веков назад, за эту долгую историю претерпевало изменения. Ныне философия определяется различным образом. «Определение» есть вербальное, грамматическое и логическое образование, которое выстраивает сознание человека, этого, как было отмечено, «осколка» коллективного воззрения людей на мир и самих себя. Многообразие определений философии свидетельствует о длительности бытия этого духовного феномена в истории общества, о наличии различных аспектов этой целостности, о смене культурных исторических контекстов ее существования. Каждое из определений философии, данное конкретным человеком, оказывается недостаточным, оно удовлетворительно лишь в каких-то отдельных аспектах, однако в рамках целого – бытия самой философии – конкретное определение имеет позитивное культурное значение.

Если представить философию как определенное интеллектуальное поле, в рамках которого разрабатывается мировоззренческая проблематика «мудрости» на протяжении исторического времени, то многообразие определений означает, что они синхронизированы. Понятие «синхронности» ука-

зывает на логическую согласованность и одновременность.

Это – согласованность во времени, одновременность разных

15

элементов системы, имеющих одно значение, несмотря на то, что в реальном историческом времени элементы выстраивались по-разному.

Синхроничность философии раскрывается средствами семиотики. Семиотика – наука о знаках и знаковых системах. Понятие знака постигается в ряду и последовательности: предмет (артефакт – вещь и человек) – знак – значение – смысл. Свойственная нашей культуре письменность развертывает фиксацию мысли слева направо, чем обозначаются ее границы, нарастают признаки и под конец раскрывается содержание сообщения, происходит коммуникация и общение между людьми. О начальном члене этого ряда, предмете, выше было сказано в аспекте анализа исследования и преподавания – научной дисциплине. В аспекте коммуникации «предмет (и человек)» есть ещё и сущее – то, что существует, и то, по поводу чего происходит обмен информацией. Знак преображает предмет в коммуникации, представляя его в жестах людей, вербальности, письменности, символах, формулах, схемах. В значении знак раскрывается общающимся индивидам как явление культуры. В смысле представлено содержание коммуникации и человеческого общения. Оно определятся на предельном уровне глубины, который раскрывает «поверхность» сущего – предмет и предметы, – по поводу которых осуществляется коммуникация людей. Однако смысл связан и с формой, через которую данное содержание осуществляется. То есть смысл формирует в определенных аспектах общающихся людей, заставляя их изменяться и усваивать ценности, которые создаются в культуре новыми смыслами.

Итак, синхроничность философии представляет ее как знаковую систему, в которой философствующая личность

раскрывает

смыслы, содержащиеся в отношениях мира

и человека.

В синхроничности философии обнаруживается,

что личность духовно «близка» любому философу, как древ-

16

PNRPU

нему, так и современному, и может использовать

понятия

и категории философии, выработанные в рамках

разных

культур и исторических эпох.

 

Философский гипертекст Запада

В настоящее время благодаря информационной революции возникает возможность общения людей разных стран через гипертекст, то есть множество текстов, связанных между собой. Гипертекст мировой сети признан как лучший способ упрощения доступа к различной информации. World Wide Web, которую называют также WWW, W3 или просто Web – это утилита просмотра информации, построенная по принципу гипертекста. Гипер-текст – метод представления информации, позволяющий просматривать ее не последовательно и независимо от того, как организована исходная информация. Гипертекст позволяет просматривать информацию, выбирая при каждом доступе к ней новый маршрут (или гипертекстовую связь). Общение через гипертекст выходит за рамки государственных и континентальных границ и синхронно может подключаться мультимедийно – через телефонию, телевидеоконференцию, через опубликованные работы.

Философия Запада, рассматриваемая как знаковая целостность, за 26 веков своего существования сложилась в развивающуюся целостность, которую можно рассматривать как специфический гипертекст1. Он есть совокупность текстов, каждый из которых есть самостоятельная знаковая система. Философский гипертекст, как собрание артефактов, бытийст-

1 Термин «гипертекст» создал Тед Нельсон в 1965 г. Классическое определение его было дано в 1987 г.: это «форма письма, которое ветвится или осуществляется по запросу»; это «нелинейное письмо», которое «больше, чем текст». Еще одно определение: «гипертекст – это представление текстовой информации как сети, в которой читатели получают свободу перемещения нелинейным образом». (См.: Шлыкова О. В. Культура мультимедиа. М., 2004. С. 82). Понятие гипертекста охватывает противоречие между деятельной стороной (письмо и чтение) и результатом, предстающим как текст, или как множество текстов, между которыми существуют разные типы связей.

17

вует в культуре посредством сохранения авторских набросков, рукописей, брошюр, книг, а ныне и электронных носителей информации, отчасти размещенных в Интернете. Философский гипертекст Запада – живое культурное явление. Он создавался в течение длительного времени множеством философов и все это время был востребован читателями. К нему обращаются не только историки философии, но все философствующие личности, а также изучающие эту дисциплину.

Философствующая личность, доводящая работу до текстуального выражения, манифестирует свое имя. На просторах философского гипертекста Запада можно наблюдать множество локальных участков, клочков пространств, пустот, возвышенностей, созданных в ходе диахронического1 философствования. Авторская разноуровневая чересполосица гипертекста помещает философствующую личность в узел интеллектуальной сети, которая по мере истории цивилизации Запада разрастается и усложняется.

Философский гипертекст востребован и системой образования современных обществ. Учебники и пособия представляют гипертекст в обобщенном изображении под углом зрения создавших их авторов. Это начальный уровень приобщения к философии. В основном он сводится к информационному подходу: преподаватель сообщает ученикам те знания, содержащиеся в гипертексте, которыми он сам овладел. При этом преподаватель всего лишь «дает» слушателям то, что ментально постиг в философском гипертексте и общаясь с коллегами. Такое преподавание основывается на «внешней» речи философа, которая осуществляется вербально и может фиксироваться письменно.

1 Диахрония – явление, противоположное синхронии, которая представляет собой одновременность и линейную соотнесенность в пределах некоторой общности. Диахрония представляет изменчивость, процессуальность, историчность явлений определенной общности.

18

Философский гипертекст Запада – огромный по объему информации культурный набор артефактов. Эти артефакты имеют не только философски информирующее значение, но и эстетическое, историческое и социальное. Неизвестно количество текстов, которые входят в состав философского гипертекста. Однако все создаваемые авторские труды основываются на гипертексте, используя из его состава язык, идеи, концепции, стилистику. Всякий новый текст, чтобы не оказаться всего лишь плагиатом некоторых мотивов гипертекста, создается в ходе творчества, в процессе которого создаются новые смыслы. Тексты авторов проходят проверку временем, выявляющую философскую значимость их содержания. Происходит и переосмысление значения текстов исторически признанных авторов.

Учебники и пособия, созданные на базе философского гипертекста, дают возможность самого быстрого и простого приобщения лиц, начинающих философствовать, к этому типу мировоззрения. Тексты выдающихся философов Запада следует называть первоисточниками, так как они непосредственно представляют гипертекст, входя в его базовый состав. В ходе исторического и культурного движения философского гипертекста первоисточники не должны утрачиваться, но подвергаться более точной реконструкции в плане выяснения авторства и точности состава. Артефакты гипертекста, как и все в мире, подвержено старению. Сохранение первоисточников гипертекста, включение их в читательский оборот очень важно для прогресса культуры общества и системы образования. Усвоение и понимание учениками и учащимися первоисточников более сложно, чем учебных пособий. Изучение первоисточников гипертекста позволяет достигать более глубокого уровня овладения философией учащимися.

Изображение результатов деятельности философов Запада в качестве гипертекста позволяет представить его как целостное явление культуры, в которое можно «погружать-

19

ся» изучающему человеку в разных пунктах, то есть конкретных текстах. При этом обнаруживается, что использованные в первоисточнике термины, понятия, рассуждения, выводы есть не только фиксация философской речи, но и основаны на иных текстах. Любой первоисточник представляет собой ментальный диалог автора с другими философствующими лицами. Текст и является результатом диалога, который позволяет автору выстроить свою позицию по проблеме и представить в качестве собственного творчества. В первоисточнике диалог философов имеет место и в том случае, если автор не называет имена других участников. При этом надо иметь в виду, что оппонентами автора являются не только другие философы, но и все иные участники мировоззренческого поля культуры – представители религии, мифологии, обыденного сознания. Поэтому все диахронические и синхронические «перемещения» по философскому гипертексту Запада должны учитывать диалогичность философской речи.

Любой текст нельзя понять без обращения к контексту, то есть условиям его появления, значениям и смыслам элементов культуры, в которой он создан. Соблюдение единства текста и контекста – условие вхождения в авторский диалог, что даст возможность понимания содержательной информации, и приводит к творческому философскому акту. Однако контексты любого текста весьма разнообразны. Они различаются по ряду параметров – исторических, культурных, общих, особых и единичных.

Внутренняя речь в диахроническом философствовании

Читательское погружение в философский гипертекст есть и подготовка к собственному творчеству, если личность открывает новые смыслы и складывается воля к достижению определенных результатов.

20