Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

!Учебный год 2024 / Прозум Л.М. Уголовное прав

.pdf
Скачиваний:
9
Добавлен:
26.01.2024
Размер:
5.46 Mб
Скачать

Глава 5. Преступления против конституционных прав и свобод

чить его согласие на включение других лиц (не внесших личного творческого вклада в создание объектов интеллектуальной собственности) в соавторы готовых или разрабатываемых изобретения, полезной модели или промышленного образца, т.е. заключить договор, позволяющий этим лицам получить авторские права.

Об определении крупного ущерба см. ч. 1 ст. 146 УК РФ. Субъект преступления – общий, т.е. вменяемое физическое

лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона – это как прямой, так и косвенный умысел. Виновный должен осознавать общественную опасность совершенного действия, предвидеть возможность или неизбежность причинения крупного ущерба и желать либо сознательно допускать его причинение, или относиться к этому безразлично.

Часть 2 ст. 147 УК РФ предусматривает следующие квалифицирующие признаки: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

§ 4. Преступления против личных прав и свобод

Нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ)

Часть 1 ст. 23 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Согласно ч. 1 ст. 24 Основного закона, сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. УК РФ в действующей редакции устанавливает ответственность за нарушение данного права в ст. 137, закрепляя в ней два самостоятельных состава преступления, при условии если осуществляется без согласия лица незаконное собирание или публичное распространение сведений, составляющих личную или семейную тайну, а также при условии, что определенные действия по нарушению личной тайны и раскрытию личности потерпевшего совершаются в отношении несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего 16-летнего возраста, по уголовному делу, если это повлекло указанные в законе негативные последствия.

111

Уголовное право. Особенная часть

Непосредственный объект данных составов – общественные отношения, обеспечивающие реализацию конституционного права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Предмет преступлений – сведения, составляющие личную или семейную тайну (ч. 1 ст. 137 УК РФ), а также информация о личности несовершеннолетнего потерпевшего либо полученных этим потерпевшим в связи с преступлением страданий (ч. 3 ст. 137 УК РФ). При этом легального определения личной либо семейной тайны не имеется. Судебно-следственная практика исходит из субъективно-объективных критериев, сводящихся к тому, что сведения, с одной стороны, должны оцениваться и охраняться лицом как закрытые от всех иных (субъективный критерий), а с другой стороны, объективно должны иметь возможность быть скрытыми от посторонних (объективный критерий), например, не должны быть связаны с очевидно доступной информацией о росте лица, особенностях фигуры, речи и т.д., которую скрыть просто невозможно.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 137 УК РФ, включает в качестве обязательного признака только деяние, т.е. состав является формальным. Деяние в данном случае может выражаться в форме альтернативно описанного действия: собирания или публичного (в СМИ, публичном выступлении, публично демонстрирующимся произведении) распространения. Причем эти действия будут преступными при наличии двух условий: они реализуются без согласия потерпевшего и незаконно. Последнее определяется «от противного», т.е. любой вариант собирания или распространения, прямо не предусмотренный в законе (например, в рамках оперативно-розыскной деятельности), будет оцениваться как незаконный. Собиранием следует признавать любые действия по их получению. Распространение – любое доведение сведений до третьего лица.

Вопрос о конкуренции ч. 1 ст. 137 УК РФ и, в частности, ст. 138, 139 УК РФ в теории и судебно-следственной практике решается неоднозначно. Представляется, что в этих случаях в рамках одной Главы УК РФ идеальной совокупности быть не должно, а

112

Глава 5. Преступления против конституционных прав и свобод

конкуренция должна решаться в пользу того состава, который предусматривает бо́льшую ответственность.

Часть 3 ст. 137 УК РФ сконструирована по модели материальных составов, а следовательно, обязательными признаками (необходимыми для признания преступления оконченным) являются:

– деяние только в форме действия в виде незаконного публичного распространения информации о личности несовершеннолетнего потерпевшеголибо ополученных от преступления страданиях;

последствия – в виде причинения вреда здоровью, психическое расстройство или в виде иных тяжких последствий;

причинная связь между указанным действием и последствиями.

Субъект преступлений по ч. 1 и 3 ст. 137 УК РФ – общий, т.е.

вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона ч. 1 ст. 137 УК РФ – это исключительно прямой умысел (так как состав формальный), требующий от виновного только осознания общественной опасности действий по незаконному собиранию или распространению сведений. В части 3 ст. 137 УК РФ в субъективную сторону в свою очередь входит уже как прямой, так и косвенный умысел (позволяющий в том числе относиться к описанным в законе последствиям безразлично либо сознательнодопускатьих). Мотив и цельневлияютнаквалификацию.

Часть 2 ст. 137 УК РФ предусматривает один квалифицирующий признак для основного состава, закрепленного в ч. 1 ст. 137 УК РФ, – совершение этого деяния лицом с использованием своего служебного положения (т.е. здесь уже субъект – специальный).

Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (ст. 138 УК РФ)

Конституционной основой закрепления данного преступления (также как и в ст. 137 УК РФ) является положения ч. 1 ст. 23 и ч. 1 ст. 24 Основного закона РФ. Помимо них ее составляют и нормы ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и в соответствии с которыми ограни-

113

Уголовное право. Особенная часть

чение этого права может быть допустимым только на основании судебного решения.

Непосредственный объект данных составов – общественные отношения, обеспечивающие реализацию конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Предмет преступления – информация, содержащаяся в переписке, телефонных переговорах, почтовых и т.п. сообщениях.

По объективной стороне состав ст. 138 УК РФ является формальным, т.е. в качестве обязательного признака, необходимого для признания преступления оконченным, выступает только деяние в форме действия, которое здесь может выражаться в любых вариантах незаконного доступа (прослушивание, прочтение и т.п.) до сведений, содержащихся в чужой переписке, телефонных переговорах, почтовых и иных сообщениях. Законный способ доступа – совершение его на основании судебного решения в установленном законодательством порядке.

Субъект преступления по ч. 1 ст. 138 УК РФ – общий, т.е.

вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона ст. 138 УК РФ – это только прямой умысел (так как состав формальный).

Часть 2 ст. 138 УК РФ предусматривает один квалифицирующий признак – совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения (т.е. здесь уже субъект – специальный).

Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

(ст. 1381 УК РФ)

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Основного закона РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Видимо именно эта норма должна оцениваться в качестве конституционной основы данного состава. При этом очевидно, что ст. 138.1 УК РФ (ранее идентичный состав содержался в ч. 3 ст. 138 УК РФ) направлена на пресечение незаконного оборота специальных технических

114

Глава 5. Преступления против конституционных прав и свобод

средств, которые вправе изготавливать и использовать только определенные уполномоченные организации и лица. В связи с этим вызывает вопрос помещения данного состава (при той его диспозиции, которая сейчас есть в законе) вообще в рамках Главы 19 Раздела VII УК РФ, поскольку есть серьезные возражения по поводу попадания его непосредственного объекта в границы родового и видового объектов указанных преступлений и предложения по перемещению его в иные главы УК РФ.

Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие установленный нормативными актами порядок оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

Предмет преступления – специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации. Основное правовое регулирование подобных средств осуществляется в настоящее время Постановлением Правительства РФ № 314 от 16.04.2012 г. (которое содержит в том числе понятие электронного устройства, предназначенного для негласного получения информации), Постановлением Правительства РФ № 770 от 01.07.1996 г.

идр. При этом отсутствие четких критериев отнесения того или иного оборудования в действующих нормативных актах к указанным выше средствам, влечет пестроту и неопределенность след- ственно-судебной практики по подобного рода делам (в том числе

ипопытки привлечения к ответственности за оборот игровых

квадрокопретров и т.п.).

По объективной стороне состав ст. 1381 УК РФ является формальным, т.е. в качестве обязательного признака, необходимого для признания преступления оконченным, выступает только деяние в форме следующих альтернативных действий в отношении специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации: производство, сбыт, приобретение. Производство – это любое (промышленное, кустарное) изготовление, сбыт – отчуждение любым способом иным лицам, приобретение – получение любым способом. Преступным деяние будет только при условии, если указанные выше действия являются не-

115

Уголовное право. Особенная часть

законными, т.е. совершаться в нарушение установленного законодательством порядка их оборота (в частности, производства субъектом, не имеющим лицензии, приобретения не сотрудником спецслужбы и т.п.).

Субъект преступления – общий, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона ст. 1381 УК РФ – это только прямой умысел (так как состав формальный).

Согласно ст. 25 Конституции РФ, жилище – неприкосновенно, и никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц за исключением случаев, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. Случаи нарушения данного права охраняются и уголовным законодательством.

Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие реализацию конституционного права на неприкосновенность жилища. В квалифицированных составах, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 139 УК РФ, дополнительным объектом могут выступать общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья.

Предмет преступления – жилище. Его определение дается в примечании к ст. 139 УК РФ.

Объективная сторона данного преступления включает в качестве обязательного признака только деяние, т.е. состав является формальным. Деяние в данном случае может выражаться только в форме действия в виде проникновения в жилище, совершенного против воли проживающего в нем лица (тайно, с насилием, обманно и т.п.). Обязательным условием преступности будет совершение данного проникновения не только против воли, но и незаконно, т.е. либо при отсутствии судебного решения, либо в непредусмотренных законом случаях и (или) при отсутствии соответствующих условий.

Кража, грабеж или разбой, совершенные с незаконным проникновением в жилище, квалифицируются по соответствующим статьям Главы 21 УК РФ и квалификации по совокупности со ст. 139 УК РФ не требуют, так как это учтенная совокупность.

116

Глава 5. Преступления против конституционных прав и свобод

Субъект преступления – общий, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона характеризуется только прямым умыслом, так как состав формальный.

Квалифицирующий признак предусмотрен в ч. 2 ст. 139 УК РФ: с применением насилия или угрозой его применения (дополнительной квалификации не требуется в случаях, если причиненный вред здоровью не выходит за рамки санкции данной части), а в ч. 3 ст. 139 УК РФ особо квалифицированный: совершение деяния лицом с использованием его служебного положения.

Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий

(ст. 148 УК РФ)

Согласно ст. 28 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими религии или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. УК РФ также защищает это право, но только в определенной части, закрепляя в ст. 148 два самостоятельных состава, связанных с публичным неуважительным оскорблением религиозных чувств верующих (ч. 1 и 2 ст. 148 УК РФ) и с воспрепятствованием деятельности религиозных организаций и проведению религиозных обрядов и церемоний (ч. 3 и 4 ст. 148 УК РФ). Таким образом, права атеистов и лиц, исповедующих не религиозные, а иные убеждения, действующий УК РФ не защищает.

Непосредственный объект – общественные отношения, обеспечивающие реализацию конституционного права на свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. В квалифицированном составе, предусмотренном ч. 4 ст. 148 УК РФ, дополнительным объектом могут выступать общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья.

117

Уголовное право. Особенная часть

Объективная сторона преступлений, закрепленных и в ч. 1, в ч. 2 ст. 148 УК РФ, и в ч. 3 и 4 ст. 148 УК РФ, включает в качестве обязательного признака только деяние, т.е. составы являются формальными. Для ч. 1 и 2 ст. 148 УК РФ деяние может быть только в виде публичных действий, выражающих явное неуважение к обществу и совершенных с целью оскорбить чувства верующих. Публичные действия требуют их совершения в общественных местах, т.е. там, где присутствуют люди, либо их распространения через СМИ, интернет и т.п. О явном неуважении к обществу см. ст. 213 УК РФ. В части 2 ст. 148 УК РФ обязательным признаком объективной стороны будет также и место совершения преступления. Для ч. 3 и 4 ст. 148 УК РФ деяние уже может быть как в форме действия, так и бездействия в виде воспрепятствования либо деятельности религиозных организаций, либо проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний. Воспрепятствование деятельности религиозных организаций – это любое ограничение деятельности религиозных организаций. Воспрепятствование проведению религиозных обрядов и церемоний – это любое ограничение возможности верующим отправлять их обряды и церемонии. Важно, что преступными будут только те действия, которые могут быть оценены как незаконное воспрепятствование,

вчастности, совершенные в нарушение требований, закрепленных

вФедеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. № 125-ФЗ.

Субъект преступления – общий, т.е. вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

Субъективная сторона и для ч. 1 и 2 ст. 148 УК РФ, и для ч. 3

и 4 ст. 148 УК РФ – только прямой умысел, так как составы формальные. В ч. 1 и 2 ст. 148 УК РФ обязательным признаком субъективной стороны выступает также цель – оскорбление религиозных чувств верующих.

Квалифицирующие признаки – это ч. 2 ст. 148 УК РФ для основного состава по ч. 1 ст. 148 УК РФ: совершение действий в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; и ч. 4 ст. 148 УК РФ

118

Глава 5. Преступления против конституционных прав и свобод

для основного состава по ч. 3 ст. 148 УК РФ: совершение действий лицом с использованием своего служебного положения, совершение действий с применением насилия или угрозой его применения. При последнем квалифицирующем признаке (который по идее хоть для каких-то случаев должен являться учтенной квалификацией) с учетом действующей редакции УК РФ всегда требуется дополнительная квалификация по соответствующим статьям УК РФ, устанавливающим ответственность за вред здоровью или угрозу его применения (ст. 115, 116, 119 и др.), поскольку у всех них санкция больше, нежели в ч. 4 ст. 148 УК РФ.

119

Уголовное право. Особенная часть

Глава 6. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ СЕМЬИ

ИНЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

§1. Общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних

Существование самостоятельной главы, где сосредоточены преступления против семьи и несовершеннолетних, подтверждает многократно высказывавшуюся в теории уголовного права мысль о наличии единого родового объекта данной группы преступлений.

Глава 20 по объему невелика: она включает всего восемь статей. Родовой объект ее сложный, состоящий из двух взаимосвязанных объектов. Это отношения, складывающиеся по поводу охраны физического и нравственного развития несовершеннолетних, охраны семьи, законных прав родителей по воспитанию своих детей. Соответственно им все преступления данной главы могут быть классифицированы на две группы:

– преступления, посягающие на нормальное физическое и нравственное развитие несовершеннолетних (ст. 150, 151, 1511, 1512 УК РФ);

– преступления, посягающие на интересы семьи (ст. 153–157 УК РФ).

С учетом видового объекта все составы, содержащиеся в Главе 20, можно классифицировать на следующие группы:

К первой относятся преступления, связанные с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Видовым объектом этих преступлений будет нормальноенравственноеи духовное развитиенесовершеннолетних.

Подмена ребенка – вторая группа. Видовым объектом данного преступления следует считать интересы родителей по воспитанию своих детей и личная свобода ребенка.

120