Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Brilliantov_A_V_st_105-168.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
05.02.2024
Размер:
350.44 Кб
Скачать

Присвоение или растрата (ст. 160 ук рф)

Присвоение и растрата вверенного имущества представляют единую форму хищения с единым способом - использованием правомочий по чужому имуществу.

Присвоение и растрата не относятся к воровству (похищению), что обусловливает некоторые отличия состава этого преступления от составов кражи, грабежа и разбоя. Главное отличие - нарушение чужого владения не относится к существенным признакам присвоения или растраты. Присвоено и растрачено может быть и такое имущество, которое выбыло из владения собственника и на момент совершения деяния находилось в правомерном владении растратчика.

Объект преступления - отношения собственности. Предмет присвоения или растраты несколько шире, нежели предмет воровства. По общему правилу предметом этого преступления, так же как и при краже, является чужое движимое имущество. Но из этого правила есть исключение - предметом присвоения и растраты, как и при мошенничестве, могут быть безналичные деньги и бездокументарные ценные бумаги. Что касается недвижимости, то ее присвоение в практике квалифицируется обычно не как хищение, а как злоупотребление (ст. ст. 285, 201 или 165 УК РФ) <1>, хотя можно отметить и единичные исключения из этого правила.

--------------------------------

<1> Пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 51.

Предметом присвоения или растраты является не любое имущество, а лишь имущество, вверенное виновному.

Понятие вверенного имущества охватывает:

1) чужое имущество, переданное виновному на основании гражданско-правового договора (на хранение, в аренду, в пользование, для перевозки и т.п.);

2) имущество, оказавшееся в ведении виновного в силу трудовых, служебных отношений (к примеру, все имущество организации находится в ведении руководителя этой организации) или в силу специального полномочия (например, при назначении арбитражного управляющего).

Чужое имущество, переданное на основании гражданско-правового договора какой-либо организации, оказывается наряду с собственным имуществом этой организации в ведении компетентных работников этой организации.

Для того чтобы признать имущество вверенным, необходимо наличие у субъекта правомочий в отношении этого имущества. Не является вверенным имущество, переданное под охрану (например, охраннику), под присмотр (например, случайному знакомому на вокзале), а также рядовому работнику для выполнения его функций. В случае хищения такого имущества применяется норма о краже.

Правомочия по вверенному имуществу обычно оформляются документально, хотя это и не является существенным признаком вверенного имущества. Форма сделки имеет сугубо гражданско-правовое значение и на квалификацию содеянного не влияет. Правомочия работников организации в отношении имущества, находящегося в их ведении, определяются обычно локальными актами этой организации, трудовым договором и дополнительными соглашениями.

Объективная сторона преступления выражается в действии (противоправное безвозмездное обращение чужого вверенного имущества в пользу виновного или других лиц), последствии (имущественный ущерб), причинной связи между ними, а также в характерном для этого преступления способе (использование правомочий в отношении чужого имущества).

Присвоение - это обращение чужого имущества в пользу виновного. Растрата - это распоряжение присвоенным имуществом: его потребление или отчуждение. На практике действия виновного признаются присвоением тогда, когда имущество в течение более или менее длительного срока сохраняется во владении виновного, а растрата - если имущество сразу же потребляется или отчуждается в пользу другого лица. В этом смысле присвоение можно назвать "удержанием", а растрату - "издержанием" чужого вверенного имущества <1>.

--------------------------------

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть" (под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, А.И. Рарога, А.И. Чучаева) включен в информационный банк согласно публикации - ИНФРА-М, КОНТРАКТ, 2006 (издание исправленное и дополненное).

<1> Российское уголовное право / Под ред. А.И. Рарога. М., 2005. Т. 2. Особенная часть. С. 191. См. также: пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 51.

Отграничение растраты от присвоения не влияет на квалификацию деяния. Эти действия часто сопутствуют, дополняют друг друга. В реальности они тесно переплетены. К примеру, лицо может присвоить вверенное имущество, а по прошествии некоторого времени (дня, 2 - 3 дней, недели) начать его ежедневную систематическую распродажу. Отграничение присвоения от растраты при таких обстоятельствах затруднительно и будет, по существу, искусственным отграничением. Поэтому правильным представляется исходить из того, что растрата и присвоение - это единая форма (способ) хищения, что присвоение и растрата могут составлять при едином умысле единое продолжаемое хищение.

Хищение в форме присвоения необходимо отличать от временного заимствования вещи лицом, которому она была вверена. Поэтому, если лицо имело намерение возвратить само присвоенное имущество, тождественное имущество или другой эквивалент присвоенного имущества, состав присвоения отсутствует. При наличии определенных признаков такие действия следует квалифицировать как самоуправство (ст. 330 УК РФ) или как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ).

Состав присвоения или растраты - материальный. Нужно учитывать при этом, что в отличие от кражи, грабежа или разбоя при присвоении и растрате реальная возможность произвольно пользоваться или распоряжаться чужим имуществом может быть в наличии до совершения хищения. При таких обстоятельствах хищение следует считать оконченным с момента совершения деяния (действия или бездействия), лишающего собственника возможности обычным способом вернуть себе имущество: сокрытия или перемещения имущества, его отчуждения, подделки, сокрытия или уничтожения документов и т.п.

С субъективной стороны присвоение или растрата характеризуются прямым умыслом и наличием корыстной цели.

Субъект этого преступления специальный - достигшее 16 лет вменяемое лицо, которому вверено расхищаемое имущество <1>. Это нужно учитывать и при квалификации деяний, совершенных организованной группой. Лица, не отвечающие признакам специального субъекта, могут быть организаторами, подстрекателями и пособниками, но не могут быть исполнителями и не могут выполнить объективную сторону преступления, как она определена в законе. Нужно учитывать, что в состав организованной группы в преступлении со специальным субъектом наряду с исполнителями могут входить организаторы, подстрекатели и пособники <2>.

--------------------------------

<1> См.: пункт 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 51.

<2> Такая квалификация вытекает из ч. 4 ст. 34 УК РФ. На этом основан и п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" // БВС РФ. 2000. N 4.

Квалифицирующие признаки растраты и присвоения идентичны квалифицирующим признакам мошенничества и толкуются сходным образом.

Соседние файлы в предмете Уголовное право