Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

2 курс / Гистология / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ_И_КЛИНИЧЕСКАЯ_МОРФОЛОГИЯ_ЯИЧНИКОВ

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
23.03.2024
Размер:
2.73 Mб
Скачать

прогестерон – тормозит. Не случайно поэтому некоторыми исследователями прогестерон относится к локальным регуляторам фолликулогенеза, пополнения и селекции доминантных фолликулов (Hodgen G. P., 1982).

Доминантные фолликулы отличаются от остальных фолликулов,

находящихся на той же стадии развития, большим количеством рецепторов к ЛГ на плазмолемме фолликулярных клеток зернистого слоя, более высоким содержанием ФСГ, эстрадиола и андростендиона в фолликулярной жидкости,

большим количеством фолликулоцитов (Erickson G.F., 1984).

Интерстициальные клетки доминантных фолликулов захватывают больше ЛГ,

чем все остальные фолликулы (DiZerega G.S. e.a., 1980). На 6-8 день цикла в доминантном фолликуле усиливается выработка эстрогенов, тормозящих по принципу обратной связи секрецию ФСГ, что вызывает атрезию остальных фолликулов (Schmidt C.L., 1984). Васкуляризация соединительнотканной оболочки доминантного фолликула выражена в 2 раза сильнее по сравнению с другими фолликулами (DiZerega G.S. e.a., 1980). Возросшая васкуляризация способствует усилению снабжения фолликула гонадотропинами и липопротеидами низкой плотности (ЛНП). Доминантный фолликул синтезирует ингибитор связывания гонадотропинов (Tonetta S.A., diZerega G.S.,

1986), который оказывает дозозависимый и обратимый ингибирующий эффект на связывание Гн-РГ с мембранами клеток яичника (Aten R.F., Behrman H.R., 1989).

Недоминантные фолликулы, содержащие меньше эстрогенов, но больше андрогенов, менее чувствительны к ФСГ, уровень которого к тому же снижается. Таким образом, можно говорить о дивергентном развитии доминантного и остальных фолликулов когорты (Йен С.С.К., Джаффе Р.Б., 1998а). Доминантный фолликул продолжает продуцировать возрастающие количества эстрогенов, которые поддерживают его чувствительность к ФСГ.

Возникший в доминантном фолликуле положительный множественный механизм ведет к его быстрому росту, увеличению уровня эстрогенов во второй

101

половине фолликулярной (постменструальной) фазы, увеличению числа рецепторов ЛГ (Йен С.С.К., Джаффе Р.Б., 1998а; Erickson G.F., 1986).

Другая судьба у остальных фолликулов когорты: меньшая концентрация эстрогенов приводит к снижению чувствительности к ФСГ, что вызывает уменьшение активности ароматазы, приводящее к местному накоплению андрогенов с последующей неизбежной атрезией (Йен С.С.К., Джаффе Р.Б., 1998а).

Помимо изменения баланса стероидных гормонов в инициации процесса атрезии большое значение имеет такой фактор микроокружения фолликулов,

как его нейромедиаторное обеспечение (Леонтюк Л.А., 1977, 1982; Мельникова Л.М., 1980; Волкова О.В., 1983; Диндяев С.В., 1991; Диндяев С.В., Погорелов Ю.В., 1993).

Некоторые исследователи (Мельникова Л.М., 1979; Волкова О.В., 1983)

отмечают в начале атрезии резкое уменьшение содержания биоаминов в нервных волокнах. По данным наших исследований (Диндяев С.В., 1990)

первым видимым с помощью световой микроскопии признакам атрезии соответствует значительное увеличение интенсивности флуоресценции симпатических волокон. Возможно, эти различия в данных исследований связаны с тем, что указанные авторы определяли уровень биогенных аминов в зонах фолликулов, мы же замеряли его непосредственно в текальной оболочке атретического фолликула.

В начальном периоде атрезии наблюдается расширение сосудов микроциркуляторного русла, переполнение их кровью с нарушением проницаемости и развитием в последующем отека основного вещества внутренней теки (Мельникова Л.М., 1979; Волкова О.В., 1983). Вполне возможно, что действительно незадолго до пика ЛГ, после которого наблюдается наибольшее количество атрезирующихся фолликулов (Волкова О.В., 1983), происходит кратковременное, но достаточно сильное снижение поступления биоаминов в яичник, сопровождаемое нарушением баланса нейромедиаторов-антагонистов, приводящее к расстройству микроциркуляции.

102

Отмечается увеличение числа клеток с явлениями деструкции,

кратковременное снижение активности АТФ-азы, и, возможно, эти изменения приводят к кратковременному снижению стероидогенеза (Мельникова Л.М., 1979), учитывая и тот факт, что катехоламины стимулируют образование андрогенов и эстрогенов (Spicer L., 1986).

Молекулярно-биологические исследования показали большое значение апоптоза в процессах атрезии. Показано in vitro и in vivo, что апоптотическими факторами для клеток гранулезы и теки являются андрогены, люлиберин,

белки, связывающие инсулиноподобные факторы роста, экспрессия FAS-

антигена. Антиапоптотическими факторами оказались эстрогены (в первую очередь эстрадиол), гонадотропные гормоны (Боярский, 1997), ИФР-1, ЭФР,

ФРФ (Манухин И.Б. и др., 2001).

В последнее время отмечается, что подавляющее большинство фолликулов в яичниках подвергаются атрезии посредством Fas-

индуцированного апоптоза, который происходит в основном в клетках гранулезы (Манухин И.Б. и др., 2001). При иммунологическом анализе доказано присутствие Fas L (Fas лиганд) и Fas в фолликулоцитах преантральных и антральных фолликулов, а также возможность индуцирования

Fas L апоптоза клеток гранулезы при атрезии на предпоследней стадии развития фолликула.

Установлено, что ФРЭ потенцирует эффект гонадотропных гормонов

(Hattori e.a., 1995), подавляет апоптоз в крупных клетках зернистого слоя путем стимуляции синтеза прогестерона и регуляции распределения внутриклеточного свободного кальция (Luciano e.a., 1994), стимулирует созревание ооцитов (Westergaard L.G., Andersen C.Y., 1989).

Одной из причин атрезии фолликулов является повреждение гемато-

фолликулярного барьера (Савицкий Г.А., Иванова Р.Д., 1975). Этот барьер окончательно формируется во вторичных фолликулах и включает в себя стенку гемокапилляра, перикапиллярное пространство, базальную мембрану фолликулярного эпителия, фолликулярный эпителий, блестящую оболочку и

103

плазмолемму ооцита (Савицкий Г.А., Иванова Р.Д., 1975, 1981; Диндяев С.В., 1994). Отмечено, что в атрезирующихся фолликулах через этот барьер беспрепятственно проникают флюорохромы, чего не наблюдается в фолликулах, структура которых не нарушена (Савицкий Г.А., Иванова Р.Д., 1981). Этими же исследователями делается вывод, что сохранение барьерной системы фолликула является одним из признаков его нормального функционирования и является гарантией отбора его для дальнейшего развития.

Атретический процесс в фолликуле может наступить на любой стадии его развития.

В ооците атрезирующихся примордиальных фолликулов сморщивается ядро, появляются вакуоли (Волкова О.В., 1983). Ооцит и фолликулоциты уничтожаются макрофагами, а их место заполняется соединительной тканью без образования рубца. Небольшие первичные фолликулы погибают также полностью и бесследно. Атрезия вторичных и третичных фолликулов происходит несколько иначе.

На электронно-микроскопическом уровне признаки атрезии фолликулов могут быть выявлены значительно ранее, чем на светооптическом (Романова Е.А. и др., 1978). Наиболее ранними признаками атрезии ооцита являются:

изменение клеточной поверхности (уменьшение количества микроворсинок и цитоплазматических выростов вплоть до их исчезновения), дезорганизация органоидов, изменения ядра. Позднее в цитоплазме ооцита появляются липидные включения, лизосомы, миелиноподобные структуры (Романова Е.А.

и др., 1978; Мельникова Л.М. и др., 1983; Staňková J. e.a., 1985), появляются признаки вакуолизации или увеличенной гранулярности (Лобченко В.А., 1986).

Параллельно с этими процессами происходит увеличение электронной плотности блестящей оболочки, отслоение ее от цитолеммы ооцита

(Мельникова Л.М. и др., 1983).

Деструктивные изменения фолликулярного эпителия выражаются в первую очередь в изменении межфолликулярных контактных поверхностей и

связей с ооцитом (Романова Е.А. и др., 1978). Этими же исследователями

104

отмечено, что разрыхление пласта фолликулоцитов сопровождается изменением их формы, укорочением и исчезновением отростков. В

последующем появляется конденсация хроматина, его пикноз, нарастает лизосомальная реакция, снижается количество рибосом, увеличивается количество липидов. В фолликулярных клетках возрастает число компонентов гладкой ЭПС, а шероховатой ЭПС, комплекса Гольджи и митохондрий снижается (Staňková J. e.a., 1985).

Некоторые исследователи (Мельникова Л.М. и др., 1983) отмечают некоторое отставание развития атретических процессов в ооците по сравнению с таковыми в фолликулоцитах и теке.

По данным электронно-микроскопического исследования во время атрезии фолликула значительные изменения претерпевает основной компонент микроциркуляторного русла – гемокапилляры (Волкова О.В. и др., 1980).

Цитоплазма эндотелиоцитов приобретает резкую осмиофильность. Матрикс митохондрий делается более электронноплотным, с трудом определяются элементы цитоплазматической сети, в отдельных участках цитоплазмы прослеживаются микрофиламенты. Среди структур, обеспечивающих трансцеллюлярный транспорт, выявляются преимущественно вакуоли, а

микропиноцитозные везикулы наблюдаются очень редко или отсутствуют

(Волкова О.В. и др., 1980). Наряду с этим отмечено упрощение структур межэндотелиальных контактов, увеличение ширины интерцеллюлярных промежутков (Мельникова Л.М. и др., 1978; Волкова О.В. и др., 1980). Авторы считают, что морфологической перестройке микроциркуляторного русла,

значительно опережающей развитие дегенеративных изменений в структурах фолликула, принадлежит ведущая роль в инициации развития атретического процесса (Волкова О.В. и др., 1980).

Митотические деления фолликулоцитов прекращаются, хотя митозы могут встречаться и на поздних стадиях атрезии (Волкова О.В., 1983). Клетки лучистого венца теряют связь с ооцитом.

105

а

б

в

Рис. 12. Яичник млекопитающего: желтое тело (а, б), атретическое тело (в). Окраска гематоксилин-эозин. Объектив 4 (а) и 40 (б, в).

Одним из ранних признаков атрезии является появление в полости

фолликула блуждающих элементов. С точки зрения Далмане А.Р. (1967), они

проникают в просвет фолликула через гранулезу. Другие исследователи

(Kuryszko J., Adamski R., 1987) предполагают, что на начальных этапах атрезии

отдельные клетки гранулезы превращаются в активные макрофаги, отмечая

106

сходство по ультраструктуре макрофагов с клетками гранулезы до начала их дегенерации. Однако они отмечают, что на более поздних стадиях атрезии макрофаги могут поступать и из внутреннего соединительнотканного слоя теки фолликула. На наличие среди фолликулоцитов клеток, имеющих признаки фагоцитарной активности, указывает и О.В.Волкова (1983).

В атрезирующихся фолликулах наблюдается гипертрофия интерстициальных клеток, что приводит к утолщению внутренней теки,

формирующей основу атретического тела.

Биологическое значение атрезии фолликулов:

1)уничтожение дефектных половых клеток,

2)предупреждение многоплодия,

3)атретическое тело является важным источником образования андрогенов.

3.7. Овариальный цикл

Овариальный цикл – это последовательные изменения структуры и функции яичников. В нем выделяют две фазы: фолликулярную и лютеиновую.

В фолликулярную фазу происходит рекрутирование (рекруитмент, набор)

когорты (группы) фолликулов (1-4 дни цикла), селекция из них доминантного фолликула (5-7 дни), его созревание (8-12 дни), овуляция (13-15 дни).

Лютеиновая фаза начинается во время овуляции и включает в себя образование желтого тела, стадии его активного функционирования и регресса.

Таким образом, яичник состоит из двух морфологически дискретных, но взаимосвязанных эндокринных структур: фолликулярного комплекса и желтого тела. Продолжительность жизни каждого из них ограничена (около 14 дней), а

развитие определяется действием накладывающихся по времени интраовариальных и гонадотропных факторов.

На основе данных последних исследований (большей частью изложенных выше) можно сформулировать следующую концепцию регуляции овариального цикла на уровне системы гипоталамус-гипофиз-яичники.

107

Ведущим компонентом этой системы является генератор пульсовой секреции Гн-РГ, который работает в цирхоральном режиме – один выброс люлиберина в час в портальную систему. Импульсное поступление Гн-РГ определяется неидентифицированными сигналами, вызывающими выброс этого нейрогормона из синтезирующих его нейронов. Находящиеся рядом опиоидергические нейроны оказывают тоническое тормозящее действие на импульсную секрецию Гн-РГ, причем только в присутствии высоких концентраций овариальных стероидов. При низкой концентрации этот эффект исчезает, т.к. разобщается взаимодействие опиоидных и Гн-РГ-нейронов.

В ответ на каждый выброс люлиберина гонадотропоциты аденогипофиза реагируют секрецией в кровь ЛГ и ФСГ. Развивается третичный

(преовуляторный, Граафов) фолликул, который в ответ на стимуляцию гонадотропными гормонами вырабатывает эстрогены.

В ходе фолликулярной фазы овариального цикла пульсовой генератор работает в неизменном режиме, выделяя конкретные дозы гонадолиберина.

Этот режим работы передается на гонадотропоциты, которые пульсирующим образом секретируют ФСГ и ЛГ. Ответ аденогипофиза на Гн-РГ наиболее выражен при увеличении числа его рецепторов (число которых увеличивается вследствие аутокаталитического эффекта этого нейрогормона) и при высоком уровне овариальных стероидов. Преовуляторный фолликул постепенно увеличивает количество секретируемого эстрадиола. Эстрогены модулируют амплитуду гонадотропной пульсации на уровне гипофиза, не меняя частоту пульсации. Когда концентрация эстрадиола в крови в течение 2-3 дней (по некоторым данным 36 часов) превышает определенный уровень (150-200

пг/мл), блокирующий эффект эстрадиола внезапно меняется на стимулирующий, а гипофиз выделяет преовуляторные количества ЛГ и ФСГ.

В.Н.Бабичев (1995) предлагает рассматривать эстрадиол в данном случае как гонадотропин-рилизинг-гормон. Яичники в ответ на повышенный выброс гонадотропных гормонов секретируют повышенные количества эстрогенов и прогестерона. Этот процесс предшествует овуляции.

108

Резкое переключение в преовуляторных фолликулах стероидогенеза в пользу прогестерона, по-видимому, последовательно отражает:

1)лютеинизацию фолликулоцитов,

2)индуцированное ЛГ увеличение биосинтеза прегненолона,

3)овуляцию и начало функционирования желтого тела.

Овулировавший фолликул под влиянием ЛГ лютеинизируется. По завершении лютеинизации функция желтого тела устанавливается.

Максимальная активность его приходится на 7-8-й дни после пика секреции ЛГ. Прогестерон, синтезируемый желтым телом, снижает частоту пульсации гипоталамического генератора Гн-РГ, вызывая тем самым увеличение амплитуды выброса ЛГ и сохраняя таким образом средний уровень ЛГ в крови,

мало отличающийся от его уровня в фолликулиновую фазу. В данном случае желтое тело и прогестерон необходимы для выделения ЛГ.

Подобно доминантному фолликулу, желтое тело доминирует, угнетая рост фолликулов в обоих яичниках. В случае отсутствия оплодотворения желтое тело подвергается инволюции в течение 14-15 дней с момента его образования. Содержание прогестерона снижается до уровня, наблюдаемого в фолликулиновую фазу. В результате снимается прогестероновый блок в развитии фолликулов и вновь начинается овариальный цикл.

109

Глава IV. ЭНДОКРИННАЯ ФУНКЦИЯ ЯИЧНИКОВ

Эндокринная функция яичников является одним из ключевых факторов, в

значительной степени определяющих циклический характер секреции гипофизарных гормонов.

В яичниках вырабатываются прогестины (прогестерон), эстрогены

(эстрон, эстриол, эстрадиол), андрогены и различные промежуточные продукты биосинтеза стероидов (Липсетт М.Б., 1998а).

У здоровой небеременной женщины стероиды помимо яичников образуются в незначительном количестве в коре надпочечников; при беременности большое их количество секретируется плацентой.

4.1. Краткая характеристика половых стероидных гормонов

Липопротеиды низкой плотности, биосинтез половых стероидных гормонов, гормональный контроль стероидогенеза, метаболизм половых стероидов.

Биосинтез стероидов в яичниках происходит так же, как и в других железах, секретирующих стероиды (Шрейбер В., 1987).

Считается, что холестерин плазмы, а не тот, который синтезируется непосредственно в железе, является предпочтительным субстратом для синтеза первого стероидпрегнолона (Йен С.С.К., Джаффе Р.Б., 1998а). В

стероидпродуцирующих клетках выявлены специфические рецепторы с высокой чувствительностью к липопротеидам низкой плотности (ЛПНП).

Концентрация этих рецепторов во много раз выше, чем в таких тканях, как лёгкие и кожа (Brown M.S. e.a., 1979). Очевидно, ЛПНП являются субстратом для синтеза стероидных гормонов (Липсетт М.Б., 1998а).

На рис. 13 представлено последовательное превращение прегненолона в прогестерон, андрогены и эстрогены.

110

Соседние файлы в папке Гистология