Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

6 курс / Эндокринология / Микроэлементы_и_патология_щитовидной_железы_в_Томской_области_Денисова

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
15.14 Mб
Скачать

Связьгеохимическихфактороввнешнейсреды...

хрома выше, чем в контроле, и его накопление приводит к повышению функции щитовидной железы. Для этого элемента характерно обнаружение в более высоких концентрациях в железах увеличенного объема и при гипертиреозе т.е. он обладает собственно струмогенным действием и его накопление приводит к патологическому повышению функции щитовидной железы. По–видимому, данный микроэлемент, является одним из этиологических моментов, участвующих в формировании патологии в Томской области. Возможно, имеет значение как дефицит, так и избыток данного элемента.

Повышенное накопление натрия и железа при патологии (кроме группы злокачественных новообразований) и связь железа с возрастом, можно объяснить, конечно, следствием множественных кровоизлияний с последующим уплотнением ткани и аккумуляцией этих элементов. Однако наши данные согласуются с данными о повышенном уровне железа в волосах жителей Томской области (Барановская Н.В., 2003), что также наблюдалось у больных зобом жителей Магадана (Горбачев А.Л., 2002). Ранее мы показали положительную связь между железом солевых отложений на посуде и заболеваемостью диффузным нетоксическим зобом и натрием накипи и узловым зобом. Положительная корреляция концентрации в ЩЖ натрия с ТТГ и со свободным Т4, хрома со свободным Т4 говорит о влиянии на уровне синтеза гормонов. Вышеперечисленное может свидетельствовать о возможной причастности данных элементов к генезу тиреопатий, что в настоящее время совершенно не изучено в отношении натрия.

Концентрации кобальта и цинка, по установленным нами данным, не корреспондируют с наличием и видом патологии ЩЖ в любом возрасте. Мы полагаем, что в геохимических условиях Томской области роль этих микроэлементов не столь важна. Однако значимые связи в отдельных группах пациентов говорят о некотором стимулирующем влиянии цинка на гормональный статус и противозобное действие, а также о частичном зобогенном действии кобальта. В частности, в группе аденом имелась обратная связь между содержанием Zn и уровнем ТТГ (r=–0,37; р = 0,03) и прямая с св. Т4 (r=0,48; р=0,02). При АИТ обнаружена отрицательная связь концентрации цинка с объемом щитовидной железы (r =–0,5;

151

Микроэлементыипатологиящитовиднойжелезы...

р=0,02), а также положительное соотношение содержания Co как с уровнем ТТГ в сыворотке крови (r=+0,4; р=0,05), так и с объемом ЩЖ (r=+0,42; р=0,03).

Наше исследование подтвердило многочисленные литературные данные о протективной роли селена в развитии патологии щитовидной железы (Brauer V.F., 2006). Все группы патологических форм достоверно отличались от контроля пониженной концентрацией изучаемого микроэлемента Самым низким было содержание селена в щитовидной железе, пораженной раковой опухолью, где его концентрация достоверно ниже не только по сравнению с контролем, но и с группой УКЗ (р=0,03). В возрасте риска по развитию тиреоидной патологии (41–55 лет) наблюдается углубление его недостаточности на фоне избытка многих других микроэлементов. Уровень данного микронутриента отрицательно коррелирует с уровнем ТТГ сыворотки крови (табл. 6.5.1) в группах пациентов с УКЗ и аденомами.

Мы не обнаружили достоверных ассоциаций между химическими элементами со свободным Т4 и АТ-ТПО. Селен связан отрицательным отношением с объемом ЩЖ при аутоиммунном тиреоидите, а также при раке, можно высказать предположение, что при развитии аутоиммунного тиреоидита селен проявляет противозобный эффект. Тиреоидные эффекты кальция, по нашим данным, во многом идентичны селену и его концентрация в щитовидной железе находится с селеном в прямом соотношении (r=0,33–0,57; р=0,03–0,002). Данный факт требует дальнейшего изучения.

Таким образом, намечаются определенные параллели между дисбалансом изученных макро- и микроэлементов в составе ЩЖ в норме и при патологии и геохимическими особенностями природных сред региона. Корреляционный анализ показал значимость изученных элементов для морфофункционального состояния щитовидной железы.

В щитовидной железе фиксируются почти все изученные нами химические элементы, в том числе неэссенциальные. Наше исследование имело перед собой цель дать оценку возможной их роли в формировании патологии в данной ткани. Тенденция убывания распространенности элементов с увеличением их порядкового номера, закономерности, отмечен-

152

Связьгеохимическихфактороввнешнейсреды...

ной еще Д.И. Менделеевым, достаточно четко просматривалась для химических элементов в ткани щитовидной железы. Можно предполагать, что для урана, тория, церия, гафния и скандия гистогематический барьер щитовидной железы представляет, по–видимому, сложнопроходимую преграду, но при высоких концентрациях последних во внешней среде возможны и их накопления и негативное влияние на данный орган.

По нашим данным, ряд неэссенциальных элементов выступает как выраженные патогенные агенты. Совокупность подобных признаков выявлена для самария, брома, ртути, рубидия, сурьмы. Кроме того, эти наблюдения подкрепляются и другими исследованиями (положительные ассоциации между заболеваемостью диффузным нетоксическим зобом и содержанием брома, урана в накипи, а также между узловым зобом и самарием накипи из питьевых вод). Содержание лантана в щитовидной железе больше, чем в крови, в четыре раза, то есть по предложенной нами терминологии щитовидная железа – орган-концентратор данного элемента (Рихванов Л.П. и др., 2006). С другой стороны, распределение лантана является нормальным и этот химический элемент не зависит от исследуемых параметров, можно сделать предположение, что его концентрация находится в "зоне комфорта" согласно классификации V. Zaichick (2006). То есть при данных концентрациях он является эссенциальным для данного органа.

Схожие данные получены для благородных элементов – серебра и золота. Их концентрации при различных формах патологии и в контрольных образцах практически одинаковы. В железах увеличенного объема их концентрации несколько выше, что достоверно для серебра. При эутиреозе серебра отмечается несколько больше. Для этих элементов характерен минимум концентраций в возрастной группе 46–55 лет, что особенно достоверно для серебра. Кроме того установлена статистически значимая положительная связь йода питьевых вод с серебром накипи, что объясняет некоторый протективный эффект последнего.

Следует отметить, что количество связей между многими неэссенциальными элементами и гормональным статусом ЩЖ достаточно мало, и установлены они только в отдельных патологических группах. Только для рубидия характерна от-

153

154

Таблица 6.5.1. Корреляционные связи между селеном и ТТГ, объемом ЩЖ и эссенциальными микроэлемен тами в щитовидной железе

Формы

*

ТТГ

V

 

Эссенциальные микроэлементы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

патологии

 

 

 

Zn

Ca

Fe

N a

Co

Cr

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УКЗ

r

–0,3

0,6

0,4

–0,4

–0,6

–0,62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

p

0,01

0,001

0,02

0,03

0,002

0,001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аденомы

r

–0,35

0,4

0,5

–0,65

–0,41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

p

0,05

0,05

0,002

0,002

0,01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АИТ

r

–0,45

0,67

0,46

–0,66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

p

0,01

0,002

0,05

0,01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рак

r

–0,3

0,56

0,46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

p

0,05

0,03

0,02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль

r

–0,2

0,52

0,61

–0,45

–0,80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

p

0,2

0,01

0,005

0,003

0,006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение: * – статистический критерии (p<0,05), r – коэффициент корреляции, p – достоверность разниы. В пустых клетках (–) данные недостоверные.

...железыщитовиднойпатологияиМикроэлементы

Таблица 6.5.2. Корреляционные связи между селеном и неэссенциальными микроэлементами ткани щи товидной железы

 

Формы

*

 

 

Неэссенциальные микроэлементы

 

 

 

патологии

 

Hg

Br

Sb

Rb

Th

Sc

Hf

A u

 

УКЗ

r

0,41

-0,3

-

-

-

-

-

-

 

 

p

0,03

0,05

-

-

-

-

-

-

 

аденомы

r

-0,4

-

-0,51

-

-0,3

0,38

-

-

 

 

p

0,05

-

0,03

-

0,05

0,05

-

-

 

АИТ

r

-

-

0, 48

0,5

0,63

-

-

0,4

 

 

p

-

-

0,02

0,02

0,001

-

-

0,05

 

рак

r

-0,65

-0,8

-

0,4

-

-

0,6

-

 

 

p

0,04

0,017

-

0,04

-

-

0,03

-

 

контроль

r

0,8

-

-

-

-

-

-

-

 

 

p

0,05

-

-

-

-

-

-

-

155

Приложение: * – статистический критерии (p<0,05), r – коэффициент корреляции, p – достоверность раз-

ниы. В пустых клетках (–) данные недостоверные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...средывнешнейфакторовгеохимическихСвязь

Микроэлементыипатологиящитовиднойжелезы...

четливая связь с АТ к ТПО по всей базе, что хорошо перекликается с данными литературы о его участии в аутоиммунных процессах. Возможно, что они оказывают неспецифическое токсическое действие и не действуют непосредственно на гормональный синтез.

По многим элементам в нашем исследовании нет достаточно достоверных данных об их влиянии на развитие патологии ЩЖ. При этом следует иметь в виду, что может иметь место синергизм их действия. Можно предположить, что одним из механизмов неблагоприятного действия некоторых микроэлементов может быть взаимодействие их с селеном.

У пациентов всех групп (кроме рака) уровень селена в ткани щитовидной железы положительно коррелирует с уровнем Zn (тиреоспецифический элемент) и Ca. Это, возможно, подтверждает имеющееся сообщение, что селенсодержащие протеины участвуют в метаболизме кальция (Lehmann P., 2006). Почти во всех группах содержание этого микронутриента в ткани ЩЖ отрицательно коррелирует с уровнем Fe. Кроме того, в некоторых группах выявлены (табл. 6.5.1, 6.5.2) отрицательные связи концентрации селена с концентрацией брома, кобальта, хрома, ртути, сурьмы, тория в щитовидной железе. Здесь возможно два варианта объяснения этих наблюдений. Либо селен выступает как антагонист по отношению к указанным микроэлементам, либо эти микроэлементы его замещают. Возможно, что через механизм вытеснения селена реализуется известная негативная роль некоторых элементов по отношению к щитовидной железе. В частности, соединения брома, ртути, кобальта.

В группах контроля УКЗ и доброкачественных аденом отрицательные ассоциации наблюдаются чаще, чем при АИТ и раке, то есть в этих случаях возможно защитная роль селена проявляется в большей степени. Кроме того, имеются положительные ассоциации Se: при аденомах с Sc, при раке с Fe, Na, Rb и Hf, при АИТ с Sb, Rb, Th, Au. В отношении ртути такие положительные ассоциации найдены в группе контроля и УКЗ. Некоторые авторы (Drasch G., 2000) предполагают, что при высоких концентрациях ртути молярные массы ее и селена приближаются к 1:1 с формированием биологически инертных веществ, что может закончиться относитель-

156

Связьгеохимическихфактороввнешнейсреды...

ным дефицитом Se. Возможно, что подобный механизм нейтрализации действует в отношении вышеперечисленных химических элементов, с которыми селен проявил положительные ассоциации. Кроме того, положительные связи селена с Sc, Rb, Hf, Th, Au можно объяснить общими источниками и цепями техногенной геохимической миграции (Глазовский Н.Ф., 1982). Присутствие некоторых из этих элементов характерно для выбросов с некоторых производств Томской области (Th, Hf). Полученная разница в содержании изучаемого микроэлемента в ткани щитовидной железы у лиц с разными тиреоидными заболеваниями и людей без патологии щитовидной железы, проживающих в одном регионе, может объясняться многими факторами. Среди причин дефицита селена перечисляют (Велданова М.В., 2000):

низкое содержание белков и жиров в рационе;

болезни печени;

влияние токсичных металлов;

радиационное воздействие;

дисбактериоз;

алкоголизм;

опухоли.

Также можно предположить нарушение всасывания микроэлементов, генетически детерминированный разный уровень абсорбции данного микроэлемента, нарушение абсорбции селена в щитовидной железе, пораженной патологическим процессом. Кроме того, как показало наше исследование, происходит как замещение и (или) вытеснение селена, так и образование его комплексов с другими элементами, что в итоге ведет к дефициту этого компонента, как к абсолютному, так и к относительному.

Отсутствие корреляции между свободным Т4 и селеном, участвующим в синтезе гормонов, свидетельствует о том, что этот элемент не влияет непосредственно на свободную фракцию этого гормона в крови, хотя, возможно, что не все количество селена, находящееся в щитовидной железе, активно, часть, по–видимому, связана с тяжелыми металлами, как было показано выше. Однако отрицательная связь изучае-

157

Микроэлементыипатологиящитовиднойжелезы...

мого микроэлемента с ТТГ доказывает наличие взаимосвязи между метаболизмом гормонов и уровнем данного микроэлемента. Данное свойство было выражено только в группах аденом и узлового коллоидного зоба, где определяются более низкие концентрации тяжелых металлов. Таким образом, в ткани щитовидной железы, пораженной различными по этиопатогенезу заболеваниями, недостаточности селена сопутствует процесс накопления многих неэссенциальных химических элементов. Вытесняя, связывая селен, они усугубляют его, что ухудшает еще более тиреоидный обмен и синтез гормонов, а также приводит к уменьшению сопротивляемости клеток к оксидантному стрессу, особенно в условиях проявления малых доз радиации.

158

Заключение

ВТомской области имеет место легкая йодная недостаточность, которая обуславливает актуальность ее профилактики. Применение йодированной поваренной соли является базовым способом профилактики ЙДЗ и способно ликвидировать йодный дефицит. Мировая практика показала, что альтернативы йодированной соли для масштабной национальной программы йодной профилактики нет. Программы массовой йодной профилактики регулируются соответствующими постановлениями федерального и областного уровня. Для групп риска (беременные, кормящие матери, дети и подростки) рекомендуется регулярный длительный прием медикаментозных препаратов, содержащих фиксированную дозу йода. Для детей до 12 лет – 50–100 мкг в день, для подростков и взрослых – 100–200 мкг в день, при беременности и во время кормления грудью – 200 мкг в день (Дедов И.И., 2001). Кроме того, положительное влияние оказывает сбалансированный пищевой рацион по жирам, белкам, углеводам, витаминам.

Вусловиях зобной эндемии и выявленного нами полиэлементного дисбаланса в организме пациентов с заболеваниями щитовидной железы возникает вопрос о коррекции микроэлементного профиля организма не только препаратами йода. По всей видимости, при разработке препаратов микроэлементов должны быть учтены региональные особенности. Данные исследования микроэлементного состава крови детей (Барановская Н.В., 2002) в сравнении с общемировыми показателями и сведениями по стране свидетельствуют, что в популяции нашего региона отсутствуют дефициты селена, цинка, кобальта и хрома. Следовательно, нет необходимости коррекции уровня данных микроэлементов в организме. Требуется разработка нутритивных рекомендаций в отношении селена и кальция у пациентов с имеющийся патологией щитовидной железы, так как нами обнаружен их существенный дефицит. Представляет сложность коррекция дефицита хрома при наличии большой частоты избытка этого микроэлемента в щитовидной железе.

159

Заключение

Данные нашего исследования убедительно свидетельствуют о значительном вкладе в развитии заболеваний щитовидной железы в Томской области эколого-геохимических факторов. Это отражается на распространенности патологии, повышенной заболеваемости на территориях, подверженных большей химической нагрузке. В данном случае на заболеваемость могут положительно повлиять меры, направленные на улучшение экологической ситуации в регионе. Положительный эффект может дать повышение экологической грамотности населения.

Следует заметить, что в пределах области не были выполнены полностью во всех районах полноценные эпидемиологические исследования распространенности зоба и медианы йодурии, требуется дальнейший мониторинг ситуации.

160