Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОТВЕТЫ ИРЛ.docx
Скачиваний:
56
Добавлен:
03.08.2019
Размер:
259.75 Кб
Скачать

40. Символика «живого» и «мертвого» в «Мертвых душах» Гоголя. Принципы символизации.

В «Мёртвых душах» сливаются воедино социальные и нравственные вопросы. В центре стоит извечная проблема добра и зла, которая осмысливается Гоголем как проблема «живого» и «мёртвого». Проблема живого и мертвого звучит уже в авторском названии поэмы: понятно, что речь идёт в первую очередь о ревизских душах, но есть и другой смысл, прямой. Души по определению не могут быть мёртвыми, душа напротив, бессмертна. А мертвые души – это окаменелости, в которые превратились русские помещики и чиновники, утратившие свои бессмертные души. Мёртвая душа – душа, которая остановилась в своём внутреннем развитии, стала холодной и равнодушной, неспособной к творчеству, любви, состраданию.  Таким образом, центральный мотив поэмы – омертвение живого. Он проходит через весь текст и показывается разнообразными художественными средствами.  1. Мертвенность этого мира определяется как засилье в нем материального. Поэтому в описаниях так хорошо используются длиннейшие перечисления материальных объектов, которые как будто вытесняют духовное.  2. Поэма изобилует фрагментами, написанными в гротескном стиле, и одним из излюбленных приемов автора является прием “омертвления живого: персонажи неоднократно сравниваются с животными или вещами, человеческое тем самым как бы передвигается в более низкий “животный” ряд, в то время как последнее возвышается до человеческого. Характернейший пример этого - “диалог” Чичикова с индейским петухом, происходящий в то время когда герой гостит у Коробочки.  3. Мертвенность мира подчеркивается и его статичностью: всё будто бы когда-то замерло. Книга Манилова как была когда-то открыта на 14 странице, так она на ней и открыта.  Как во время грозы загущаются и наливаются свинцом тучи, растет напряжение в атмосфере, как в “Мертвых душах” постепенно мрачнеют краски, и в финале мотивы мертвенности концентрируются в наибольшей степени. Как во время грозы наступает разрядка, так в поэме частная история Чичикова незаметно переходит в рассуждение о судьбе Руси, “бойкой необгонимой тройки” которая и есть та главная живая сила, которая способна побороться с мертвечиной и одолеть ее.

Художественное пространство поэмы составляет 2 мира – который можно условно опредленить как “реальный” и “идеальный”.

Реаьлный автор описывает как картину российской жизни – при этом Гоголь стремится к максимальной широте, охвату. Мир этот уродлив, страшен – это мир перевернутых ценностей, духовные ориентиры там извращены – но живя внутри этого мира нельзя увидеть этой аморальности.

В этом мире Ноздрев, Манилов, прокурор – который прелестно вышивает по канве, Плюшкин – прореха на цивилизации – карикатуры современников.

41. Второй том «Мертвых душ».

Второй том «Мертвых душ» уцелел лишь в отдельных главах и фрагментах. Продолжение поэмы давалось Гоголю трудно, 2 том писался медленно и по крайней мере дважды подвергался уничтожению. Здесь сказалось не только тяжёлое душевное состояние Гоголя, но и изменение замысла.

Как известно Гоголь задумывал 3 тома. Трёхчастная композиция напоминает «Божественную комедию Данте, и во 2 части Гоголь хотел изобразить Чистилище для Чичикова, он должен был раскаяться. То есть прослеживалась бы мысль о возможности нравственного совершенствования русского человека и преобразования русской действительности в лучшую сторону. Неприглядные герои 1 тома в дальнейшем должны были прийти к духовному просветлению и перерождению. Некоторые намёки на это прозвучали уже в конце 1 тома в обещании автора показать в дальнейшем «несметное богатство русского духа» (эти обещания встревожили Белинского своим славянофильским оттенком и невозможностью их реалистического воплощения).

В то же время замысел Гоголя открывал важные стороны его творческой эволюции. Выражая неудовлетворённость своими предшествующими произведениями, «населёнными» в основном отрицательными персонажами, писатель мечтал о положительном герое, изображение которого опиралось бы на саму жизнь. (Эти мысли отразились в «Переписке»).

Во 2 томе это, например, Костанжогло – энергичный и экономный хозяин, выводящий Россию из состояния застоя. Но помимо воли автора в его облике явно проступают черты рационализма, сухости.

Ещё более неубедительным получился другой положительный образ - мудрого философа и христиански кроткого человека, откупщика Муразова, нажившего безукоризненно честным путём миллионное состояние, которое он употребляет для добрых дел.

Одним из главных идеальных героев 2 тома, по-видимому, должен был быть генерал-губернатор. Как и Муразов, он в основном играет роль резонёра. Примечательна его речь перед чиновниками, которой заканчиваются уцелевшие фрагменты 2 тома: в ней нарисована неприглядная картина России со взяточничеством, беззаконием и т.д.

Интересны образы других героев – Тететников, Платонов, Хлобуев. В их лице Гоголь обращается к изображению сложных, противоречивых характеров и душевных движений.