Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ilchenko_sn_politicheskie_igry_v_mediaprostranstve.pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
28.07.2020
Размер:
4.56 Mб
Скачать

В декабре 1985 г. новогоднее обращение от лица государства возобновил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. Встреча Нового года в 1986 и 1988 гг. сопровождалась взаимным обменом новогодними телеобращениями между СССР и США: к советскому народу обращался президент США Рональд Рейган, а Михаил Горбачев — к народу США. Советский лидер прекрасно понимал важность и возможности влияния телевидения на массы трудящихся. Однако традиции ответственности за каждое публично сказанноеслово налагали на отношениес электронными СМИ громадную ответственность. Тем не менее, когда Горбачев оказался в заточении в Форосе во время путча в августе 1991 г., он тайно записал свое видеообращение, которое после провала ГКЧП увиделвесьмир.Внекоторомсмыслеэтообращениеоказалосьдля Генсека пророческим.

Последним публичным выступлением М. С. Горбачева в качестве руководителя страны стало его телевизионное заявление обуходевотставкуспостаПрезидентаСССР,сделанноевпрямом эфире 25 декабря 1991 г. И в этом тоже сказалась его позиция обращения к публичной сфере с помощью СМИ для разъяснения собственной принципиальной позиции.

Наступала новая, постсоветская эпоха в отношении медиа и власти на пространстве того, что перестало быть «Советским Союзом». Подписанный Б. Н. Ельциным 27 декабря 1991 г. «Закон о СМИ» открывал новую страницу в истории электронных СМИ, во всяком случае на территории нашей страны. Медийный феноменпервого президента России невозможно представитьсебе без участия СМИ и прежде всего телевидения. Отношения Б. Н. Ельцина складывалась в совершенно иной парадигме и дали настолько парадоксальные результаты, что о них стоит рассказать отдельно.

Гла в а 8 БОРИС ЕЛЬЦИН: ТЕЛЕЛЕТОПИСЬ КАРЬЕРЫ

Искусство управления есть организация идолопоклонства.

Джордж Бернард Шоу, английский драматург

То, что первый президент России был медийной звездой своей эпохи, нынче ни у кого сомнений не вызывает. Его отношения со СМИ, и с электронными вчастности,— отдельная глава в истории отечественных медиа, причем весьма поучительная и характерная по тем обстоятельствам, в которых подобные отношения раскрывались порою самым парадоксальным образом.

Можно сказать, что Борис Николаевич сполна испробовал на себе и своей политической карьере всю мощь информационного оружия в те годы, когда он отчаянно боролся за власть. И в то же время, достигнув высшей власти, он пытался подчинить медиа целямполитическойборьбы с противниками.Хотя,с другойточки зрения, именно Ельцин является тем человеком, который поставил свою подпись под законом РФ о СМИ 27 декабря 1991 г. И этот закон действует (с изменениями и дополнениями) до сих пор.

Первое столкновение с мощным медийным кулаком Страны Советов будущий президент России испытал, еще будучи кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС и первым секретарем ЦК МГК КПСС осенью 1987 г., когда выступил с резкой критикой высшего партийного руководства на октябрьском Пленуме ЦК КПСС. По принятым в прежние времена правилам информация об этом не стала достоянием СМИ, хотя выступление было признано «ошибочным» и московской организации КПСС было рекомендовано освободить своего руководителя от занимаемой должности. Однако телетрансляция юбилейного торжественного заседания, посвященного 70-летию Великого Октября из Кремлевского Дворца съездов, ничем «не выдала» обреченность Ельцина как партийного чиновника. Он сидел со всеми кандидатами и членами Политбюро наравне, т. е. в президиуме.

Лишь после того как отгремели торжества, была запущена вся мощь советских СМИ для разъяснения ошибочности поведения Ельцина. Краткую информацию о его снятии с поста руководителя МГК КПСС опубликовали центральные газеты, и она также была озвучена по Всесоюзному радио. После этого Борис Ельцин как персонаж пропал из новостного поля. Он «воскрес» в нем благодаря Центральному телевидению, которое в записи

103

транслировало работу ХIХ Всесоюзной партконференции летом 1988 г. Будучи ее делегатом, Ельцин выступил с просьбой о своей реабилитации, но не удержался от очередной порции критики партийного руководства.

Очередная серия телевыступлений Бориса Николаевича состоя лась во время Первого съезда народных депутатов СССР в мае– июне 1989 г. Он был избран его делегатом и, рассчитывая на то, что заседания транслировались в прямом эфире, продолжал стремиться к трибуне, чтобы выступить. Вся страна наблюдала на экранах за драмой избрания опального экс-партийного босса в состав Верховного Совета СССР, когда депутат Александр Казанник уступил Ельцину свое место в сей новый орган власти.

Видимо, ему было уже никак не остановиться в своей жажде славы и популярности, и летом того же года ЕБН отправляется в неофициальное турне по Америке, а в сентябре орган ЦК КПСС газета«Правда»перепечатываетстатьюизитальянскойгазеты«La Repubblica» о более чем «странном» поведении российского оппозиционного политика. Демократические сторонники Ельцина выразили массовое возмущение подобной (по их мнению) клеветнической публикацией «с чужого голоса». Чтобы успокоить протестную волну, был уволен с поста главный редактор издания В. Г. Афанасьев. Однако интрига была точно рассчитана ее организаторами. Якобы в ответ на многочисленные просьбы граждан Центральное телевидение показало запись одного из выступлений Б. Н. Ельцина в США. На ней было отлично видно, что гость из Советского Союза находится в явно неадекватном состоянии. Оно еще не раз позже «настигало» ЕБН и становилось достоянием мировых СМИ: от дирижирования оркестром в Берлине до сомнительных острот на приеме в Белом доме.

Очередной телереванш у своих политических оппонентов Ельцин взял в июле 1990 г., когда вновь выступил перед телевизионными камерами, транслировавшими заседания ХХVIII съезда КПСС. Он снова критиковал Генсека Горбачева, а затем эффектно заявил о своем выходе из партии, демонстративно покинув зал заседаний. Критику политического оппонента Ельцин продолжал и дальше с помощью телевидения. В этом его поддерживалаи группажурналистов Ленинградского телевидения во главе с Б. А. Курковой, которая в программе «Пятое колесо» постоянно размещала сюжеты о выступлениях, встречах и

104

поездках Ельцина, старательно ваяя из него экранного оппонента М. С. Горбачева.

19 февраля 1991 г. ЕБН выступил по Центральному телевидению, критикуя политику Правительства СССР, и впервые потребовал отставки М. С. Горбачева и передачи власти Совету Федерации, состоящему из руководителей союзных республик. Можно сказать, что к этому времени наш герой осознал власть телевидения над миллионами гражданстраныи почувствовал вкус к эффектным появлениям на экране. Также эффектно Ельцин отказался от участия в теледебатах,которые проводились во время выборов первого президента России в июне 1991 г. Это был сильный жест политика, четко осознавшего, что и отсутствие на экране может порою воздействовать на аудиторию сильнее, чем его постоянное присутствие.

Но это были еще только ростки той телепопулярности, которой добился ЕБН год спустя, во время путча ГКЧП 1991 г. Корреспондент Центрального телевидения Сергей Медведев снял трехминутный сюжет о том, что происходило в течение 19 августа у Белого дома в Москве, который был уже на тот момент Президентом РСФСР. В этот сюжет попали кадры выступления Ельцина на броне танка, зачитывающего собственные указы о незаконности ГКЧП. До сих пор непонятно, как этот сюжет попал в подцензурную на тот момент программу «Время». С. Медведева, естественно, сразу же уволили. Но дело было сделано. Ельцина на телеэкране увидела вся страна. И к Белому дому потянулись тысячи сторонников демократии. Массовая поддержка руководства РСФСР и пред определила крах затеи с ГКЧП. Через несколько дней Ельцин вновь «сыграл на публику», публично унизив вернувшегося из заточения в Форосе Горбачева во время прямой трансляции заседания Верховного Совета РСФСР. Он на глазах у изумленной публики и телезрителей отобрал у Генсека текст его выступления и вынул свои бумажки с указом о запрещении деятельности КПСС, в рядах которой сам состоял еще совсем недавно.

Характерно, что вся операция по подписанию Беловежских соглашений в декабре 1991 г., была проделана командой ЕБН вне телевизионных камер. Факт их подписания был обнародован только тогда, когда роспуск СССР стал свершившимся фактом. Ельцин прекрасного понимал и чувствовал те моменты, когда

105

можно былоапеллировать к СМИ,а когдалучше скрыться из зоны общественного внимания. Став фактическим хозяином России, он неоднократно применял подобные приемы, в чем ему немало помогали владельцы и руководители электронных и печатных СМИ. Так было накануне референдума о доверии российским властямвапреле1993г.,когданаПервомканале«Останкино»был показан вполне симпатичный документальный фильм Эльдара Рязанова «Ельцин. День в семье президента». Образ доброго дедушки, хозяина дома и главы семьи был создан вполне отчетливо.

И совсем другим предстал ЕБН на телеэкране, когда 21 сентября 1993 г. он выступал с обращением к народу в связи с подписанием печально известного указа № 1400 о роспуске Верховного Совета РСФСР и начале переходного периода. Это былоединственноеобращениепрезидентавусловияхначавшегося кризиса. В течение последующих недель Ельцин практически не появлялся на телеэкране. Однако его сторонники жестко контролировали все информационное пространство и прежде всего СМИ. Была закрыта телепрограмма Верховного Совета «Парламентский час» (РТР), а также авторская программа А. Политковского «Политбюро» и ток-шоу А. Любимова «Красный квадрат» («Останкино»), «Времечко» и другие, в которых высказывались критические замечания в адрес Ельцина. Только одна телепрограмма, «600 секунд», выходившая на телевидении Петербурга, освещала деятельность сторонников Верховного Совета в неотрицательном свете. Эта программа была закрыта сразу после штурма Белого дома. По словам члена совета директоров телекомпании «Останкино»А. Малкина, председатель компании В. Брагин заявил ему, что «нам вся правда сейчас не нужна, а когда будет нужна, я скажу».

Еще одна очевидная история поддержки ЕБН руководителями российских телеканалов — это история с президентскими выборами 1996 г., когда в эфире началась поистине антикоммунистическаяистерияибезудержнаяпропагандафигуры ЕБН. Девиз компании «Голосуй, а не то проиграешь» выучила наизусть вся страна. Кроме того, все телеканалы скрыли от населения информацию об инфаркте (пятом по счету), который случился у Бориса Николаевича 26 июня между первым (16 июня) и вторым (3 июля) туром голосования. А для того чтобы пресечь

106

поползшие по всему миру слухи, в день голосования в телеэфире были показаны заранее отснятые кадры «голосования» ЕБН на избирательном участке. Хотя в реальности смертельно больной президент находился в санатории в Барвихе. Грандиозный телеобман удался. ЕБН во второй раз стал Президентом РФ.

107

Состояние здоровья привело Бориса Николаевича к операции аортокоронарного шунтирования в ноябре 1996 г., что еще более обострило вопрос с возможным появлением Ельцина на телеэкране.Однакостраненадобылопостояннонапоминатьотом, что у нее есть пока действующий президент. Именно во время второго срока по инициативе сотрудницы президентской Администрации Джахан Поллыевой был найден выход для «постоянно работающего с документами» главы государства. По примеру Франклина Д. Рузвельта ЕБН стал выступать по радио с обращениями к народу.

Выступления Ельцина в эфире «Радио ‘‘Россия’’» начались в октябре 1996 г. Первоначально они происходили достаточно регулярно: еженедельно, а затем — один раз в 2–3 недели. Информационных поводов, как правило, не было, кроме самого желания президента пообщаться с народом. Однако ухудшение состояние здоровья ЕБН привело не только к тому, что частота радиообращений в 1997 г. явно снизилась, но и к ухудшению качества и потери смысла самих выступлений. Известно, например, что Ельцин мог менять фонетические и смысловые ударения, допускать ошибки и оговорки, а также делать паузы между…словами. Их продолжительность была от 5 до 15 секунд. Стало ясно, что он никак не укладывается ни в смысловые, ни в эстетические рамки радиообращения. В 1998 г. их прекратили, «доверив» телевидению время от времени демонстрировать протокольную съемку с участием ЕБН на совещаниях в Кремле или на отдельных мероприятиях. Дело доходило до анекдотов, когда официальные сообщения об участии Ельцина сопровождались более давними, архивными кадрами.

Понятно, что подобное состояние в отношениях между ЕБН и СМИ не могло длиться вечно. Скрывать тяжелое физическое и психическое состояние главы государства становилось все трудное. Понимал это и сам Ельцин, который 31 декабря 1999 г. совершил одно из самых эффектных «звездных» появлений на телеэкране, когда по всем федеральным телеканалам показали запись его новогоднего обращения к народу с объявлением об отставке. Это была мощная и эффектная точка в его карьере — и политика, и телезвезды.

А напоследок он еще раз невольно «напомнил» об этом. После кончины Бориса Николаевича в апреле 2007 г. была организована

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]