Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
2
Добавлен:
20.04.2023
Размер:
1.72 Mб
Скачать

который хотел даже привлечь князя к участию в оркестре на премьере оперы "Жизнь за царя".

Столь же высокого мнения о Голицыне был и Александр Сергеевич Даргомыжский. Современники утверждали, что основатель русской школы игры на виолончели не уступал в мастерстве самым знаменитым гастролерам, в том числе выдающемуся бельгийцу Адриену Серве.

Кумиром Голицына был Бетховен. "Однажды, - вспоминал Николай Борисович, - мне пришло на ум написать лично Бетховену и спросить его, не согласится ли он сочинить для меня три новых квартета". Каково же было удивление князя, когда спустя всего лишь месяц Бетховен ответил ему!

"Я с удовольствием отметил, что Ваше Высочество интересуется творениями моего духа. Вы желаете иметь несколько квартетов: зная, что Вы играете на виолончели, постараюсь удовлетворить Вас в этой области", - писал великий композитор Голицыну 25 января 1823 года. Однако тут же Бетховен предупредил князя, что не может назвать срок выполнения обязательства "ввиду того, что вдохновением нельзя повелевать".

Ликование Голицына по получении письма было беспредельным. - "Никогда письмо, ожидаемое со столь великим нетерпением, не было встречено так радостно, как этот ответ", - признавался он.

После первых же посланий между Бетховеном и Голицыным завязалась регулярная переписка. При этом князь показывал себя тонким ценителем творчества Бетховена:

"Можно сказать, что Ваш гений определил век, и что теперь, может быть, не найдется ни одного слушателя, который был бы достаточно просвещен, чтобы насладиться всей красотой Вашей музыки. Но потомки будут благоговеть перед Вами и благословлять Вашу память более, чем это доступно Вашим современникам".

В письме к Бетховену от 29 ноября 1823 года Голицын написал:

"Я очень жаден ко всему, что выходит из-под Вашего пера. И у меня есть все, что Вы до сих пор сочиняли как для фортепиано, так и для других инструментов. Я даже позволяю себе удовольствие в свободные часы аранжировать в квартеты из Ваших сонат".

В великом австрийце Голицын видел титана столетия, и вполне естественно, что у него возникло желание самому заказать композитору сочинения. За каждый квартет было предложено 50 дукатов, и Бетховен пообещал, что вскоре пришлет первый. Но прежде, чем он смог выполнить обещанное, прошло два года, а полностью справился с заказом лишь через три. Николай Голицын, со своей стороны, сдержал слово лишь частично, ибо большую часть гонорара выплатил наследнику Бетховена, его племяннику Карлу, только спустя четверть столетия после смерти Людвига, да и то в результате долгой переписки, обмена угрозами, оскорблениями и не без дипломатических усилий. Тем не менее именно Голицын дал первый толчок, вызвавший появление целого ряда поздних сочинений композитора, среди которых квартеты ор. 127, 130, 132, известные под названием "голицынских".

76

"Эти квартеты, - писал Голицын, - которые ожидались с таким нетерпением, вызвали большое разочарование виртуозов и дилетантов Петербурга... Исполнение - очень трудное в каждой отдельной партии - требует длительной подготовки для достижения чёткого ансамбля. Мысль композитора, скрытая в фразах, внешне шероховатых, выявляется постепенно, по мере проникновения в замыслы автора, когда, благодаря совершенству исполнения, обнаруживаются эти сокровища... Тем не менее, я не отступился: на всех музыкальных собраниях, имевших место у меня, никогда не исполнялось ничего, кроме Бетховена и Бетховена во всех видах. Мне пришлось претерпеть немало насмешек, сарказмов, упрёков за эту так называемую бетховенскую мономанию. Я этим не был обескуражен, так как стремился познакомить наших лучших артистов и дилетантов с последними произведениями гения, опередившего свой век на несколько десятилетий. Моя настойчивость принесла плоды: не прошло и десяти лет, как музыка Бетховена, ранее считавшаяся абсурдной, неуклюжей, заполнила салоны и концертные залы нашей столицы".

Кстати, по инициативе князя в Санкт-Петербурге состоялась мировая премьера бетховенской "Торжественной мессы". Это произошло более чем за двадцать лет до исполнения мессы на родине композитора. Именно Голицын через известную своей музыкальностью императрицу Елизавету Алексеевну, лично встречавшуюся с Бетховеным в 1815 году в Вене, содействовал тому, чтобы среди подписчиков на ноты этого сочинения оказался Александр I.

Дом Голицыных слыл в Санкт-Петербурге культурным центром столицы. Известных деятелей искусства привлекали гостеприимство и изысканный художественный вкус хозяев. Супруга Николая Борисовича, Елена Александровна Салтыкова, тетка жены поэта Антона Антоновича Дельвига, была известна в Петербурге как хорошая пианистка, а сын Юрий,

дирижер и композитор, прославился тем, что организовал первоклассную хоровую капеллу из крепостных. Хор Голицына-младшего впоследствии прогремел на всю Россию, покорив Дрезден, Париж, Прагу, Лондон, Нью-Йорк. Еще учась в пажеском корпусе, Юрий Николаевич

управлял ансамблем сверстников и брал уроки у будущего учителя Петра Ильича Чайковского, директора бесплатной музыкальной школы в Петербурге Гавриила Якимовича Ломакина, уроженца села Борисовка Курской губернии. Голицын-младший с удовольствием выступал и в салоне отца, однако тон всем музыкальным вечером задавал Голицын-старший.

Ещё в отрочестве, когда Голицын жил в Вене, он встречался с Гайдном, увлекался сочинениям Моцарта. Потом Николай Борисович много путешествовал по Франции и Италии, совершенствовал своё музыкальное мастерство, играл на скрипке и виолончели, давал благотворительные концерты. Скупой на похвалы Михаил Глинка был столь высокого мнения об исполнительском мастерстве князя, что хотел даже привлечь Голицына к участию в оркестре на премьере оперы "Жизнь за царя". Современники

77

утверждали, что Николай Голицын, по праву считающийся одним из основателей русской школы игры на виолончели, не уступал в мастерстве самым знаменитым зарубежным гастролёрам - бельгийцу Адриену Серве, например. Князь был почётным членом Филармонического общества и создателем Общества любителей музыки. Когда он служил на Кавказе, дружил с Грибоедовым, который сочинял не только стихи, но и музыку.

В1853 году, во время Крымской войны, шестидесятилетний Николай Борисович Голицын, движимый патриотическим чувством, вместе с сыном и внуком собрал из числа крестьян села Богородское отряд добровольцев, получивший название Новооскольской 45-й дружины и принял участие в обороне Севастополя. На боевых позициях волонтеры сражались героически.

Через два года командование сочло необходимым предоставить Голицыну кратковременный отпуск для лечения. Николай Борисович едет в Курск и организует здесь концерт в пользу раненых ополченцев. Столичный

"Музыкальный и театральный вестник" тогда писал:

"Особенный восторг присутствовавших вызвало появление на сцене ветерана нашего ополчения князя Н.Б. Голицына. Его встретил целый гром рукоплесканий, не дававший ему возможности несколько минут начать свое соло на виолончели из оперы "Страделли". Сыгранное с аккомпанементом на фортепиано, оно уверило нас, что в князе так же живо и молодо артистическое чувство, как сильно в нем другое чувство, заставившее его стать в ряды ополчения, идти с ним туда, где на страде неумолкаемых битв находятся его сын и внук".

Вмарте 1856 года между воюющими державами Англией, Турцией, Францией, с одной стороны, и Россией, с другой, был заключен мир. С оставшимися в живых добровольцами Голицын возвращается в нашу губернию и возобновляет регулярные концертные выступления в Курске.

Село Богородское Новооскольского района стало пожизненным пристанищем Голицына. Здесь он провел свои последние годы, переживая боль потерь самых близких родных. Увы, полное разорение завершило судьбу князя. 22 октября 1866 года закончился жизненный путь богато одаренного человека, который наряду с Михаилом Глинкой, Владимиром Одоевским, Василием Жуковским, курянами Степаном Дегтяревым, братьями Виельгорскими, Алексеем Жилиным внес большой вклада развитие отечественной культуры первой половины XIX века. Похоронен же был в Святогорске (ныне Славяногорск) Донецкой области (в XIX веке возле Святогорского храма было устроено кладбище, где хоронили благотворителей обители и наиболее почитаемых духовников монастыря).

ГОЛИЦЫН Юрий Николаевич, князь (1823—1872) — русский хоровой

дирижер, композитор; хоровому пению учился в Пажеском корпусе у Г. Ломакина по рекомендации М. И. Глинки.

В1841 г. продолжил муз. образование в Германии. В том же году вернулся

вРоссию, поселился в родовом поместье Салтыки Тамбовской губ. В 1849 году избран предводителем дворянства Усманского уезда

губернии, одновременно с 1851 года занимал должность Тамбовского губернского предводителя дворянства.

В1858 году опубликовал статью в газете А. И. Герцена «Колокол», был выслан в Козлов. Юрий Николаевич попал сюда по двум причинам, - говорит Михин. - Во-первых, он затеял переписку с Герценом и задумал дать вольную абсолютно всем певцам своего хора. Это было ещё до отмены крепостного права, поэтому высшее сословие расценило благородный порыв князя как грубую выходку, чуть ли не вызов обществу. Знакомство с таким глубоким и умным человеком, как Гавриил Ломакин, изменило его взгляды на крепостное право. Князь видел в своих хористах прежде всего живых людей: заботился о них, обучал их музыке, старался накормить получше, одеть, обогреть... А когда затея с освобождением музыкантов потерпела неудачу, Голицын глубоко задумался, проанализировал ситуацию и... решил изложить свои мысли в письме в Лондон, где Огарёв и Герцен делали журнал "Колокол" (из книги Алексея Петрова "Полонез по-русски, или Заграница.pl.ru". МИА, 2006. – 384 с.)

Сбежал из ссылки из Козлова заграницу. Совершенствовался как музыкант

вДрездене у Адольфа Рейхеля и в Лейпциге у Морица Гауптмана, выступал с концертами русской музыки в Англии и Германии.

В1842 организовал из крепостных хор, который отличался высокой квалификацией. Композитор Шель писал: "Его хористы были настолько музыкально образованны, что с этим хором можно было импровизировать, что я не раз делал. Я называл последовательные аккорды, которые хор брал тотчас, и при перемене аккордов всякий голос в хоре находил звук, который ему следовало взять, само собой, без всякой видимой указки со стороны регента". Композитор и музыкальный критик Серов писал о детском хоре Голицына, что "каждый мальчик читал ноты и отличал тоны по слуху безошибочно, чего не достигают многие известные артисты". Хор существовал 15 лет, его состав доходил до 132 чел.; распущен из-за материальных затруднений.

Главная заслуга Г. заключается в концертной хоровой деятельности. Состав руководимых Г. хоров был различным: от 80 до 320, 400, 600 чел. Г. занимался подготовкой придворных певчих к архиерейской службе (1855), готовил к концерту сводный духовный хор (ок. 1200 чел.) (1856). Участвовал

вконцертах памяти героев-севастопольцев (1869), в концерте в пользу погорельцев С.-Петербурга (1862), присутствовал на Славянском съезде (1867) и др. Выступал с хором в залах дворянских собраний городов России (1851, 1868, 1871), Манеже, Большом театре и зоологическом саду в Москве (1856, 1857, 1865, 1866, 1867), зале купеческого собрания и Павловском вокзале в С.-Петербурге (1868-1872), отеле Брауна в Берлине (1858), театре «Ковент-Гарден» и доме Герцена в Лондоне (1860), зале Герца в Париже (1868), на Софийском о-ве в Праге (1870), в одном из концертных залов в Нью-Йорке (1872) и др.

79

Соседние файлы в папке из электронной библиотеки