Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

9695

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
3.07 Mб
Скачать

Организатором поиска был Абрамов Иван Яковлевич – директор Серго-Ивановской лугомелиоративной станции.

Входе раскопок были найдены останки и документы моего отца. Наши ожидания окончились. Ждать стало некого.

Я благодарен всем, кто помогал и содействовал моему поиску и вместе

свнучкой Беллой мы расскажем в этой статье об их участии.

Виюне 1961 года, во время осушения заболоченного луга, к директору лугомелиоративной станции Абрамову Ивану Яковлевичу обратились жители деревни и сказали, что рядом с трассой осушительной канавы находится место падения советского самолета.

Среди жителей деревни были пожилые люди, являвшиеся свидетелями воздушного боя. По их словам, бой был неравным, два немецких самолета против одного нашего. После очередной атаки немецкого истребителя наш самолет был подбит, загорелся и стал падать на деревню. У самой земли наш подбитый самолет слегка взмыл и упал на луг рядом с деревней. По мнению очевидцев, летчик сделал все возможное, чтобы не упасть на жилые дома.

Жители деревни также рассказали, что ранее из падающего самолета выпрыгнул один летчик, но в связи с недостаточной высотой парашют не раскрылся и летчик погиб. Жители его похоронили на кладбище деревни Тростянка.

Абрамов Иван Яковлевич поручил экскаваторщику Киселеву Н. приступить к раскопке указанного места.

Работу начали с раннего утра, ковш экскаватора доставал торфянистую массу земли с небольшими кусками дюралюминия. В конце дня помощник экскаваторщика Е. Никитин лопатой рылся в куче выкопанного грунта. Его внимание привлек кусок одежды.

Это был карман гимнастерки в котором были документы. В том числе удостоверение личности, но прочесть записи было невозможно, за двадцать лет нахождения в болоте почти все записи исчезли.

211

Читалась отдельная запись о звании старшего лейтенанта и отметка о награждении орденом Красной Звезды. Среди документов хорошо сохранилась почтовая квитанция № 417 от 19 ноября 1941 года на почтовый перевод в сумме 200 рублей в город Астрахань на имя Политыкиной. Также были 3 фотокарточки, листки из записной книжки и деньги на 30 рублей и 3 рубля.

Найденные останки летчика были похоронены на 11 воинском кладбище пос. Бывалицы Тумановского сельсовета Вяземского района Смоленской области.

Впоследствии была установлена принадлежность найденных документов старшему лейтенанту Политыкину Василию Константиновичу, не вернувшемуся с боевого задания 14 декабря 1941 года. Дальнейшие запросы в Архив Министерства Обороны дополнительной информации не принесли.

Найденные документы были переданы моей матери. Теперь семья узнала, где погиб наш отец.

Для того чтобы лучше понять условия и особенности боевой работы летчиков-разведчиков, нужно рассказать подробней о боевом пути 2-го дальнеразведывательного авиационного полка, в составе которого и служили старшие лейтенанты Климанов Алексей Иванович и Политыкин Василий Константинович.

В первые дни Войны командованием Красной Армии было принято срочное решение о формировании специального авиационного полка для выполнения дальней разведки войск противника. Для укомплектования полка летным и техническим составом направлялись лучшие кадры из действующих авиационных полков и слушатели Военно-воздушной академии.

Для полка выделялись лучшие по тем временам самолеты ПЕ-2 и Пе-3 – скоростные пикирующие бомбардировщики. После прибытия эти

212

самолеты переоборудовались в разведчики. Снималось оборудование для подвески бомб и устанавливались специальные фотоаппараты.

Старшего лейтенанта Климанова Алексея Ивановича и старшего лейтенанта Политыкина Василия Константиновича приказом назначили соответственно командиром и штурманом 3-й эскадрильи.

Они уже имели опыт участия в боевых действиях. За участие в событиях на озере Хасан в борьбе с японскими захватчиками Климанов А.И. был награжден орденом «Боевое Красное Знамя». Политыкин В.К. за участие в Финской войне награжден орденом Красной Звезды.

Им было поручено формировать летный и технический состав, обучать и готовить к боевой работе.

Одновременно формировались 1-я и 2-я эскадрильи. В составе полка было сформировано три эскадрильи по десять экипажей в каждой и группа управления полка. Общая численность полка составила 40 самолетов и столько же экипажей.

Экипаж самолета ПЕ-2 составлял три человека: летчик, штурман и стрелок-радист.

Для увеличения дальности полетов самолета вместо стрелка-радиста установили дополнительные бензобаки, и в составе экипажа остались летчик и штурман. Такой самолет получил название ПЕ-3. При этом защищенность самолета от атак вражеских истребителей заметно ухудшилась.

Пятнадцатого августа 1941 года полк закончил формирование и приступил к боевой работе – полетам на разведку войск противника. Полеты на разведку выполнялись, как правило, одиночными самолетами без прикрытия истребителями. Противник охотился за нашими самолетамиразведчиками и потери самолетов и экипажей были значительными. Разведывательные данные добывались ценой больших потерь.

С 5 июля 1941 года по 23 апреля 1945 года полк потерял 297 человек личного состава и 99 самолетов.

213

За годы Великой Отечественной войны экипажи полка выполнили 4463 боевых вылета. Разведали 19646 городов и крупных населенных пунктов, 16836 железнодорожных узлов и станций, 4469 аэродромов, фотографировали 230 раз 50 морских портов.

Протяженность сфотографированных маршрутов составила 516 000 км (12,5 земных экваторов).

Восьмого февраля 1943 года за заслуги в боях с немецко-фашистскими захватчиками приказом НКО СССР № 64 2-й авиационный полк дальней разведки главного командования Красной Армии (2-й АПДР ГК КА) преобразован в 47-й Гвардейский авиационный полк дальней разведки Главного командования Красной Армии (47-й Гвардейский АПДР ГК КА).

За образцовое выполнение заданий командования, за овладение г. Борисов приказом полку присвоено почетное наименование «Борисовский». Полк награжден орденами «Красное Знамя» и орденом Суворова 3-й степени.

Экипажи полка выполнили фотосъемку Берлина перед его штурмом, и специалистами полка был изготовлен фотопланшет Берлина для Верховного Главнокомандующего.

За годы Великой Отечественной войны в полку состоялось 2075 награждений орденами и медалями. Присвоено звание Герой Советского Союза 9-ти летчикам и штурманам.

Свой боевой путь летчик – старший лейтенант Климанов Алексей Иванович и штурман – старший лейтенант Политыкин Василий Константинович начинали с выполнения разведывательных полетов с первых дней Войны.

Вот один из эпизодов их боевой работы, опубликованный в журнале «Мир авиации».

«В первые часы 13 июля 1941 года с аэродрома подскока Гривочки вылетел на задание самолет ДБ-3Ф старшего лейтенанта Климанова. Машина держала курс вдоль побережья Балтийского моря.

214

На борту находились летчик-наблюдатель (штурман) Политыкин и стрелок-радист Сыроваткин. Разведчикам предстояло на обратном маршруте, после рассвета, сфотографировать все порты, ж.д. станции, аэродромы и магистрали, которые встретятся от Гдыни до Клайпеды.

Экипаж рассчитывал встретить немецкие истребители лишь на обратном пути, а бой пришлось принять уже на первых километрах вражеской территории.

У города Эльбинг на одинокий ДБ-3Ф набросились шесть Bf-109, даже не утруждавшие себя маневром. Поочередно атакуя, они осыпали разведчика ливнем огня.

Поначалу стрелку удавалось отражать наскоки противника. Вот один из них пошел к земле объятый пламенем, но после очередной атаки пулемет Сыроваткина замолчал. Тяжело раненный он так и умер, не отпуская гашеток.

Ранен был Политыкин, оказались пробиты бензобаки. Климанов, развернувшись после смерти стрелка обратно, изо всех сил тянул машину через линию фронта. Разбилась приборная доска, вышла из строя система выпуска шасси, были изуродованы оба колеса.

Но полет продолжался, и Климанову удалось долететь до своего аэродрома и посадить самолет на «брюхо». Пробежав чуть больше сотни метров, ДБ-3Ф рассыпался и восстановлению уже не подлежал.

Осматривая после посадки кабину, Климанов насчитал около 60 вмятин от осколков и пуль в своей бронеспинке»[1].

В книге В. И. Силантьева «Воздушные разведчики» так же, довольно подробно, описаны боевые вылеты экипажа командира эскадрильи, в том числе и их последний вылет на разведку Смоленска. Выдержка из главы «Держим клятву» (стр.21-23):

«Воздушные разведчики храбро сражались в небе Подмосковья. Наш первый Батя – командир эскадрильи Климанов вместе со штурманом Политыкиным выполнили много важных заданий.

215

Вдни грозного наступления врага на столицу разведчики обнаружили большое скопление танков в окрестностях Волоколамска и Можайска. По их донесениям действовала штурмовая авиация.

Вполет на разведку в район Волоколамска и Можайска Климанов пошел рано утром. Вернулся расстроенный и озадаченный.

– Ни пехоты, ни техники не обнаружили на всем участке разведки, – доложил он командиру полка.

– Странно, – сухо сказал командир полка. – А наземная разведка сообщает, что прорвалась танковая колонна. И приказал снова разведать дополнительно другой участок шоссе, по которому могли прорваться фашистские танки.

Политыкин тут же вытащил карту и принялся рассчитывать новый разведывательный маршрут.

Лишь в ходе третьего полета по другому маршруту Климанов увидел фашистскую танковую колонну. Она растянулась на десятки километров и двигалась на Москву.

Всвой последний боевой полет на разведку Смоленска наш первый «Батя» Алексей Иванович Климанов и штурман Василий Константинович Политыкин вылетели на самолете ПЕ-3.

На этом варианте бомбардировщиков «петляковых» не было предусмотрено место для стрелка-радиста. Разведчик был сбит вражеским истребителем снизу с хвоста.

Немного прожили и провоевали бесстрашные летчики, но мы их не забыли.

Вту годину многие не возвращались. Полк набирал опыта, неся тяжелые потери. За несколько недель напряженной фронтовой жизни погиб костяк полка – степенные, семейные летчики и штурманы»[2].

Обратимся к архивным документам. В личных делах Климанова А.И. и Политыкина В.К. имеются аттестационные листы на присвоение очередных

216

званий. В краткой, но в исчерпывающей форме они дают объективную информацию об их деловых и человеческих качествах.

«АТТЕСТАЦИЯ командира 3 АЭ старшего лейтенанта Климанова Алексея Ивановича.

Вдолжности командира эскадрильи работает с июля 1941 года, т.е. с момента формирования полка.

За этот период провел большую работу по сплачиванию эскадрильи, по переучиванию летного состава на новую материальную часть и по подготовке к боевой работе.

С работой справляется хорошо. В работе инициативен, энергичен, дисциплинирован. Личная летная подготовка отличная. Авторитетом пользуется, о подчиненных заботлив.

Впрошлом участник боев у озера Хасан, за что награжден орденом «Красное Знамя».

Политически развит хорошо. В партийно-политической работе активен. Делу Ленина-Сталина и Социалистической Родине предан. Занимаемой должности соответствует.

Достоин присвоения очередного звания «капитан». Срок выслуги в звании «старший лейтенант» кончился.

Командир полка

Военком полка

майор Тюрин.

Батальонный комиссар

-

Настоящий.

05.11.1941 года.

Заключение высшей аттестационной комиссии НКО: «КАПИТАН»

12.11.1941 года».

«Аттестационный лист на присвоение очередного военного звания старшему лейтенанту Политыкину Василию Константиновичу.

1.В занимаемой должности с 1941 года.

217

2.Год рождения 1907.

3.Социальное положение рабочий.

4.Общее образование начальное

5.Военное образование ВШЛ и ЛН в 1932 г. ВШЛ и ЛН в 1935 г.

6.В РККА с 1929 г.

7.В гражданской войне не участвовал.

8.Награды: орден «Красная Звезда»

9.Дата и номер приказа о присвоении предыдущего звания 03.11.1938 г. Приказ № 02277-НКО.

Делу партии Ленина-Сталина и социалистической Родине предан. Политически и морально устойчив. Бдителен и умеет хранить военную тайну. Общее и политическое развитие хорошее. Дисциплинирован, Энергичен, инициативен, требователен к себе и подчиненным.

В действующей армии с 10.08.1941 г. Работал штурманом эскадрильи, с работой справлялся хорошо. Эскадрилья выполняла задачу по переучиванию летного состава на новой матчасти.

За время переучивания эскадрилья имеет 53 маршрутных полета. Случаев блудежек не было.

С 04.10.1941 г. эскадрилья выполнила 43 боевых вылета на разведку войск противника. Товарищ Политыкин, не считаясь ни с какими трудностями в работе, готовит экипажи к выполнению учебных и боевых заданий.

Сам имеет три боевых вылета на разведку войск противника.

За участие в борьбе с белофиннами имеет правительственную награду орден «Красная Звезда».

Вывод: Должности штурмана АЭ соответствует. Достоин присвоения военного очередного звания «капитан».

Командир эскадрильи

Военком АЭ

капитан Климанов.

ст. политрук Пронькин.

 

218

С аттестацией согласен.

Достоин присвоения очередного звания

«капитан».

 

Командир полка

Военком полка

подполковник Тюрин.

батальонный комиссар Настоящий.

Заключение высшей Аттестационной комиссии НКО:

«КАПИТАН»

25.12.1941 г. Полковник Шадский».

Село Баскаково расположено в 2–3- х километрах от деревни Ширяиха. Жители села знали о раскопках самолета, более пожилые помнили и рассказывали о событиях воздушного боя 14 декабря 1941 года.

Завуч средней школы села Баскаково Гордиенков Юрий Евгеньевич активно включился в поиск очевидцев гибели летчика Климанова А.И. Его усилиями были найдены очевидцы воздушного боя 14 декабря 1941 года и определено место захоронения погибшего летчика Климанова Алексея Ивановича на кладбище деревни Тростянка (ныне не существует).

В Баскаковской средней школе ученики активно участвуют в изучении истории родного края. В школьном музее имеются и материалы о судьбе своих земляков, погибших в период Великой Отечественной войны, в том числе и о судьбе погибшего у деревни Ширяиха экипажа самолетаразведчика.

Семья Гордиенковых тоже понесла утрату. Их сын Николай погиб в Афганистане.

Чувство личного горя и тяжелой утраты повлияло на более чуткое отношение к судьбе погибшего летчика.

По результатам его поиска в 1987 году Гагаринским военкоматом было организовано перезахоронение останков Климанова А.И. на 11 братское воинское кладбище в поселке Бывальцы Тумановского сельсовета, где ранее

219

в 1961 году был перезахоронен штурман экипажа самолета-разведчика Политыкин В.К.

Общее захоронение летчиков отмечено памятником, изготовленным Абрамовым Иваном Яковлевичем.

Памятник изготовлен рабочими Дорогобужского ремонтностроительного управления и Дорогобужского завода азотных удобрений, выполнен из нержавеющей стали, изготовлен и установлен безвозмездно.

Активное участие в установлении судьбы погибших летчиков принимала учительница Тумановской средней школы Гайдукова Эмилия Степановна.

Она преподавала русский язык, историю и смежные дисциплины, а также была руководителем школьного музея и коллектива «Красных следопытов». В 2015 году ей исполнится 80 лет.

«Красные следопыты» Тумановской школы организовали и проводили поиск по установлению фамилий воинов, погибших на тумановской земле, розыск их семей. Начиная с 1973 года по 2012 год, в работе «Красных следопытов» приняли участие 350 учеников.

В поселке Бывалицы села Туманово расположено 11-е воинское кладбище. На нем похоронено 1159 погибших воинов, из которых известны имена 601 погибшего.

Большая часть фамилий погибших была установлена именно «Красными следопытами» на основе переписки с военкоматами и архивами. Найдены родственники значительной части похороненных воинов.

Как правило, 9 мая почти ежегодно приезжает много близких навестить своих погибших родственников.

На основе собранных материалов о тумановцах – участниках Великой Отечественной войны, детях Войны и тех, кто погиб на тумановской земле в годы Войны издан сборник «Опаленные Войной», составителем которого была Гайдукова Эмилия Степановна. Сборник дважды издавался, каждый раз дополняясь материалами, собранными «Красными следопытами».

220

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]