Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

5 курс / Пульмонология и фтизиатрия / Тромбоэмболия_легочной_артерии_Дзяк_Г_В_

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
6.76 Mб
Скачать

ние эмбрла из легочной артерии. В случаях ТЭЛА с нарушени­ ем перфузии легкой и средней степени (перфузионный дефи­ цит менее 30%) проводят лечение гепарином.

Важным компонентом лечебных мероприятий при ТЭЛА является предотвращении рецидива эмболии. При рецидиви­ рующем течении заболевания, массивной тромбоэмболии, эмбологенном флеботромбозе проводят имплантацию противоэмболического кава-фильтра.

Уже несколько десятков лет врачи всего мира для лече­ ния и профилактики артериальных и венозных тромбоэмбо­ лических осложнений широко используют гепарин. Гепаринотерапия эффективна при остром инфаркте миокарда, неста­ бильной стенокардии, тромбозе глубоких вен нижних конеч­ ностей, тромбоэмболии легочной артерии и некоторых других состояниях. Однако при лечении гепарином трудно с точнос­ тью предсказать выраженность антикоагулянтного эффекта, что требует регулярного и неоднократного проведения лаборатор­ ных исследований для определения времени свертывания кро­ ви или активированного частичного тромбопластинового вре­ мени. Длительная терапия гепарином приводит к развитию побочных эффектов, в частности, повышенной кровоточивости в послеоперационный период, остеопороза, тромбоцитопении, а также агрегации тромбоцитов. До настоящего времени, наи­ более часто используемым профилактическим препаратом был НФГ. Н Ф Г назначается внутривенно или в виде подкожной инъекции в высоких (лечебных) дозах для начального лечения острых тромбоэмболий и в низких (превентивных) для профи­ лактики. Мета-анализ результатов клинических исследований демонстрирует, что использование НФГ может снизить смерт­ ность от ТЭЛА у хирургических пациентов (рис. 5.1).

Однако Н Ф Г имеет несколько значительных недостатков, в большой степени обусловленных неспецифичным связывани­ ем с белками плазмы и клетками. Это приводит к таким нега­ тивным фармакокинетическим характеристикам, как низкая биодоступность при использовании низких доз и сравнительно короткий период полувыведения из плазмы, что определяет значительную вариабельность антикоагулянтного действия. Высокие дозы гепарина назначаются в виде длительной внут­ ривенной инфузии под контролем коагуляционных парамет­ ров, следовательно, пациента необходимо госпитализировать. Кроме того, профилактическую доза нужно вводится два или три раза в день в виде подкожной инъекции.

В конце восьмидесятых годов 20-го столетия был создан новый класс антитромботических препаратов — низкомолеку­ лярные гепарины (НМГ). НМГ производят из стандартного ге-

201

3,50%

3,00%

2,50%

2,00%

1,50%

1,00%

0,50%

0,00%

3,47%

3.30%

Heparin

р<0.0005

І Control

2,12%

p<O.O00t

0,86%

*Д1% 0,09%

Non fatal PE

Fatal PE

XH her-peaths

Рис. 5.1 Мета-анализ результатов клинических исследований по использованию НФГ на смертность от ТЭЛА

парина путем химической или ферметативной деполимериза­ ции для получения фрагментов, составляющих примерно одну треть длины НФГ. Последние значительно слабее связываются с белками плазмы, форменными элементами крови и клетками эндотелия, следовательно, имеют более длительный период полувыведения, высокую биодоступность, а также более пред­ сказуемый антикоагулянтный эффект. НМГ применяют для профилактики и лечения венозных ТЭО в виде одно-двухкрат- ной в сутки подкожной инъекции фиксированной дозы при отсутствии необходимости лабораторного мониторинга (кро­ ме определения числа тромбоцитов). Этот вид профилактики гораздо удобен и значительно снижает затраты со стороны здравоохранения. Многочисленные клинические исследования продемонстрировали то, что НМГ, по крайней мере, также эффективны и безопасны, как и Н Ф Г для профилактики и лечения ТЭО. Но, даже несмотря на широкое применение НМГ, как наиболее адекватного метода профилактики венозных тромбоэмболий, уровень осложнений у пациентов из группы высокого риска остается существенным (В. Ф. Саенко и со­ авт., 2003).

Низкомолекулярные гепарины (НМ Г), выделенные из «нефракционированного» гепарина по сравнению с последним име­ ют ряд преимуществ. Так, при их использовании можно с боль­ шей точностью предсказать дозозависимый антикоагулянтный эффект. Для них характерны повышенная биодоступность при подкожном введении, более продолжительный период полувы­ ведения, низкая частота развития тромбоцитопении, остеопороза, кроме того, нет необходимости регулярно проводить ла­ бораторные исследования (табл. 5.1).

 

 

 

Таблица 5.1

НИ ЗКОМ ОЛЕКУЛЯРНЫ Е ГЕ П АРИ Н Ы

ПРЕПАРАТ

Код

Коммерческие названия

Производитель

• 1

2

3

4

НАДРО-

CY216

Fraxiparine®

Sanofi-Synthelabo

ПАРИН

 

Seleparina®

(Франция)

кальция

 

Ultraparina®

 

ЭНОКСА-

РК 10169

Lovenox®

Aventis

ПАРИН

 

Clexane®

 

натрия

 

Klexane®

 

 

 

Decipar®

 

Trombenox®

Plaucina®

203

1

2

3

 

4

АРДЕ-

RD 11885

Normiflo®

 

Wyeth-

ПАРИН

 

 

 

Ayerst (США)

натрия

 

 

 

 

ЦЕРТО-

СН 140

Embolex®

Mono

Biochemie

ПАРИН

 

Embolex®

 

NOVARTIS

натрия

 

Sandoparine®

Group

 

 

Troparine®

 

(Швейцария)

 

 

Alphaparin®

 

 

ДАЛЬТЕ-

KABI2125

Fragmin®

Low

Pharmacia

ПАРИН

FR8

Liquemine®

 

Upjohn

натрия

 

Boxol®

 

(Швейцария)

 

 

Fragmine®

 

 

ПАРНА-

ОР2123

Fluxum®

 

Alfa-

ПАРИН

Alfa

Minidalton®

 

Wasserman

натрия

LMWH

Lowepa®

 

(Италия)

 

 

Lowhepa®

 

 

ТИНЗА-

LNH1

Innohep®

 

Novo-Nordisk

ПАРИН

 

Logiparin®

 

(Дания)

натрия

 

 

 

 

РЕВИ-

LU47311

Clivarin®

 

Knoll

ПАРИН

 

Clivarine®

 

(Германия)

натрия

 

 

 

 

Низкомолекулярные гепарины (Н М Г) производят с помо­ щью различных технологий (в т. ч. фракционирования, фер­ ментативной деполимеризации, химической деградации). НМГ отличаются по структуре и молекулярному весу, имеют раз­ личные фармакологические свойства и фармакокинетический профиль (рис. 5.2). Согласно рекомендациям FDA каждый пре­ парат рассматривается независимо, а доза устанавливается в соответствии с антитромботическим потенциалом и возможны­ ми геморрагическими побочными эффектами каждого НМГ, не экстраполируя свойства и дозы в мг одного продукта на другие.

Гепарин угнетает свертывание крови благодаря влиянию в основном на факторы свертывания Па (тромбин) и Ха. Сниже­ ние среднего молекулярного веса фракций гепарина приводит к увеличению соотношения анти-Ха и анти-ІІа активности пре­ парата (рис. 5.3). Известно, что снижение молекулярного веса гепарина уменьшает его влияние на тромбян (11а фактор), а, следовательно, и на активированное частичное тромбопласти-

204

новое время (АЧТВ), при этом антитромботическая его актив­ ность сохраняется. НМ Г обладают более высоким соотношени­ ем анти-Ха/анти-ІІа активности, чем НФГ. Поэтому при той же антитромботической активности НМГ реже вызывают ге­ моррагические осложнения.

Предполагается, что антитромботическое влияние гепарина в большей степени обусловлено его активностью против Ха фак­ тора, в то время как геморрагические эффекты связаны с антиИа активностью. Такое предположение позволило внедрению характеристики НМГ и НФГ по соотношению их анти-Ха и антиПа активности. Молекулярный вес НМГ колеблется от 2000 до 10000 дальтон (в среднем 4000-6000 Д), в то время как молеку­ лярный вес Н ФГ составляет в среднем около 12000 Д. Доказа­ но, что НМГ с молекулярным весом менее 5400 Д обладают пре­ имущественно активностью против Ха фактора (рис. 5.2). Уве­ личение молекулярного веса свыше 5400 Д способствует усиле­ нии ингибирующей активности в отношении Ха и Па фактора. НФГ крайне редко (до 5% молекул НФГ) обладают анти-Ха активностью (Samama et al. 1996). Фраксипарин и Эноксапарин имеют практически одинаковый молекулярный вес, меньший, чем у Дальтепарина и Тинзапарина (Фраксипарин - 4500 Д).

Средний молекулярный вес (Д)

12000

10000

8000-

6000-

4000-

2000-

Фраксипарин

Клексан

Фрагмин

Тропарин

НФГ

Рис. 5.2 Средний молекулярный вес некоторых гепаринов

205

ю

о

О )

Р а з л и ч н ы е г р у п п ы п р е п а р а т о в для л е ч е н и я Т Э О д е й с т в у ю т на н е с к о л ь к о э т а п о в к о а г у л я ц и о н н о г о к а с к а д а

В н у т р е н н и й путь

В не ш ний путь

 

і г

T F . tis s u e f a c t o r

' 1

Р L . p h o s p h o l i p i d

TFPI tissue factor pathway inhibitor PS protein S

PC protein С

PCa activated protein С 1M throm bom odulm ATIII a ntith rom bin III

■ о

Фи б р и н о г е н *

Кр о в я н о й с г уст ок

a *

О б о з н а ч е н и е

^ ____

X a

К о а г у л я ц и о н н ы е

 

 

м е х а н и з м ы

^ — A T I II

Э н д о г е н н ы е

— — —

а н т и к о а г у л я н т ы

ОИ н г и б и р о в а н и е г е п а р и н а м и

 

 

 

И н г и б и р о в а н и е

Ф и б р и н

 

 

а н т а г о н и с т а м и

*

 

 

В и т а м и н а

К

 

 

 

 

1

R o s e n b e r g R D . Ai rd W C N E n g I J M e d 1 9 9 9 . 3 4 0 1 5 5 5 - 1 5 64 I

 

 

2

Hi r s h J. e t ЗІ C h e s t 1 9 9 5 1 0 8 ( s u p p l j 2

S a m a m a

C M e / a l

T h r o m b H a e m o s t J u l y 2 001 I S T H A b s t r a c t О C. 2 3 4 3

 

4

H i r s l t J

F u s t e r V С i r cul at i on

1 9 9 4 . 8 9 1 4 6 9 - 1 4 8 0

 

5

Hi r sh J. F u s t e r V Ci r c u l a t i o n 1 9 9 4 , 9 9 1 4 4 9 - 1 4 6 8

Рис. 5.3 Различные группы препаратов для лечения ТЭО

Распределение длинных цепей (> 7500 Д) у различных пред­ ставителей НМГ отличается. Фраксипарин содержит наимень­ шее количество м олекулярны х фракций с весом > 7500 Д (■< 20% для Фраксипарина). Фраксипарин продемонстрировал наивысшую антитромботическую активность при п/к введении кроликам. Активность in vitro (соотношение анти-Ха: анти-Па активности, угнетение тромбообразования, взаимодействие с тромбоцитами) (рис. 5.4).

Рис. 5.4 Активность in vitro НМГ

Согласно определению, Н Ф Г обладает соотношением анти- Ха/анти-Иа активности, равным 1. НМГ оказывают меньшее воздействие на фактор Па, чем на Ха фактор, что приводит к более высокому соотношению анти-Ха/ анти-Па активности по сравнению с НФГ. Для Фраксипарина и Эноксапарина харак­ терны наиболее высокие соотношения анти-Ха/анти-Па актив­ ности (для Фраксипарина - 3,2). Соотношение анти-Ха/анти- Па является фиксированным значением, однако оно может значительно варьировать у различных НМГ (рис. 5.5). Экспе­ риментальными исследованиями доказано, что при введении равнозначных антитромботических доз НФГ и НМГ животным, кровотечения чаще развивались при применении НФГ. На мо­

207

делях кроликов время кровотечения после внутривенного вве­ дения Фраксипарина было наиболее коротким среди всех НМГ (Matthiasson et al. 1995, (рис. 5.6).

Рис. 5.5 Агрегационная способность тромбоцитов в соответствии с соотношением анти-Ха/Па

Для НМ Г характерны более приемлемые фармакокинети­ ческие характеристики по сравнению с НФГ, что проявляет­ ся в более высокой биодоступности препаратов и более дли­ тельном времени полувыведения из плазмы, в частности пос­ ле подкожных (п/к) инъекций. Разным представителям НМГ свойственны различные фармакокинетические характеристи­ ки (рис. 5.7).

В 1986 году Harenberg et al. получили результаты свиде­ тельствующие о высокой биодоступности НМ Г (биодоступность НФГ при этом составила 24%) Фраксипарин оказался НМГ с наиболее высокой биодоступностью при п/к введении (на мо­ делях приматов она составляет - 99%). Подобные результаты свидетельствовали, что биодоступность Дальтепарина меньше, чем у Фраксипарина: анти-Ха активность Фраксипарина в плаз­ ме в 1,54 раза выше (р < 0.001), чем аналогичный показатель для Дальтепарина (Collignon et al. 1995).

208

6

• Bp емя кровотечения

Рис. 5.6 Время кровотечения при использовании НМГ

Для НМГ характерны более приемлемые фармакокинетичес­ кие характеристики по сравнению с НФГ, что проявляется в более высокой биодоступности препаратов и более длительном времени полувыведения из плазмы, в частности после подкож­ ных (п/к) инъекций. Разным представителям НМГ свойствен­ ны различные фармакокинетические характеристики (рис. 5.7).

Рис. 5.7 Биодоступность НМГ и НФГ

209

В 1986 году Harenberg et al. получили результаты свиде­ тельствующие о высокой биодоступности НМ Г (биодоступность Н Ф Г при этом составила 24%) Фраксипарин отличается высо­ кой биодоступностью при п/к введении (на моделях приматов она составляет - 99%). Подобные результаты свидетельствова­ ли, что биодоступность Дальтепарина меньше, чем у Фракси­ парина: анти-Ха активность Фраксипарина в плазме в 1,54 раза выше (р < 0.001), чем аналогичный показатель для Дальтепа­ рина (Collignon et al. 1995).

Среднее время поддержания анти-Ха активности после п/к введения значительно выше у Фраксипарина и Эноксапарина по сравнению с Дальтепарином. Другими словами, анти-Ха активность Фраксипарина и Эноксипарина удерживается в те­ чение более длительного периода, чем у Дальтепарина (Рис. 5.8). Общее представление о соотношении анти-Ха/Па актив­ ности препаратов (рассчитанное in vitro) не может полностью переноситься на различия анти-Ха и анти-Па активности в цир­ кулирующей крови. Элиминация фраксипарина осуществля­ ется намного медленнее, чем Дальтепарина, что способствует соответствующему поддержанию активности Фраксипарина.

f e w

Рис. 5.8 Механизм воздействия НМГ на коагуляцию гемостаз

210