Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Сексология (доп.) / Chuprikov_A_P__Obschaya_i_kriminalnaya_sexologia.pdf
Скачиваний:
12
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.94 Mб
Скачать

менно с изменением в целостном состоянии личности. При навязчивой природе влечения клиническая картина осложняется внутриличностным конфликтом, обусловленным чуждостью влечения мораль- но-этическим установкам. Нередко борьба с возникшими устремлениями принимает сверхценный характер, сопровождается усиленным занятием спортом или другими видами деятельности. Стационарно протекают и периодические пароксизмальные акты эксгибиционизма преимущественно у лиц с височным синдромом, сопровождающиеся клиническими феноменами, свойственными основному заболеванию.

Регрессивный тип характеризуется постепенным упрощением структуры перверсного синдрома. Первоначально влечение носит неодолимый характер, проявляется импульсивно, сопровождается развертыванием психопатологических образований, аффективными нарушениями инициального периода психического заболевания, в рамках которого развивается эксгибиционизм. Последующая динамика обусловлена развитием клинической картины основного заболевания. Постепенно влечение утрачивает характерные составляющие девиантного акта, спаивается с личностью, исчезает внутренний конфликт, возможна рационализация поведения. В реализации актов эксгибиционизма все большее значение приобретает ситуационный фактор — повторение обстановки, привычной для девиантной активности. Это наиболее благоприятное течение эксгибиционизма, предоставляющее все большие возможности для успешного преодоления возникающих побуждений.

4.8. Гомосексуализм и преступления

Гомосексуализм — половое влечение к лицам своего пола — в настоящее время в Украине, как и в большинстве стран мира, не является преступлением. Более того, во многих странах гомосексуализм считается одним из проявлений человеческой сексуальности, а не заболеванием. В отечественной литературе он относится к нарушениям психосексуальных ориентаций по полу объекта. Гомосексуализм присущ как мужчинам, так и женщинам и имеет много синонимов: у мужчин — уранизм, у женщин — лесбийская любовь, лесбиянство, сапфизм, трибадия, у обоих полов — инверсия.

Вдетскомвозрастегомосексуальныеигрывстречаютсядовольночасто, достигая максимума к пятнадцати годам (Г. Васильченко 1983).

169

Наибольшая гомосексуальная активность свойственна этапу формирования психосексуальных ориентаций, когда еще сохраняется разделение коллективов по половому признаку. В дальнейшем у большинства устанавливается и фиксируется гетеросексуальная ориентация, исключение составляют, по данным разных авторов, 1– 4 % мужчин и женщин, не имеющих принципиальных личностно-психических отличий от большинства, кроме самой ориентации.

Явление гомосексуализма качественно неоднородно и подразделяется на несколько форм.

Гомосексуализм, сформированный на фоне трансформации половой роли и преждевременного психосексуального развития, является самой ядерной формой, не поддающейся терапевтической коррекции. Гомосексуалы, подпадающие под этукатегорию, играют вотношении своего партнера роль противоположного пола. Мужчины выполняют пассивную женскую роль при половом акте, охотно берут на себя заботу о доме и другие функции, считающиеся женскими. Часто они переодеваются в женскую одежду, ведут себя утрированно гиперфеминно. Их партнеры — преимущественно лица с выраженной или даже гипермаскулинностью. Женщины при этой форме гомосексуализма обладают выраженным маскулинным поведением и в отношениях с партнершей играют мужскую роль.

В случаях формирования гомосексуализма без трансформации половой роли на фоне преждевременного психосексуального развития наблюдается гиперролевое поведение. Сексуальное влечение возникает в 8–9 лет и у лиц мужского пола направлено на мальчиков, а у девочек — на женщин. Как правило, такие влечения тщательно скрываются.

Варианты гомосексуализма на фоне задержки психосексуального развития проявляются мягче и менее выраженно. Данная форма гомосексуализма не затрагивает ядра личности и поддается терапевтической коррекции. Проявившиеся влечения долгое время могут компенсироваться занятиями спортом, увлечениями, работой. При трансформации полоролевого поведения характерен ситуационный фактор — попадание инфантильного подростка в неблагоприятную социальную микросреду, неправильное воспитание пола ребенка. Наряду с гетеросексуальной половой жизнью нередки случаи гомосексуальных контактов, однако со временем одно из влечений начинает преобладать, а другое — редуцируется.

170

Гомосексуализм на фоне задержки психосексуального развития без трансформации половой роли формируется в тесной связи с влиянием микросоциальной среды, психопатологической отягощенностью, нарушением общения с противоположным полом. Во многих случаях это вынужденный гомосексуализм, поскольку вызван отсутствием объектов противоположного пола (пенитенциарные учреждения и т. п.).

Кроме неблагоприятного окружения формированию гомосексуального влечения способствует внушение родителями или другими лицами неприязненного отношения к противоположному полу. Особенно это сказывается на девушках, которых матери с целью предупреждения раннего совращения убеждают, что “все мужчины подлецы и негодяи”. Подобное негативное отношение к мужчинам мешает общению со сверстниками и становлению гетеросексуального влечения.

Гомосексуальное поведение не всегда свидетельствует о гомосексуальной ориентации. Оно может быть обусловлено половой сегрегацией в тюрьме или армии либо иметь несексуальные мотивы — демонстрация превосходства, проституция и т. п.

Гомосексуальные контакты, осуществляемые с совершеннолетними и дееспособными лицами такой же психосексуальной ориентации в условиях взаимного согласия и эмоциональной привязанности, не могут рассматриваться как преступление.

Уголовную наказуемость гомосексуальная деятельность приобретает в случаях мужеложства, совершенного с применением физического насилия, угрозы либо с использованием беззащитного состояния потерпевшего (ст. 122), а также в случаях развращения несовершеннолетних (ст. 121) и половых сношений с лицом, не достигшим половой зрелости (ст. 120). Последние два случая подробнее освещены в разделе “Половые преступления против детей”. Вопрос гомосексуально направленных сексуальных убийств подробнее рассмотрен в разделе “Сексуальные убийства”.

Вопреки распространенному мнению гомосексуалисты склонны к насилию вообще и к сексуальному в частности в значительно меньшей мере, чем гетеросексуалы. По данным исследований, около 90 % гомосексуалистов с детства избегали драк и половине из них свойственна мягкость и женственность. Насильственное мужеложство встречается преимущественно в местах лишения свободы и осуществляется

171

бисексуалами и психопатизированными гетеросексуальными личностями, для которых насилие выполняет заместительную функцию и носит преимущественно иерархический характер. Гомосексуалисты же чаще становятся именно жертвами насилия.

Было бы ошибочно сводить гомосексуальные контакты исключительно к актам мужеложства. По данным американских исследователей (A. Bell, M. Weinberg 1978), только четверть белых гомосексуалистов и половина черных предпочитают анальные половые акты, остальные предпочитают другие формы контактов (оральногенитальные, взаимная мастурбация и т. д.). Если же учесть, что половина любителей анального секса предпочитают играть пассивную роль, то станет очевидной низкая угроза изнасилования гомосексуалистами. Состояние сексуальной абстиненции при приобретении гомосексуальным поведением признаков аддиктивности фактически сходно с алкогольной абстиненцией — гомосексуал стремится уже не к получению удовольствия, а к облегчению состояния физической зависимости.

Для гомосексуалистов характерна частая смена партнеров (промискуитет), чрезвычайно распространены однократные случайные сексуальные связи. И лишь немногие гомосексуалисты создают устойчивые “семейные” пары. Промискуитету способствует невозможность органично интегрировать сексуальность в общую социальную жизнь, а также неадекватные ожидания от партнерства и идеальные представления, которые не могут осуществиться. Часто при случайных повторных встречах с бывшими партнерами появляется чувство неприязни и раздражения, особенно когда в ходе полового контакта под нажимом партнера приходится отступать от программы привычных действий (Г. Введенский 1994). Поиск и реализация высоконапряженного влечения нередко происходят со случайным партнером в трансовом состоянии с нарушением избирательности восприятия. Впоследствии гомосексуалист не может вспомнить внешнего вида партнера и своего поведения. Эта проблема особо актуальна ввиду всплеска эпидемии ВИЧ/СПИДа и болезней, передаваемых половым путем.

Большинству гомосексуалистов свойственно осознанное или подсознательное неприятие своей половой ориентации и, как следствие, у них развивается личностная дезинтеграция. В связи с этим в их среде высокая частота пограничных психических расстройств — неврозы, суицидальные тенденции, алкоголизация. Нетерпимое отноше-

172

ние к ним на официальном и бытовом уровне увеличивает число межличностных и интрапсихических нарушений, а фрустрация потребности в любви и сексе провоцирует гомосексуалистов к суррогатным формам удовлетворения сексуального влечения и совершению сексуальных правонарушений.

Типичный случай мужского гомосексуализма описал Н. Олейни-

ков (1991).

Студент Г., 18 лет, рос трудолюбивым и послушным ребенком, учился на “отлично”, был вежливым и дисциплинированным любимцем педагогов, подсказывал на уроках одноклассникам, за что пользовался у них авторитетом. Ему нравилось быть на виду, но мальчишеские игры его раздражали и в школьном кружке он играл женские роли. В 13-лет- нем возрасте под предлогом кружковой работы собрал сверстников и младших ребят, читал им книгу по сексу, а также склонил к коллективному раздеванию и взаимному онанизму. Из-за этого был переведен

вдругую школу, но сексуальные притязания старших ребят и разглашение случившегося вынудили родителей сменить место жительства. После периода социальной адаптации, во время которого быстро уставал, демонстративно отказывался от еды, но ел тайком, снова начал хорошо учиться, стал образцовым учеником. Девочками не интересовался, а в 15 лет подружился с самым красивым и мужественным мальчиком в классе, помогал ему в учебе, подчеркивал возвышенный характер их дружбы. Особенно Г. нравилось чувствовать разгоряченное тело друга, поэтому вместе с ним начал заниматься нелюбимой физкультурой. Сдал за друга большинство экзаменов в институт физкультуры, сам поступил

вуниверситет в другом городе. Писал письма, полные упреков в измене, особенно когда узнал о девушке друга и их интимных отношениях. Во время встреч страстно целовал, уверял, что их дружба не имеет границ, старался лечь с ним в одну постель. Друг предположил, что Г. голубой и должен лечиться, о чем и написал ему в письме. Г. сутки плакал, затем вскрыл себе вены и написал письмо кровью, в связи с чем был госпитализирован в психиатрическую больницу. Телосложение с женскими чертами, мастурбирует с гомоэротичным фантазированием. В ходе психотерапевтических сеансов признал гомосексуальный любовный характер переживаний и невозможность их осуществления с другом. Диагностирован гомосексуализм и истерическая психопатия. Вскоре после выписки снова отправился к другу, выследил его на свидании с девушкой, устроил в общежитии скандал со слезами и обвинениями. Только после вмешательства матери вернулся к учебе.

Часто сексуальное влечение к лицам своего пола может быть проявлением расстройства половой аутоидентификации (транссексу-

173

ализма). При этом гомосексуальным влечение выглядит только для окружающих, но не для самого транссексуала, ибо его половое самосознание не совпадает с генетическим полом и по существу влечение характеризуется как гетеросексуальное.

Расстройства половой идентификации личности являются одной из важных проблем не только психиатрии, но и сексологии, психологии, юриспруденции, представляя, таким образом, междисциплинарную проблему, для решения которой требуется участие многих смежных специалистов. Отношение психиатров и сексологов к этим расстройствам было различным на разных этапах развития науки и общества — от твердого убеждения в их патологичности до полного исключения из классификации болезней.

Правильное определение своей половой идентификации не вызывает сомнений в случаях, когда биологические, социальные и психологические компоненты пола совпадают. Если же они расходятся, то возникает расстройство половой идентификации личности.

Расстройства половой идентификации в основном проявляются в недовольстве своим полом, стремлении изменить его на противоположный, ношении одежды противоположного пола и половом влечении к лицам своего биологического пола. При этом такие люди не считают себя гомосексуалистами и стремятся утвердиться в обществе как лица противоположного пола.

Для обозначения расстройств половой идентификации применялись различные термины: “сексуальная паранойя”, “паранойя половой трансформации”, “бред полового метаморфоза”. Классическим примером таких расстройств является транссексуализм. Термин этот впервые ввел в практику H. Benjamin в 1953 г. Несмотря на довольно широкое распространение этого термина, он, тем не менее, не является универсальным. Поскольку выявление лиц с нарушением половой идентификации происходит, как правило, при обращении с целью смены пола, то, учитывая отсутствие четких объективных критериев диагностики и дифференциальной диагностики транссексуализма, гомосексуализма и трансвестизма, всех лиц, стремящихся к оперативной смене пола, выделяют в отдельную группу, обозначая это состояние как синдром отвергания пола.

Информация о распространенности расстройств половой идентификации среди детей, подростков и взрослых почти отсутствует. Большинство оценок, приведенных различными авторами, основаны на учете лиц, обратившихся к хирургам или сексологам по поводу

174

изменения пола. Естественно, это далеко не полная статистика, так как остаются невыявленными те, кто адаптировался в жизни без изменения пола. И таких намного больше.

Необходимо учитывать итотфакт, что большинство авторов, приводя статистику случаев смены пола, не дифференцируют транссексуализм, трансвестизм идругие состояния, вследствие чего все они попадают в единую группу — транссексуализм. Согласно американской психиатрической классификации DSM-III-R, установленная распространенность транссексуализма составляет 1:30000 для мужчин и

1:100000 — для женщин.

Частота распространения расстройств идентификации пола в Украине практически не изучена, так как число пациентов, обращающихся за помощью в лечебные учреждения, далеко не полностью отражает их истинное количество. Препятствует обращению недостаток информации, негативное общественное мнение, материальные и другие проблемы.

Точка зрения на расстройства половой идентификации претерпевает постоянные изменения, которые в настоящее время отражены

вМеждународной классификации болезней 10-го пересмотра. Так, транссексуализм вообще изъят из раздела психических болезней (половые извращения и нарушения) и в настоящее время является расстройством зрелой личности и поведения у взрослых.

Вкачестве иллюстрации нарушения полового самосознания приведем случай развратных действий, описанный Н. Бруханским (1927). В то время изучение проблемы транссексуализма пребывало

взачаточном состоянии и описанное нарушение квалифицировалось как гомосексуализм.

Мама 15-летней Н. обратилась с заявлением, что ее дочь была изнасилована Сергеем В., который скрывается под видом женщины, по документам — Феодосии П. Как доказательство были предоставлены письма к Н., к которой П. обращается как к жене, называя себя ее мужем, указывает на имевшееся половое сношение и подписывается именем

Сергей.

Н. была знакома с П. как с подругой-девушкой, но П. всегда вела себя по отношению к ней как влюбленный мужчина, называла себя Сергеем Семеновичем, постоянно подчеркивала свои мужские качества. Однажды П. осталась у Н. ночевать, они спали в одной кровати, и во сне Н. почувствовала тяжесть и боль в половых органах, но решила, что это сон. Последующее медосвидетельствование подтвердило, что девственность не пострадала. Отношения между Н. и П. стали еще ближе.

175