Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6 курс / Судебная медицина / Проблемы_судебной_медицины,_экспертизы_и_права,_выпуск_2_Породенко.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.67 Mб
Скачать

Кафедра судебной медицины (зав. – член-корр. Рамн, проф. Ю.И. Пиголкин)

ММА им. И.М. Сеченова

В последние годы проблема детского травматизма привлекает вни­мание исследователей в связи с постоянным увеличением количества смер­тельных и несмертельных повреждений в детском возрасте. Однако если случаи смертельного детского травматизма нашли свое отражение в су­дебно-медицинской литературе (Е.Х. Баринов, 1992, 1993; Е.Х. Баринов, И.В. Буромский, 1992 и др.), то случаи несмертельных повреждений среди детей и подростков изучены еще недостаточно.

Рассматриваемая тема имеет важное социальное значение. По мнению W. Wehner-Davin (1981), S. Estreich с соавт. (1990), насилие над детьми и подростками носит характер массового явления, угрожающего обществен­ной безопасности. Актуальность проблемы подчеркивается еще и тем, что данные действия совершаются членами семей и носят сексуальную направленность (В.Л. Васильев, И.И. Мамайчук, 1993; D.S. Renshaw, 1989 и др.).

По мнению М.И. Авдеева (1968), Г.Б. Дерягина (1999), В. Ноlist (1981), A.L. Tipple, T. Julian (1984), статистические данные, очевидно, не составляют полной картины действительного состояния вопроса. Дети и подростки не­редко скрывают тот факт, что повреждения получили от своих родителей или других членов семьи. Причиной этого может быть как месть со сто­роны взрослых, так и стыд перед окружающими.

Проведение судебно-медицинской экспертизы в случаях причинения повреждений детям и подросткам их близкими требует от судебно-меди­цинского эксперта не только обязательного соблюдения «Правил судебно-медицинского определения тяжести вреда здоровью», но и крайне тактич­ного отношения к свидетельствуемому.

Прежде всего, при опросе свидетельствуемого следует завоевать до­верие ребенка или подростка, тогда при проведении судебно-медицинской экспертизы эксперт сможет объективно соста­вить себе полную картину происшедшего.

Особо следует отметить, что одной из главных трудностей при про­ведении такого рода судебно-медицинских экспертиз являются медицин­ские документы из лечебных учреждений, куда обращались дети и подро­стки. Порой представленные медицинские документы не отражают всех обстоятельств события, так как данные анамнеза и описание повреж­дений изложены в них крайне скудно. По такой информации, когда отсутствует детальное описание морфологических особенностей повреждений, не пред­ставляется возможным не только решить вопрос о давности причинения повреждений, но и установлении механизма их образования и осо­бенностей травмирующего предмета.

Не менее важным моментом является и поздний срок проведения су­дебно-медицинской экспертизы с момента причинения повреждений. В по­добной ситуации, когда следы повреждений уже исчезли, а медицинские документы, подтверждающие их наличие, отсутствуют или же не дают воз­можность решить поставленные перед экспертом вопросы, проведение су­дебно-медицинской экспертизы носит лишь формальный характер и не полностью отвечает своему назначению.

Все вышеизложенное свидетельствует, что имеющиеся недостатки сказываются как на качестве проводимой судебно-медицинской экспертизы, так и на ходе расследова­ния.

В качестве примера проводим следующее наблюдение из экспертной практики.

Из постановления о назначении судебно-медицинской экспертизы следует, что гр-ка С. систематически беспричинно избивала своего сына. Из медицинской карты стационарного больного известно, что ребенок гр-ки С., 7 лет, был доставлен в стационар инспектором по делам несовершеннолет­них. О причинах повреждений не сообщает. Со слов сопровождающего, вы­яснено, что в школе учитель обратил внимание на то, что ребенок часто по­является на занятиях с кровоподтеками и ссадинами на лице, туловище и конечностях. При беседе с учеником было установлено, что его избивает мать. О данной ситуации было сообщено инспектору по делам несовершеннолет­них, начата проверка по данному факту. При осмотре ребенка выявлены множественные «цветущие» кровоподтеки туловища и конечностей. Установлено также, что ребенок страдает ОРВИ, по поводу которой находился в стационаре 7 койко-дней.

При проведении судебно-медицинской экспертизы, выполненной после выписки пострадавшего из стационара, каких-либо повреждений или их следов обнаружено не было. На основании отмеченных при поступлении в стационар кровоподтеков сделан вывод о том, что множествен­ные кровоподтеки туловища и конечностей образовались от травматических воздействий тупыми предметами и относятся к повреждениям, не причинившим вреда здоровью, так как не влекут за собой кратковремен­ного расстройства здоровья или незначительной стойкой утраты общей тру­доспособности. Судить о давности образования повреждений не представилось возможным, так как в медицинском документе не были отмечены цвет и оттенки кровоподтеков, состояние окружающих мягких тканей. По имеющимся данным высказаться о количестве травматических воздействий, индивидуальных особенностях травмирующего предмета, об­стоятельствах образования повреждений не представилось возможным, так как не отмечено точное количество повреждений, их конкретная анатоми­ческая локализация, форма, размеры.

На основании выше изложенного следует считать, что в настоя­щее время необходимо продолжать исследование проблемы несмертель­ного детского травматизма. Данные исследования следует проводить со­вместно с клиницистами для выработки общего подхода в описании повре­ждений.

Е.Х. Баринов, П.В. Исаченков, Е.Н. Черкалина, М.Н. Нагорнов КЛИНИКО-РЕНТГЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЯЖЕСТИ ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ГИПЕРФЛЕКСИОННО-ГИПЕРЭКСТЕНЗИОННОЙ ТРАВМЕ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА И СПИННОГО МОЗГА

Соседние файлы в папке Судебная медицина