Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кандидатский экзамен. Философия и методология науки.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
23.04.2024
Размер:
592.3 Кб
Скачать

13. Проблема социализации индивида в современной философии.

Социализация (лат. socialis – общественный) – процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм.

Феномен социализации изучается философией, социологией, социальной психологией, психологией, педагогикой, историей и этнографией. В рамках философии проблема социализации конституируется на стыке философии культуры и философии детства. Социализация как философская проблема имеет смысл только в контексте такого направления социальной философии.

Традиция философского осмысления феномена социализации:

  • заложена основоположником социальной психологии Тардом;

  • активно развивалась классическим психоанализом (Фрейд);

  • марксизмом (Выготский, Леонтьев);

  • структурно-функциональным анализом (Парсонс);

  • современные исследования проблематики социализации представлены, прежде всего, символическим интеракционизмом (чикагская и айовская школы), направлением “психодрамы” и др.

Процесс социализации может быть понят как подключение человека к культуре как таковой (социализации биологического организма) и – одновременно – как подключение к традициям конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве родной. Процесс социализации как адаптации к культурной среде осуществляется практически всю жизнь индивида, однако функционально-содержательный экстремум его (собственно социализации) приходится на временной отрезок со второго по шестой годы жизни, и если этот период упущен (феномен Маугли), то социализации детеныша, биологически принадлежащего к виду homo sapiens, практически невозможна (все описанные попытки социализировать детей, выращенных в волчьей стае, как знаменитые Амала и Камала в стаде антилоп и даже, как современный Ганимед в гнезде орла, демонстрируют указанную невозможность в качестве своего результата).

Социализация как процесс подключения к культурной традиции семантически есть процесс формирования индивидуальности. В этом смысле результатом социализации выступают индивидуальные вариации исторически определенного типа личности. Их вариативность обусловлена многообразием конкретно-частных реакций на социальные ситуации и различием врожденных психологических особенностей и задатков, их интегральная общность – единством исходной парадигмальной поведенческой матрицы, оформленной в культуре в качестве стандарта приемлемости и задающей своего рода ватерлинию, переход которой означает выход индивидуального поведения за пределы одобряемой общественным мнением легитимности.

Операциональное овладение соответствующими санкционированными обществом социальными ролями регулируется принципом “удовольствие – страдание” (Фрейд) или “торможение – субституция” (Парсонс), приводимого в действие посредством вознаграждения или наказания. Психологическим механизмом социализации выступает примерка индивидом на себя этих ролевых технологий:

  • “подражание” (Тард);

  • “идентификация себя с другим” (Фрейд);

  • “принятие роли другого” (Дж.Г. Мид);

  • “имитация и идентификация” (Парсонс).

Необходимость такой идентификации возникает в ходе катектической оценки субъектом ситуации, т.е. артикуляции ее в контексте неиндеферентных для индивида аспектов (Парсонс) или в ходе социального взаимодействия индивидов, когда знание (редуцированные прошлые взаимодействия, содержащиеся в индивидуальном опыте) “перспектив”, социальных возможностей, открывающихся той или иной ситуацией, совпадают у коммуникативных партнеров, что позволяет каждому из них “принять роль другого” (Дж. Г. Мид).

В данном контексте возникает проблема агента социализации, т.е. того, чья поведенческая норма выступает в качестве образца. При этом важно, что социализация рассматривается как в качестве сознательного целенаправленного воздействия на формирование личности (воспитание), так и в качестве объективного стихийно-спонтанного процесса трансформации индивидуального сознания в соответствующем социокультурном контексте. В концепции Фрейда таким модельным образцом является семья (прежде всего, родители); Т. Тернером было показано, что референтным агентом социализации может выступать группа, не носящая семейного характера.

При всех разночтениях, однако, агент социализации фиксируется, во-первых, как “другой/другие” и, во-вторых, как “значащий другой/другие”: типовым образцом отношений в рамках процесса социализации являются вертикальные отношения по принципу “учитель – ученик” (Тард). Индивид “вбирает в себя общие ценности” в процессе общения со “значащими другими” (Парсонс). Как показано Мидом, “принятие роли другого” осуществляется субъектом стадиально: начинаясь с принятия роли конкретных авторитетов (исходно – родителей, затем – пользующихся популярностью сверстников и наделенных престижными качествами взрослых: реальных выдающихся личностей любого масштаба, равно как и литературных или кино-героев) и, наконец, в качестве максимально “значащего другого” выступает абстрактный “генерализированный другой”.

Как процессуальный феномен социализация является стадиальной, причем соответствующие ей этапы могут быть выделены как в рамках онтогенетического, так и филогенетического подходов. Так, применительно к индивидуальной социализации Мидом зафиксировано три этапа ее осуществления:

  1. психогенетический, основанный на усвоении шаблонов удовлетворения потребностей и осуществляемый путем проб и ошибок;

  2. образно-символический, основанный на образной системе, безусловно рефлекторно связанной с символами;

  3. интеллектуально-концептуальный, в рамках которого культурная символика становится центральным механизмом управления поведением.