Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
М1_У1+У2.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
409.09 Кб
Скачать

Историческая ценность идей и достижений ученых эпохи средневековья и возрождения

При оценке результатов развития физических представлений в эпоху средневековья большинство историков науки исходит из того, что за это время ни в одной из областей физики не было разработано ни одной последовательной физической теории, ни эффективных экспериментных методов. Теоретические построения отличались абстрактностью. Технические достижения не основывались на теоретических разработках, теория и практика были разобщены. Новая физика существовала лишь в потенции - в отдельных, не всегда отчетливых догадках, идеях. Религиозные предрассудки не дают возможности им раскрыться. Умственная деятельность остается еще подчиненной религиозным догматам. В физике отсутствовали развитые количественные оценки. Однако развитие деловой жизни требовало количественных расчетов все больше и больше. Феодальная система хозяйства обнаруживала признаки разложения. Зарождавшиеся новые экономические отношения способствовали техническому прогрессу главным образом за счет рационализации труда. Медленное, но постепенно ускоряющееся развитие техники и научных запросов готовило почву для возникновения новой общественно-экономической формации. Можно сказать, что наука развивалась вслед за развитием зарождающегося капитализма, усиливая свое влияние на этот процесс.

Примерно в конце XV — начале XVI в. создалась необходимость дальнейшего обобщения накопленного естественнонаучного материала. Но такое обобщение не могло быть сделано ни в рамках схоластики, ни в рамках чисто технических дисциплин. Требовалось новое мировоззрение, новое понимание задач и методов познания, освобождение науки от оков схоластики, от оков религии.

Таким образом, наука о природе должна была противопоставить себя и схоластике и церкви, восстать против ее диктатуры. Это восстание науки против церкви поддерживала буржуазия. XVI в. был поворотным в истории Западной Европы — началом капиталистической эры. «Хотя первые зачатки капиталистического производства,— писал Маркс,—спорадически встречаются в отдельных городах по Средиземному морю уже в XIV и XV столетиях, тем не менее начало капиталистической эры относится лишь к XVI столетию». Для развития производства буржуазия нуждалась в науке, которая могла дать полезные знания. Этим целям не могла служить схоластика, основанная на авторитете церкви и Аристотеля. Только экспериментальное естествознание, материалистическая наука о природе могли тут помочь. «Буржуазии для развития ее промышленности нужна была наука,— писал Энгельс,— которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. До того же времени наука была смиренной служанкой церкви, и ей не было позволено выходить за пределы, установленные верой: короче—она была чем угодно, только не наукой. Теперь наука восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в этом восстании».

Исследование природы совершалось поэтому в обстановке всеобщей революции, ведь оно должно было завоевать себе право на существование.

Таким образом, эпоха Возрождения не привела к крупным успехам в физике, но подошла к необходимости удовлетворять запросы техники, что создало предпосылки для развития физического эксперимента, а также поставила под сомнение Аристотелеву картину мира, чем было положено начало научной революции XVI-XVII века. По словам Энгельса: «Современное исследование природы - единственное, которое привело к научному, систематическому, всестороннему развитию, в противоположность гениальным натурфилософским догадкам древних и весьма важным, но лишь спорадическим и по большей части безрезультатно исчезнувшим открытиям арабов, - современное исследование природы, как и вся новая история, ведет свое летоисчисление с той великой эпохи, которую мы, немцы, называем, по приключившемуся с нами тогда национальному несчастью, реформацией, французы - ренессансом, а итальянцы-чинквеченто... и содержание которой не исчерпывается ни одним из этих наименований... Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством…»