Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

zhurnalistam_ot_zhurnalistov

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
28.07.2020
Размер:
700.55 Кб
Скачать

ПОСОБИЕ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА И РАССЛЕДОВАНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Правило “Нью-Йорк Таймс” говорит: “Не доверяйте никому и ничему, что можно проверить”. Это правило применимо даже к самым надежным источникам, потому что они могут просто ошибиться. Проверка или подтверждение данных - попытка гарантировать читателям правдивость статьи. Точность и достоверность важны, но недостаточны, особенно в расследовательских проектах.

Факт против мнения

“Помните, что фундаментальные принципы международной журналистики - это беспристрастность, справедливость и точность. Эти цели могут быть достигнуты только тщательным отбором источников. Золотое правило поиска: перед тем, как опубликовать материал, найдите подтверждение полученным сведениям по меньшей мере в двух надежных и независимых источниках”, - отмечено в Справочнике по источникам информации для журналистов британской организации International War & Peace Reporting (IWPR).

Журналист-расследователь, как правило, сосредоточен на раскрытии фактов, которые кто-то пробует утаить от общества. Этот процесс может сопровождаться потерей чиновником должности, заведением на него судебного дела или даже заключением в тюрьму “главного героя” вашей статьи. Но журналисты - не судьи или обвинители. Реальная расследовательская история должна привлечь внимание читателей к проблеме, показать им всю ситуацию, способы ее разрешения, но статья дает им также возможность придти к собственному заключению.

Журналисты не имеют никакого права представлять в статье свое личное отношение к нарушителям или жертвам. Кроме того, неразумно используемые и слишком эмоциональные цитаты могут испортить статью и снизить к ней уровень доверия со стороны читателей. Все стороны конфликта не просто должны присутствовать в статье. Между ними необходимо сохранить баланс. Иначе читатели могут подумать, что журналист лоббирует, защищает интересы одной из сторон конфликта.

Сбор информации, ее распространение, интервью, организация материала и техника писания мало что значат, если ошибочна основная логика расследования. Многие журналисты-расследова- тели принимают традиционные понятия о личности, учреждении

71

ЖУРНАЛИСТАМ ОТ ЖУРНАЛИСТОВ

ГЛАВА 5

или проблеме. Журналисты должны искать ответы на вопросы о том, как и почему все происходит так, как происходит, и при этом противостоять своим собственным предположениям. Во время расследования сомнению должно подвергаться буквально все.

В качестве примера позвольте представить одну из расследовательских статей, опубликованных в грузинской газете «Резонанси» 23-30 января 2006 года. В ней рассказывалось о регионе Вани. Представитель президента в регионе и депутат парламента подвергли шантажу губернатора региона Тамаза Ахвледиани, требуя, чтобы он назначил на должность человека, которому они симпатизировали. В случае отказа чиновники угрожали посадить Ахвледиани в тюрьму.

Тогда Ахвледиани обратился к журналисту, поделился историей и попросил о помощи. Он также принес с собой определенные документы. Вот что рассказал губернатор: “В декабре 2004 года, в полночь, представитель президента в регионе Имерети Гия Гетсадзе позвонил мне и велел поговорить с депутатом парламента Паатой Лежава, который укажет мне, кого назначить на должность первого вице-губернатора. Я встретился с протеже депутата, поговорил с ним и решил, что он не подходит. Я сообщил Гетсадзе об этом и предложил назначить его просто вице-губернатором. Представителю президента не понравилась эта идея, и он потребовал назначить этого человека немедленно”.

Со слов Ахвледиани он не повиновался, и поэтому на него начали оказывать давление. Ему приказали уйти в отставку: “Гетсадзе приказал мне уйти в отставку. Я был вынужден сделать это, но я написал длинное письмо, подробно объяснив, что явилось основанием для моей отставки. Им это не понравилось, и они начали преследовать меня. Они знали, что не смогут поймать меня, подбрасывая наркотики в мой автомобиль, так что они начали посылать ко мне в офис представителей Контрольной палаты. Меня проверяли несколько раз. И хотя они не смогли там ничего найти, прокуратура уже вызвала меня, и я знаю, что меня посадят в тюрьму, как только я пойду туда”.

Это была та начальная информация, которую собеседник передал журналисту. С его слов, он не был в безопасности. Именно поэтому журналист решил расследовать дело.

72

ПОСОБИЕ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА И РАССЛЕДОВАНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Первым, с кем он связался, был член парламента Лежава, который не скрывал своего желания продвинуть протеже, и что он встречался с Ахвледиани по этому вопросу. Однако, Лежава заявил, что ничего не знает о роли Гетсадзе с тех пор, когда представителем президента был Давид Мамладзе. По его словам, возможно, именно Мамладзе говорил с Ахвледиани.

Журналисту пришлось привлечь к истории также и Мамладзе. Последний представил документы, доказывающие, что в тот период он не связывался с Ахвледиани. Было ясно, что Лежава говорит неправду, пробуя «покрыть» Гетсадзе. Тогда журналист связался с Гетсадзе, который сознался, что он продвигал того же самого протеже, что и Лежава. При этом, Гетсадзе ничего не сказал о шантаже и угрозах.

Сразу же после заявления Ахвледиани о том, что Контрольная палата посетила его офис, журналист попросил у палаты отчеты о проверках и нашел противоречия в итоговых заключениях. В одном говорилось, что имели место небольшие нарушения, а другое утверждало, что никаких нарушений не было найдено. Была проведена экспертиза заключений. В итоге оригиналом был признан документ, утверждающий об отсутствии нарушений. Кроме того, согласно правилу назначения губернаторов, представитель президента не имел никакого права быть вовлеченным в этот процесс. Далее журналист выяснил, что суд торговался с Ахвледиани, предлагая ему свободу в обмен на деньги. Журналист связался с прокурором, ведущим дело Ахвледиани, но тот отказался от комментариев. Когда прокурор убедился в том, что журналист докопался до истины, он решил, что с губернатора достаточно. Ахвледиани оставили в покое, дело против него было закрыто, и после публикации расследования его никто больше не беспокоил.

Результат этого расследования в том, что оно спасло невинного человека от тюрьмы. И хотя история не имела важного воздействия на общество в целом, но взамен общество удостоверилось, что такое может случиться. Также интересен тот факт, что международные организации обратили внимание на эту статью, и она даже получила приз.

Двумя главными документами, которые журналист использовал для этого расследования, были закон о процедуре назначения губернаторов и заключения Контрольной палаты. Этих документов

73

ЖУРНАЛИСТАМ ОТ ЖУРНАЛИСТОВ

ГЛАВА 5

оказалось достаточно, чтобы доказать, что нарушения и противоправные действия очевидны.

Ссылки:

Bill Kovach, Tom Rosenstiel “Elements of Journalism”, New York 2001

“Reporting for Change: A Handbook for Local Journalists in Crisis Areas” by C. Bickler, A. Borden, Y. Chazan, A. Davis , S. Jukes, J. MacLeod, A. Stroehlein, S. Sullivan, J. Vultee, J. West. Institute for War&Piece Reporting

“Handbook of Independent Journalism”, USINFO.State.Gov. by Deborah Potter

“The basics of the theory and practice of Investigative Journalism” by Akaki Gogichaishvili and Nino Khazhomia, 2003

74

ПОСОБИЕ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ

ДЛЯ ЗАМЕТОК

6 ГЛАВА

ИСТОЧНИКИ

ИНФОРМАЦИИ

ПОСОБИЕ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Журналистика – это искусство деталей. После определения сферы деятельности второй проблемой для журналиста становится прояснение источников сбора

информации.

Обычно источники информации бывают официальными и неофициальными, которые, в свою очередь, могут быть устными или письменными. Например, в Армении официальная информация может быть получена с веб-сайтов соответствующих организаций и учреждений. На такого рода сайтах содержится вся официальная информация о решениях президента республики, его визитах, приемах, сессиях правительства, решениях и визитах премьерминистра, о работе Национального Собрания и деятельности министерств и других государственных учреждений. Тем не менее, такая информация обычно не удовлетворяет журналистов, так как очень часто на этих сайтах мы не можем найти ответы на вопросы, которые представляют интерес для нашей аудитории, общества.

Бывают случаи, когда с помощью вопросов и звонков журналисты «заставляют» официальные источники работать. Иногда даже бывают курьезные случаи, когда чиновники узнают о событиях, которые относятся к их сфере, от журналистов. Например, для прояснения некоторых деталей несчастного случая или преступления журналист может позвонить в пресс-службу полиции, и ему любезно ответят, что впервые слышат об этом случае от самого журналиста и поблагодарят его за информацию. Только после второго, третьего запроса журналист умудряется получить ответы, причем далеко не на все свои вопросы. Именно по этой причине журналисты часто предпочитают использовать неофициальные источники. Информация, предоставленная последними, более полноценна и эффективна, чем размещенная на веб-сайтах.

Одной из важных сторон в работе журналиста является создание собственных источников информации и работа с ними. С самых первых дней своей работы в качестве журналиста мы налаживаем знакомства, связи с людьми из сферы, которую освещаем. Эти люди впоследствии могут стать действительно надежными источниками информации.

Для использования общественного деятеля и обычного гражданина в качестве источника необходимы различные подходы. Обычно чиновники и государственные служащие не готовы предоставить

77

ЖУРНАЛИСТАМ ОТ ЖУРНАЛИСТОВ

ГЛАВА 6

журналисту ценную информацию, независимо от того, насколько дружественные отношения существуют между ними. Именно здесь кроется причина, по которой журналисты должны быть осторожны. Они обязаны попытаться понять, в чем интерес источника, если он предоставляет ценную информацию. Также желательно, чтобы журналист перепроверил информацию, предоставленную источником, еще в одном, двух источниках. Наши коллеги из региональной прессы говорят, что для получения информации о любом местном или центральном правительственном органе Армении они часто сближаются с бывшим чиновником, который когда-то работал в том учреждении, и теперь, после ухода с должности, готов рассказать обо всем, о чем предпочитал не говорить, будучи на должности. Например, один из журналистов рассказывал, что информацию, которую не мог получить от главного архитектора города в течение долгого времени, он сумел получить от предшественника. Информацию, полученную от прежнего чиновника, не всегда можно использовать, потому что часто сам источник просит не раскрывать его. Этот феномен распространен не только в районах, но и в столице. Например, после снятия с должности один из бывших мэров обвинял президента и других высокопоставленных чиновников в оказании на него давления в осуществлении незаконного распределения земли.

Получать информацию от политических деятелей и государственных служащих предпочтительнее в письменной форме, чтобы в дальнейшем они не отказались подтвердить факт предоставления информации. Инициатива сделать письменные источники информации достоянием общественности принадлежит Швеции. По закону о свободе информации, принятому в Швеции в 1966 году, каждый в этой стране, независимо от того, является ли он журналистом, или нет, может получить любую информацию от любой организации, не представляясь и не объясняя цели своего запроса. Как мы уже говорили в главе о свободе информации, сейчас уже большинство стран имеет подобные законы о свободе информации и СМИ.

Следует отметить, что намного проще работать с обычным гражданином в качестве источника информации. Гражданин - обычно заинтересованная сторона, которая хочет, чтобы ее проблемы стали предметом общественного обсуждения. Гражданин не хочет раскрывать себя только в том случае, когда чувствует опасность.

78

ПОСОБИЕ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТОВ

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Это опять же значит, что не во всех случаях журналист может публиковать информацию, которой он владеет, или раскрывать источник информации. Во многих случаях источники предпочитают оставаться неизвестными. Они согласны предоставить информацию только с условием, что не будут раскрыты, потому что считают, что в этом случае они свободны от ответственности. Неназванный источник может быть использован журналистом только в случае, если информация является очень важной, основанной на фактах, и ее невозможно получить из другого источника. Журналист может принять анонимную информацию только когда она является фактом, а не мнением или заявлением.

Всвязи с этим журналисты часто оказываются в трудной ситуации.

Взаконодательстве о СМИ и этических сводах многих стран мира указано, что “защита тайных источников информации является моральной обязанностью СМИ”. Стоит отметить, что некоторые ведущие журналисты предпочли оказаться в тюрьме сами, чем раскрывать свои секретные источники, потому что их раскрытие может нанести вред не только этим людям, но также журналисту и всему мировому журналистскому сообществу.

Принцип защиты источника информации утвержден также в пункте 1-м статьи 5-й закона Армении “О массовой информации”: “Журналисты, а также те, кто осуществляет информационную деятельность, не обязаны раскрывать источник информации, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи“. Пункт 2 этой статьи гласит: “Журналисты, а также те, кто осуществляет информационную деятельность, могут быть принуждены к раскрытию источника информации только по решению суда в случае расследования уголовного дела о тяжком или особо тяжком преступлении, если необходимость защиты общественных интересов важнее, чем общественная заинтересованность в сокрытии источника информации, и исчерпаны все альтернативные средства защиты общественных интересов. В этом случае, по ходатайству журналиста, судебное расследование осуществляется при закрытых дверях.”

Законы о государственной тайне во всех трех странах Южного Кавказа довольно похожи. Эти законы предоставляют органам власти почти неограниченную свободу действий в отношении засекречивания общественно важной информации, касающейся вооруженных сил, экономики, науки, международных отношений,

79

ЖУРНАЛИСТАМ ОТ ЖУРНАЛИСТОВ

ГЛАВА 6

внутренней безопасности и правопорядка. Они создают три категории секретности: «особой важности» (в Грузии - чрезвычайной важности), «совершенно секретно» и «секретно». Законы Армении и Азербайджана позволяют засекречивать информацию на 30 лет, законы Грузии – на 20. Аналогично, уголовные кодексы трех стран предусматривают тяжелые наказания за раскрытие государственной тайны и других типов секретных документов. Санкции предусмотрены также и гражданскими кодексами. Все три государства приняли также ряд других законов, включая законы о коммерческой тайне, положения гражданского кодекса и другие законы, ограничивающие разглашение определенных категорий информации.

Закон Армении “О государственной и служебной тайне” содержит полную систему классификации и защиты секретной информации. Информация подлежит защите, если она имеет отношение к военной сфере, включая стратегии и планы военных действий; мобилизацию войск; программы военно-промышленного комплекса; организационную структуру и дислокацию вооруженных сил; международные отношения и внешнеэкономическую деятельность; экономику, науку и технологии применительно к программам защиты и производства оружия; драгоценные металлы и камни, резервы, государственные финансы и бюджетную политику; а также разведку, включая контрразведку, информаторов, шифрование и защиту государственной и официальной тайны.

Используя информацию, журналист должен учесть некоторые важные и опасные моменты, когда информация, предоставленная источником, противоречит положениям статьи 8 закона “О свободе информации” Армении. Свобода информации ограничена в случаях, если:

zсодержит государственную, служебную, банковскую или коммерческую тайну;

zнарушает тайну личной и семейной жизни, в том числе тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

zсодержит не подлежащие огласке данные предварительного следствия;

zраскрывает сведения, доступ к которым должен быть ограничен в связи с профессиональной деятельностью (врачебные и нотариальные тайны и тайны адвокатуры);

80