Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
1.2 Mб
Скачать

Живой флюид воздуха

    Этимологически воз­дух так­же, как и ду­ша, как и ды­ха­ние, ес­ли от­тал­ки­вать­ся от древ­нес­ла­вян-ских ве­ро­ва­ний - од­на и та же струк­ту­ра. Близ­ки так­же пред­с­тав­ле­ния о воз­ду­хе и о бан­ном па­ре. Воз­дух - один из че­ты­рех пер­во­эле­мен­тов кос­мо­са, на­ря­ду с во­дой, ог­нем и зем­лей яв­ля­ет­ся «че­ты­рех­жиль­ной си­лой», ко­то­рая в ба­не «пе­ре­сот­во­ря­ет» че­ло­ве­ка, то есть пе­ре­рож­да­ет за­но­во.

    Воздух слу­жит про­вод­ни­ком или сре­дой, че­рез ко­то­рую злые лю­ди мо­гут нас­лать по­ро­чу и рас­п­рос­т­ра­нить бо­лезнь, за­ра­зу. В ста­ри­ну вред­ный и опас­ный для че­ло­ве­ка воз­дух так и на­зы­вал­ся - «злой» или «не­чис­тый» воз­дух-Дух; бо­лез­ни же, по­доб­но де­мо­ни­чес­ким су­щес­т­вам, вхо­дят в че­ло­ве­ка че­рез воз­дух, вмес­те с его ды­ха­ни­ем. При ри­ту­аль­ном за­го­ва­ри­ва­нии боль­но­го и при про­из­не­се­нии за­го­во­ров зна­харь всег­да вы­ду­вал воз­дух на боль­но­го и на все че­ты­ре сто­ро­ны. Сла­вя­не счи­та­ли, что Ду­ша по­доб­на воз­ду­ху - ле­ту­ча и бес­фор­мен­на. Имен­но по­это­му они ста­ра­лись соз­дать в ба­не как мож­но бо­лее чу­до­дей­с­т­вен­ные на­па­ры, что­бы и «ду­шень­ку про­па­рить».

    Вообще за­па­ху па­ра и за­па­ху те­ла в ба­не уде­ля­лось ог­ром­ное зна­че­ние. Нап­ри­мер, в на­род­ной куль­ту­ре за­пах, ис­хо­дя­щий от те­ла че­ло­ве­ка, яв­лял­ся ха­рак­те­рис­ти­ка­ми сво­его и чу­жо­го, про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем жиз­ни и смер­ти, пра­вед­нос­тью или гре­хов­нос­тью. За­пах, ис­хо­дя­щий от че­ло­ве­ка, за­час­тую яв­ля­ет­ся важ­ным приз­на­ком пог­ра­нич­ных сос­то­яний. Сог­лас­но тра­ди­ци­он­ной кон­цеп­ции, че­ло­век ни­чем не пах­нет, по­ка ос­та­ет­ся в сво­ей сре­де. Из­вес­т­на по­го­вор­ка: «Луч­ше все­го пах­нет тот, кто ни­чем не пах­нет». Ис­к­лю­че­ние сос­тав­ля­ет слад­кий, воз­буж­да­ющий за­пах, ко­то­рый, как го­во­рят, ис­хо­дит от мо­ло­дых жен­щин и ма­лень­ких де­тей. Все де­вуш­ки пах­нут как цве­ты, а все де­ти пах­нут счас­ть­ем. Сох­ра­ни­лось ог­ром­ное ко­ли­чес­т­во раз­лич­ных сна­до­бий, спо­соб­ных вер­нуть жен­с­ко­му те­лу де­ви­чес­кий за­пах.

    Для на­па­ров ис­поль­зо­ва­ли ла­ван­ду, ба­зи­лик, тер­тое яб­ло­ко и ру­ту. Эти рас­те­ния мог­ли уси­ли­вать сво­е­об­раз­ный де­ви­чий за­пах.

    Душица, ге­рань, лист виш­ни и ко­ра мо­ло­дых по­бе­гов ивы так­же уси­ли­ва­ли при­тя­га­тель­ный за­пах те­ла, ко­то­рый воз­буж­дал муж­чин, осо­бен­но тех, у ко­го чут­кое обо­ня­ние.

    На юге Рос­сии до сих пор для при­ти­ра­ний ис­поль­зу­ют от­вар до­маш­ней ге­ра­ни и ай­вы.

    В ста­ри­ну па­ху­чие рас­те­ния ис­поль­зо­ва­лись, как сред­с­т­во оболь­ще­ния у жен­щин и в са­мом на­ча­ле жиз­нен­но­го пу­ти ре­бен­ка.

    При пер­вом ку­па­нии, не­важ­но де­воч­ка это бы­ла или маль­чик, ре­бен­ка оку­на­ли в от­вар лю­бис­то­ка с до­бав­ле­ни­ем не­боль­шо­го ко­ли­чес­т­ва ме­да или в от­вар мя­ты и куд­ряв­ца.

    Дурной за­пах че­ло­ве­чес­ко­го те­ла трак­ту­ет­ся в сла­вян­с­кой куль­ту­ре как знак мо­раль­ной ду­хов­ной ис­пор­чен­нос­ти. Счи­та­ет­ся, что так пах­нет тя­же­лый дух, приз­рак бо­лез­ни, нас­лан­ный за тяж­кие гре­хи. Сла­вян­с­кие зна­ха­ри с лег­кос­тью по за­па­ху кис­ло­го ук­су­са, ис­хо­дя­ще­му от те­ла, оп­ре­де­ля­ли, ког­да в че­ло­ве­ке по­се­ли­лось тя­же­лое, слож­но из­ле­чи­мое за­бо­ле­ва­ние. За­па­хи жиз­ни и смер­ти осо­бые, они силь­но раз­ли­ча­ют­ся, но их опи­са­ние мож­но най­ти в ста­рин­ных сла­вян­с­ких здрав­ни­ках. Свой осо­бый за­пах по­яв­ля­ет­ся у по­жи­лых лю­дей, ко­то­рые, в от­ли­чие от мо­ло­дых, пах­нут се­ном, ес­ли здо­ро­вы, и пре­лым се­ном, ес­ли боль­ны. У мо­ло­до­го же ду­ша пах­нет ба­зи­ли­ком. В этих же здрав­ни­ках го­во­рит­ся, что че­ло­век пе­ред смер­тью пах­нет зем­лей. Но нас­то­ящий за­пах смер­ти на­чи­на­ет ис­то­чать­ся лишь в тот мо­мент, ког­да ду­ша по­ки­нет те­ло. От мно­гих в этот мо­мент ис­хо­дит за­пах елея, от мо­ей ма­мы, нап­ри­мер, в мо­мент пос­лед­не­го вздо­ха под­нял­ся за­пах зре­ло­го ме­да, ду­шис­то­го и аро­мат­но­го.

    В сказ­ках бе­сы де­рут­ся меж­ду со­бой, пы­та­ясь ов­ла­деть ду­шой, и с пре­неб­ре­же­ни­ем от­ка­зы­ва­ют­ся от пус­то­го те­ла. В ве­ди­чес­ких зна­хар­ни­ках го­во­рит­ся, что толь­ко смерть че­ло­ве­ка про­ли­ва­ет ис­тин­ный свет на про­жи­тую жизнь. Аро­мат, ис­хо­дя­щий от по­кой­но­го,оз­на­ча­ет, что он дос­той­но про­жил жизнь. Дей­с­т­ви­тель­но, не­ко­то­рые усоп­шие в тот мо­мент, ког­да ду­ша по­ки­да­ет те­ло, на­чи­на­ют пах­нуть ме­до­вы­ми цве­та­ми или нас­то­ящим ме­дом. Этот за­пах на­зы­ва­ет­ся фи­ми­амом, бла­го­уха­ющим как цве­ты. Тя­же­лый же дух идет от гре­шив­ше­го че­ло­ве­ка. Нап­ри­мер, в ста­ро­вер­с­кой ус­т­ной тра­ди­ции на­ши пред­ки оха­рак­те­ри­зо­ва­ли не­по­роч­ное за­ча­тие, все-та­ки пы­та­ясь пе­ре­вес­ти его на при­род­ное из­ло­же­ние. Нап­ри­мер, они счи­та­ли, что Бо­го­ро­ди­ца за­ча­ла от цвет­ка, за­пах ко­то­ро­го вдох­ну­ла. В бо­гу­миль­с­кой ле­ген­де ска­за­но, что Бог хо­тел ду­хом сво­им соз­дать сы­на, а дьявол со­ве­то­вал ему на ночь спря­тать под одеж­ду ве­точ­ку ба­зи­ли­ка и лан­ды­ша, а на­ут­ро от­дать ее бла­го­чес­ти­вой и це­ло­муд­рен­ной Бо­го­ро­ди­це, что Бог и сде­лал. Еще при жиз­ни дур­но пах­нут те, кто пре­да­ет­ся та­ко­му не­чис­то­му за­ня­тию, как прок­ля­тия всем и вся, как по­сы­лы за­вис­ти и раз­лич­ных по­роч­ных ого­во­ров в ад­рес дру­гих лю­дей. Имен­но по за­па­ху, ис­хо­дя­ще­му от те­ла в пар­ных ба­нях, ко­то­рые сей­час но­сят ха­рак­тер об­щес­т­вен­ных, мож­но по­нять, сто­ит ли в эти мо­мен­ты па­рить­ся ря­дом с та­ким зло­вон­ным че­ло­ве­ком или нет. Дур­ной за­пах счи­тал­ся в ста­ри­ну аг­рес­сив­ным и на­па­да­ющим. Имен­но по­это­му на­хо­дить­ся дол­гое вре­мя со злоб­ным че­ло­ве­ком, за­пах ко­то­ро­го мо­жет на те­бя на­пасть, счи­та­лось вре­до­нос­ным и опас­ным де­лом.

    Например, труп­ный за­пах бу­зи­ны в ста­рин­ной ле­ген­де ста­ро­ве­ров объ­яс­ня­ет­ся тем, что Иуда по­ло­жил ко­нец сво­им дням, по­ве­сив­шись имен­но на этом кус­тар­ни­ке. Имен­но по­это­му куп­цы в ста­ри­ну све­жи­ми вет­ка­ми бу­зи­ны под­ты­ка­ли свои ам­ба­ры и лав­ки для то­го, что­бы под­ряд­чи­ки и сче­то­во­ды не за­би­ра­лись во­ров­с­кой ру­кой в каз­ну. То есть вет­ка­ми бу­зи­ны куп­цы за­щи­ща­ли се­бя от про­даж­ных лю­дей. Так­же иног­да вет­ки бу­зи­ны до­бав­ля­лись в ве­ник для про­пар­ки, ког­да про­па­ри­ва­ли че­ло­ве­ка пос­ле круп­ных краж, что­бы это боль­ше с ним не слу­ча­лось, что­бы кра­жа не ста­ла пос­то­ян­ным де­лом в судь­бе об­во­ро­ван­но­го че­ло­ве­ка. Пос­ле та­кой про­пар­ки че­ло­ве­ка ин­тен­сив­но, ис­поль­зуя мас­саж, на­ти­ра­ли солью, что­бы от­те­реть от дур­но­го за­па­ха бу­зи­ны и ук­ре­пить солью зем­ной, пос­та­вив та­ким об­ра­зом обе­рег вок­руг его те­ла. Счи­та­лось, что соль вы­тя­ги­ва­ет из те­ла че­ло­ве­ка на се­бя всю от­ри­ца­тель­ную ин­фор­ма­цию. Имен­но по­это­му в до­мах на кух­не хо­зяй­ки дер­жа­ли соль в зак­ры­той по­су­де, что­бы она не впи­ты­ва­ла в се­бя раз­лич­ные скан­даль­ные мыс­ли хо­зяй­ки или поп­рос­ту бы­то­вые се­мей­ные кон­ф­лик­ты. В ба­нях же соль ис­поль­зо­ва­ли имен­но для то­го, что­бы вы­тя­нуть все ху­дое из те­ла. В том и чис­ле и ху­дые со­бы­тия, ко­то­рые уже при­лип­ли к судь­бе че­ло­ве­ка. Пос­ле на­ти­ра­ния солью та­ких лю­дей мог­ли на­те­реть еще и су­хим по­рош­ком ис­тол­чен­ной по­лы­ни. А пос­ле это­го как сле­ду­ет «прой­тись» по те­лу бе­ре­зо­вым или ду­бо­вым ве­ни­ком. За­тем это­го че­ло­ве­ка нак­ры­ва­ли чис­тым по­лот­ном и вы­ми­на­ли скал­ка­ми и круп­ны­ми сос­но­вы­ми шиш­ка­ми, вы­тя­ги­ва­ли те­ло, что­бы в узел­ках мышц не спря­та­лась слу­чай­но вражья во­ров­с­кая си­ла, при­тя­нув­ша­яся к не­дуж­но­му боль­но­му. Хол­с­ты же бан­ные пос­ле та­кой про­пар­ки про­по­лас­ки­ва­ли в хо­лод­ной и про­точ­ной во­де - по­то­му что во­да, суть чис­то­та, вы­мы­ва­ла все па­губ­ное и от­но­си­ла по­даль­ше от бе­ре­га жиз­ни, - а пос­ле это­го про­ка­ли­ва­ли над го­ря­чи­ми ка­мен­ка­ми.

    Воистину ма­ги­чес­кие по­ня­тия, свя­зан­ные с ба­ней, у на­ше­го древ­не­го на­ро­да бы­ли уди­ви­тель­ны, и дей­с­т­ви­тель­но рус­ская пар­ная вос­ста­нав­ли­ва­ла не толь­ко те­ло че­ло­ве­ка, но и пра­ви­ла дух, ук­реп­ляя нер­в­ную сис­те­му, пси­хи­ку, вос­ста­нав­ли­вая ра­зум­ность, са­мо­кон­т­роль, по­вы­шен­ную эмо­ци­ональ­ность, осо­бен­но в нес­тан­дар­т­ные мо­мен­ты жиз­ни. Все эти сти­хии так по­чи­та­емо и ма­ги­чес­ки сли­ва­лись в ба­не с оп­ре­де­лен­ным умыс­лом. На­ши пред­ки счи­та­ли, что имен­но в сли­янии че­ты­рех сти­хий мо­жет раз­вер­нуть­ся ду­ша, унас­ле­до­ван­ная на­шим древ­ним пред­ком от са­мо­го Бо­га-Твор­ца. И толь­ко в та­ком сли­янии че­ты­рех ос­нов­ных сил на­ше­го ве­щес­т­вен­но­го ми­ра ду­ша мог­ла по пра­ву ос­во­ить для се­бя ре­аль­ность бы­тия и быть бла­го­дар­ной че­ло­ве­ку за вос­к­ре­ше­ние.

    Хочу до­ба­вить нес­коль­ко слов о го­ря­щих го­ло­веш­ках, ко­то­рые га­си­ли в от­ва­рах трав для взбад­ри­ва­ния во­ды. В ста­рин­ных за­пи­сях зна­ха­ри го­во­ри­ли, что та­ким об­ра­зом де­ла­ют «огнен­ную во­ду» для ох­ра­ни­тель­ных це­лей и для обес­пе­че­ния си­лы ду­ха и жи­вос­ти те­ла. Осо­бые ма­ги­чес­кие свой­с­т­ва при­пи­сы­ва­лись го­ло­веш­кам от ри­ту­аль­ных кос­т­ров, нап­ри­мер «Ку­паль­с­ко­го» или «Све­то­ви­до­во­го». Та­кие кос­т­ры - ма­ги­чес­кие и це­леб­ные - раз­жи­га­ли на ве­ли­кие праз­д­ни­ки. С по­мощью го­лов­ней ос­вя­щен­ный огонь пе­ре­но­си­ли из об­щих кос­т­ров в свой очаг, а так­же на­кап­ли­ва­ли на заг­нет­ке ка­мен­ки в ба­не, и ког­да рас­тап­ли­ва­лась ба­ня, бра­ли оче­ред­ную свя­щен­ную го­лов­ню и на ее ос­но­ве раз­жи­га­ли, рас­тап­ли­ва­ли печь-ка­мен­ку. Счи­та­лось, что имен­но от этой ос­нов­ной ма­ги­чес­кой го­лов­ни за­го­ра­лась каж­дая но­вая печь для про­пар­ки в ба­не, пос­ле че­го уже каж­дый уго­лек и каж­дая не­до­го­рев­шая де­ре­вяш­ка в ба­не счи­та­лась ос­вя­щен­ной и с до­бав­ле­ни­ем ма­ги­чес­ких свойств. Ког­да же вы­ни­ма­ли не­до­го­рев­шее по­ле­но с целью по­га­сить его в на­па­ре, про­из­но­си­лись ман­т­ри­чес­кие (то есть крат­кие) за­го­во­ры по ти­пу:

    «Худа до­ля на вы­гон, доб­ра до­ля на гон».

    Или:

    «Изыдеше си­лы страш­ные, лю­тые да при­иде­ше си­лы свет­лые, доб­рые».

    После то­го как го­ло­веш­ка по­гас­ла в во­де, ее не бро­са­ли об­рат­но в ка­мен­ку, а бе­рег­ли за печью в ба­не, что­бы она об­сох­ла и вновь ис­поль­зо­ва­ли ее для воз­жи­га­ния пос­ле­ду­ющей ба­ни. Иног­да та­кие по­гас­шие го­ло­веш­ки ис­поль­зо­ва­ли для то­го, что­бы про­па­рен­но­го че­ло­ве­ка от­ка­тать, вы­тя­нуть по по­ло­жен­ной свер­ху хол­с­ти­не. Вы­ка­ты­ва­ли опять же не прос­то так, а с за­го­во­ра­ми. Это дей­с­т­вие ас­со­ци­иро­ва­лось в зна­хар­с­т­ве с теп­лом и прог­ре­вом те­ла с той целью, что­бы ма­ги­чес­кая си­ла та­кой го­лов­ни доб­ра­лась до ис­то­ков, до схро­на ду­ши и ма­ги­чес­ким жа­ром вы­та­щи­ла ду­шу. Что­бы из зак­ры­то­го, спря­тан­но­го сос­то­яния раз­вер­нуть ее, что­бы ду­шень­ка вздох­ну­ла, об­лег­чи­лась и ожи­ла. По­доб­но ве­ни­кам, та­кая го­лов­ня ис­поль­зо­ва­лась для то­го, что­бы на се­бя вы­тя­нуть боль-хво­ро­бу, ко­то­рая си­дит в те­ле и не вы­со­вы­ва­ет­ся на по­вер­х­ность, но изъ­еда­ет те­ло из­нут­ри. Но о ве­ни­ках, при­ти­ра­ни­ях и раз­лич­ных ча­ро­дей­ных тра­вах мы по­го­во­рим в сле­ду­ющей гла­ве.

    В зак­лю­че­ние хо­чу ска­зать о чет­вер­той сти­хии - зем­ле; она в ба­не во всем, и в тра­вах, и в дро­вах, и в зо­ле, и в пе­чи с кам­ня­ми. Да и са­ма ба­ня пос­тав­ле­на на нуж­ном мес­те, что­бы по­лу­чать из­лу­че­ние Ма­туш­ки-Зем­ли.