Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
литвед - билеты.docx
Скачиваний:
11
Добавлен:
28.04.2019
Размер:
147.05 Кб
Скачать

32. Лирика как род литературы

Лирика ориентирована на субъект. Субъект выражает себя, а не проявляет рационально. Предметом изображения становится внутренний мир человека, содержательная доминанта - его переживания. Форма словесного выражения – монолог. Функция слова – самовыражение. Лирика тяготеет, как правило, к малым формам, т.к. это эмоциональный сгусток. Лирика – непосредственно то переживание, которое выражает. Я, мы – лирический субъект, лирическое сознание, герой.

Термин относительно недавний. Долгое время считали, что лирика автопсихологично, я=Пушкин, я=Лермонтов и т.п. Однако в XX веке появляются сторонние персонажи, маски, которые надевает лирический герой. Понятие лирического героя применительно к лирике Блока ввел Тынянов.

Лирический субъект может быть разным: приближен к автору (автопсихологическая), (ролевая лирика). В некоторых стихах происходит наслоение лирических персонажей.

В лирике нет сюжета.

Долго говорили о том, что лирика бессюжетна. Однако сейчас используют категорию лирического сюжета. Лирический сюжет – этапы в развитии поэтической эмоции.

Лирическое стихотворение мб написано стихом, прозой и т.п. Однако чаще всего существует именно в стихотворной форме. Стихотворная форма укрупняет смысл.

Жанры лирики. До XIX века существовало жанровое мышление, но в начале XIX века эта система начала разрушаться. Жанры:

- ода. Рисуется образ монарха, исторического деятеля таким, каким он должен быть. Идеальный образ правителя. На рубеже XIX-XX веков ода окончательно ветшает. Появляется ода, не адресованная лицу. Ода получает ироническое развитие. Возникает одический стиль (у Бродского).

- сатира. Задача – высмеять порок. Обличение героя.

- гимн.

- элегия. Подвижный и удобный жанр. В элегии стали выражать разные переживания. Кладбищенская элегия – любовная – историческая – сатирическая – социальная. Универсальный жанр.

- дружеское послание. Начнет утверждаться ценность частной жизни, дружеского общения, ориентация на адресата. Культ творчества. Приоритет «домика» над «домом». Идея романтического бегства. Хоровое сознание. Входят биографические реалии, портрет.

- антологическая пьеса. Стихотворение на сюжеты с поэтической антологией. Подражание древним. Активно развивается в XIX веке. Краткая форма. Важна фиксация пластических форм.

- эпиграмма

- эпитафия

- мадригал

33. Понятие о лирическом герое.

Лирический герой — субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики.

Понятие о лирическом герое, не тождественном автору текста как таковому, возникло в трудах Юрия Тынянова и получило развитие у таких исследователей, как Лидия Гинзбург, Григорий Гуковский, Дмитрий Максимов. Некоторые исследователи отличают от лирического героя понятие лирического Я поэта.

Как отмечает в связи с лирическим героем Лермонтова Ирина Роднянская, лирический герой — это

своего рода художественный двойник автора-поэта, выступающий из текста обширных лирических композиций (цикл, книга стихов, лирическая поэма, вся совокупность лирики) в качестве лица, наделённого жизненной определённостью личной судьбы, психологической отчётливостью внутреннего мира, а подчас и чертами пластической определённости (облик, «повадка», «осанка»). Понимаемый таким образом лирический герой явился открытием великих романтических поэтов — Дж. Байрона, Г. Гейне, М. Ю. Лермонтова, — открытием, широко унаследованным поэзией последующих десятилетий и иных направлений. Лирический герой европейского романтизма находится в предельном совпадении с личностью автора-поэта (как «задушевная» и концептуальная правда авторского самообраза) и в то же время — в ощутимом несовпадении с нею (поскольку из бытия героя исключается все постороннее его «судьбе»). Другими словами, этот лирический образ сознательно строится не в соответствии с полным объемом авторского сознания, а в соответствии с предзаданной «участью». <...> Лирический герой, как правило, досоздаётся аудиторией, особым складом читательского восприятия, тоже возникшим в рамках романтического движения <...>. Для читательского сознания лирический герой — это легендарная правда о поэте, предание о себе, завещанное поэтом миру[1].

Лирический герой — это, согласно Лидии Гинзбург, «не только субъект, но и объект произведения», то есть изображаемое и изображающее совпадают, лирическое стихотворение замыкается на самом себе. В таком случае естественным образом происходит сосредоточенность лирического героя прежде всего на своих чувствах, переживаниях, что и является, сутью самой категории лирического. Заметим, что в соответствии со сложившейся в литературоведении традицией можно говорить о лирическом герое лишь тогда, когда рассматривается весь корпус произведений конкретного автора в соотнесении с его авторской ипостасью. По определению Бориса Кормана, «лирический герой — один из субъектов сознания <…> он является и субъектом, и объектом в прямо-оценочной точке зрения. Лирический герой — это и носитель сознания, и предмет изображения»[

лири́ческий геро́й

одна из форм проявления авторского сознания в лирическом произведении; образ поэта в лирике, выражающий его мысли и чувства, но не сводимый к его житейской личности; субъект речи и переживания, в то же время являющийся главным объектом изображения в произведении, его идейно-тематическим и композиционным центром. Лирический герой обладает определённым мировоззрением и индивидуальным внутренним миром. Помимо эмоционально-психологического единства, он может наделяться биографией и даже чертами внешнего облика (например, в лирике С. А. Есенина и В. В. Маяковского). Образ лирического героя раскрывается во всём творчестве поэта, как в поэзии М. Ю. Лермонтова, а иногда в пределах какого-либо периода или стихотворного цикла. Термин «лирический герой», впервые использованный Ю. Н. Тыняновым по отношению к творчеству А. А. Блока в статье «Блок» (1921), может быть применён не к каждому поэту и стихотворению: лирическое «я» бывает лишено индивидуальной определённости или вовсе отсутствует (как, напр., в большинстве стихотворений А. А. Фета). Вместо него на первый план стихотворения выступают: обобщённое лирическое «мы» («К Чаадаеву», «Телега жизни» А. С. Пушкина), пейзаж, философские рассуждения на общечеловеческие темы или же герой «ролевой лирики», противопоставленный автору своим мировоззрением и/или речевой манерой («Чёрная шаль», «Подражания Корану», «Паж, или Пятнадцатый год», «Я здесь, Инезилья…» А. С. Пушкина; «Бородино» М. Ю. Лермонтова; «Огородник», «Нравственный человек», «Филантроп» Н. А. Некрасова и т. д.).