Добавил:
418108@mail.ru Все материалы за бакалавриат (год выпуска 2023) еще не все Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Примерные вопросы к зачету по ИОГП_.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
28.03.2024
Размер:
865.06 Кб
Скачать

21. Признание брака недействительным и развод в русском семейном праве IX-XVIII вв.

Брак не мог быть заключен при существовании предыдущего, не расторгнутого по закону брака. По закону существовали ограничения в числе повторных браков, и не допускалось двойных браков. Запрещалось вступать в брак родственникам и свойственникам. Брак мог считаться не действительным если не соблюдены были обязательные условия для вступления в брак. Вступление в брак могло быть запрещено и в силу судебного приговора. Запрет распространялся на тех, чей брак был, расторгнут вследствие виновности в прелюбодеянии, двоеженстве, неспособности к брачному сожительству или вследствие виновного безвестного отсутствия.

Развод допускался при физической смерти одного из супругов, уход супруга в монастырь, обвинение супруга в антигосударственной деятельности, неспособность жены к деторождению прелюбодеяние, неспособность мужа к супружеской жизни, «заразительная» болезнь, покушение на жизнь, и т.п..

22. Личные и имущественные отношения супругов в IX-XVIII вв.

Что касается имущественных отношений супругов, то хотя до нас и не дошли источники, которые говорили бы прямо об этих отношениях, но можно думать, что по­скольку жена находилась под властью мужа, то ему одно­му принадлежало право владения, пользования и распо­ряжения даже и тем имуществом, которое приносилось женой в качестве приданого.

После того как стал постепенно распространяться сре­ди массы населения Киевского государства церковный брак, положение жены, несомненно, стало несколько улучшать­ся. Bo взаимных отношениях супругов стали проявлять­ся и некоторые элементы равенства. Достаточно указать, что сохранение супружеской верности сделалось формаль­но обязательным как для жены, так и для мужа. Ho фактическое положение супругов в Киевской Руси XI- XII вв. очень хорошо проясняет вскрывание Владимира Мономаха, который давал следующий совет в своем по­учении детям: «Жену свою любите, но не дайте ей над собою власти».

B Киевской Руси, как правило, положение жены по- прежнему определялось положением мужа. Хотя имелись исключения из этого правила: свободный человек, женив­шийся на рабе, не только не давал ей свободы, но и сам становился холопом ее господина («А второе холопьство поиметь робу без ряду, поимети ли с рядом, то како ся будет рядил, на том же стоить» — 99 (110) Tp.). Это тяжелое последствие женитьбы на холопке могло быть предотвращено путем предварительного соглашения («ряда») с господином рабыни: можно было выговорить свободу как для женившегося на рабе, так и для самой рабыни.

B сфере имущественных отношений супругов в рас­сматриваемый период происходила борьба двух начал: одно начало было характерно для семейных отношений в вар­варском, дофеодальном государстве, когда только мужу принадлежало право владения, пользования и распоряже­ния не только своим имуществом, но и имуществом, кото­рое жена приносила, вступая в брак; другое же начало, которое стало проводиться византийским духовенством, рас­ширяло имущественные права жены. Это расширение в конце концов сделало принципиально возможным спор между мужем и женою об имуществе («прю между мужем и женою о животе»), который подлежал, согласно Уставу князя Владимира, церковной юрисдикции. Решая имуще­ственные споры между мужем и женой, церковь в основ­ном должна была следовать византийскому законодатель­ству и византийской церковной практике.

Одним из существенных аспектов имущественных отношений в браке был вопрос о приданом. Согласно Рус­ской Правде, русское право XI-XII вв. знало институт приданого, хотя этот основной юридический памятник не отразил этого термина. B статье говорится: «Аже будеть сестра в дому, то той задниця не имати, но отдадять ю за мужь братия, како си могуть» (85 (95) Tp.). Другая ста­тья Русской Правды говорит о том, что имущество, прино­симое женой, сохранялось за ней и во время брака. После ее смерти это имущество шло ее наследникам, даже и в том случае, если ее муж вторично женился и дал второй жене часть из него: «Будуть ли дети, то что первое жены, то то возмуть дети матере своея; любо си на женоу будеть възложил, оба че матери своей возмуть» (84 (94) Tp.).

Имущественные права супругов склонялись к большему равенству. И в этом отношении права жены постоянно росли. Кроме прав на приданое, она с принятием христианства, получает право на общесемейное имущество, оставаясь после смерти мужа либо его распорядительницей, либо приобретая выдел наравне с сыновьями.