Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Достоевский Прест. и наказ. Материал буд. учебн...doc
Скачиваний:
98
Добавлен:
03.05.2019
Размер:
278.02 Кб
Скачать

Раскольников и Порфирий Петрович. Нравственный спор в романе «Преступление и наказание».

Когда роман «Преступление и наказание» появился в печати, многие современники Достоевского подумали, что это произведение является детективным романом. Сейчас «Преступление и наказание» воспринимается как социально-психологическое и философское произведение, но, действительно, элемент детективного романа в этом художественном тексте тоже есть. Для детективного жанра необходим был преступник, преступление и следователь. Преступлением в романе Достоевского является убийство Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы, а преступником – Родион Романович Раскольников. Следователем, который взялся распутывать это убийство, стал Порфирий Петрович.

Это уникальная личность2. Уникальность Порфирия заключается в том, что он чрезвычайно умный следователь, тончайший психолог, который стремится не только узнать, кто убийца, но и понять сложный внутренний мир преступника. Читая роман Достоевского, мы понимаем, что следователь одинокий человек, для которого смысл жизни составляет работа. В своём кабинете он пытается спастись от разочарования и скуки. У Порфирия Петровича нет детей, жены, большую часть своего времени он проводит в полицейском участке. Даже тогда, когда Порфирий находится дома, он не прекращает думать о том или ином уголовном деле. Едва ли случайно то, что именно ему дают расследовать самые сложные преступления.

Значимо, что в «Преступлении и наказании» не названа фамилия следователя. Благодаря этому образ приобретает особую загадочность, таинственность. Отсутствие фамилии подчёркивает обособленность функции следователя в произведении.

В центре романа Достоевского три встречи Порфирия Петровича и Раскольникова. Следователь, пытаясь логически доказать ложность идей Родиона, словно расставляет вокруг Раскольникова западни, окружает жертву психологическим кольцом.

Во время первой встречи Раскольников и Порфирий Петрович говорят о статье, которою Родион написал за несколько месяцев до убийства. Её обсуждение становится важнейшим эпизодом в романе, поскольку позволяет глубже понять ложность идеи главного героя. Порфирий Петрович, слыша слова Родиона о том, что он не считает себя Наполеоном, произносит: «Полноте, кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?». Эта фраза чрезвычайно значима. Следователь доказывает, что не только Родиону приходили в голову подобные страшные мысли, это своеобразный знак времени. Он хорошо понимает, что именно «идеи, которые носятся в воздухе», губят Раскольникова. Порфирий, словно издеваясь над несчастным убийцей, спрашивает о том, как можно узнать принадлежность человека к избранным, необыкновенным. Может быть, необходима специальная одежда или клейма? Какие критерии нужно использовать, чтобы не было путаницы? Безусловно, такой разговор Раскольникову очень неприятен. Во время общения со следователем он чувствует себя мышью, с которой играет кошка. Порфирий Петрович, обладая блистательными актёрскими способностями, странно подмигивает Родиону. Тот не может понять, зачем следователь это делает. Порфирий пытается оказать на Раскольникова психологическое давление. Следователь будто говорит ему, что тот не сможет скрыть своё преступление. Порфирий Петрович задаёт Раскольникову неожиданные вопросы. Так, вопрос о воскресении Лазаря, внезапно заданный следователем, окажется очень важным для Родиона. Раскольников потом попросит Соню почитать именно об этом. Главный герой в чём-то похож на Лазаря. Раскольников духовно воскресает, как Лазарь воскрес благодаря Иисусу Христу.

Во время второй встречи со следователем Родион, испытывая сильнейшее психологическое напряжение, на мгновение теряет сознание. Порфирий, увидев это, приоткрывает окно и произносит важную фразу: «Воздуха вам надо, воздуха – с!». Действительно, духота, горячий и грязный воздух Петербурга оказал особое действие на главного героя. Сам Петербург словно стал соучастником преступления. Только тогда, когда Раскольников, находясь на каторге, на берегу реки вдохнул свежий воздух, он начал постепенно изменяться.

Последняя встреча Раскольникова и Порфирия Петровича происходит в каморке Родиона. Следователь устанавливает определённую зависимость теории Раскольникова от идей 1840-х годов, находит в ней слабые места. Цитируя финал гоголевской повести «Записки сумасшедшего» («туман, струна звенит в тумане»), Порфирий Петрович намекает на связь идей Раскольникова с исканиями недавней эпохи Белинского и Гоголя, а одновременно даёт понять, что концепция Родиона подобна безумным рассуждениям Поприщина.

Следователь владеет убийственной иронией, силой морального воздействия, глубоким проникновением в характер мышления собеседника. Порфирий убеждённо говорит, что не признавшийся в преступлении Миколка совершил убийство. Эта сцена является одной из самых психологически сложных в романе. Раскольников спрашивает следователя: «Кто же убил старуху?» Следователь, словно удивляясь этому вопросу, восклицает: «Да вы убили, Родион Романович. Вы и убили-с!». Попытки Раскольникова доказать свою невиновность оказываются тщетны.

Родион не может понять, почему следователь не вяжет ему руки, не рассказывает всем о том, что он знает, кто настоящий убийца. Порфирий поступает так, поскольку хочет, чтобы Раскольников сам пришёл в полицейский участок и покаялся. Если бы Порфирий надел на Родиона наручники, тот, вероятно, никогда не отказался бы от своей теории. Следователь искренне сочувствует убийце, но при этом психологически изматывает его. Из-за этого допросы становятся настоящей пыткой для Раскольникова, который чувствует себя затравленным зверем.

Раскольников, совершив преступление, вступает в конфликт одновременно с двумя правдами – божьей и человеческой. Религиозное начало в романе представлено в образе Сони Мармеладовой, а правовое - в образе Порфирия Петровича. Всё произведение представляет собой нравственный спор следователя и преступника. Очевидно, что этот спор выигрывает Порфирий, воплощающий собой общественный закон. В финале романа мы видим, что Родион идёт в полицию и сообщает, что совершил убийство двух женщин. В этот момент герой не раскаивается полностью. Даже на каторге, вспоминая о прошедшем, он будет думать, что пошёл бы на убийство, если бы вся история повторилась вновь. Жуткий сон о язве, идущей с Азии на Европу, а также любовь Сони Мармеладовой смогут изменить его. Но именно Порфирий Петрович первым начал доказывать Раскольникову ложность идеи о делении людей на избранных и «тварей дрожащих».

Существуют разные трактовки образа Порфирия Петровича. Одни (Н. Ахшарумов, Л. Гроссман, Н.М. Чирков) подчёркивают профессионализм и человечность Порфирия, видят в этом герое идеал, к которому должен стремиться каждый человек, связавший своё дело с юриспруденцией. Следователь, с их точки зрения, показан в романе как «рупор» авторских мыслей, выразитель его оценок общественно-политической природы теории и преступления главного героя, идеологический заместитель самого Достоевского. Известный русский юрист А.Ф. Кони восторженно писал о благородстве и доброте Порфирия Петровича, его высоком интеллектуальном уровне.

Однако есть и другое восприятие образа следователя. Так, Г.М. Фридлендер и Р.Н. Поддубная видели в Порфирии Петровиче защитника официальной законности, который верно служит самодержавному режиму. Идеологическая борьба Раскольникова со следователем не может считаться выражением авторской позиции в произведении, а лишь наглядно показывает методы и средства идеологической защиты существующего строя под маской гуманности и справедливости.

Наконец, Ю. Карякин, своеобразно объединяя эти противоположные трактовки, полагает, что Порфирий – «несостоявшийся человек, в чём-то может быть и несостоявшийся Раскольников <…> Чтобы всё это понять, это надо пережит самому, хотя бы отчасти»3. Следователь подобно Раскольникову проходит своё путь нравственного возрождения. «Если Раскольников взбудоражил в Порфирии вначале какие-то его тёмные силы, если для него «травля зайца» стала на время самоцелью, то неожиданное признание Миколки, сломавшего его прежние планы, вдруг потрясло его. <…> Порфирия прежде всего спас и возродил Миколка»4.