Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
uchebnik_Ogorodnikov_Ilin.doc
Скачиваний:
61
Добавлен:
25.02.2023
Размер:
14.39 Mб
Скачать

2. Диалектико-материалистическое понимание социальной структуры

Людей можно делить по разным основаниям – полу, возрасту, вероисповеданию, месту и времени жизни, цвету кожи, уровню материального благополучия, политическим взглядам, увлечениям, эстетическим вглядам, принадлежности к определенной профессии… Однако, вопреки подходу к социальной стратификации П. Сорокина и тому подобных плюралистических концепций, в число существенных оснований войдут лишь немногие из перечисленных. В конечном счете, определяющим моментом жизни людей были и остаются уровень развития материального производства и соответствующие ему производственные отношения.

Каждой общественно-экономической формации соответствует своя социальная стратификация. Однако для первобытно-общинного строя, именно вследствие низкого уровня производительности труда, характерно преобладание кровно-родственной основы элементов социальной системы. Дело в том, что производство материальных, да и духовных благ в это время велось в семье.

Развитие социальной структуры на всем протяжении существования общества определяется развитием материального производства.

Материальное производство и равитие социальной структуры

Первобытно-общинная формация:

Классовые формации:

– семья

– община

– племя

– союз племен

– народность

национальности

классы

нации

Исходной исторической общностью человека был род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской), по большей части осознающих себя потомками общего предка (реального или мифического), носящих общее родовое имя. Возникает род из первобытного человеческого стада, вероятнее всего, на рубеже нижнего и верхнего палеолита (около 100 тысяч лет назад по современным представлениям). Вследствие закона экзогамии102 роды не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись в племена. Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями родов. Позднее, вследствие разделения последних, в племя стало входить большее число родов, объединявшихся во «фратрии» – группу родственных родов. Дуальная организация из двух фратрий, вступавших между собой в брачные отношения, составляла большое племя.

Согласно одной из распространенных в науке точек зрения, родовое общество проходит последовательно два этапа развития – эпоху материнского и эпоху отцовского рода. В материнском роде производственные отношения людей, как правило, совпадали с отношениями между кровными родственниками. Эти отношения характеризовались коллективными трудом и потреблением, общеродовой собственностью на основные средства производства, равноправием сородичей в общественных делах. Таким образом, род в это время был экономической и социальной ячейкой первобытного общества.

С развитием производительных сил совершается переход ко второму этапу родового строя – эпохе отцовского рода. У значительной части народов этот переход был связан с распространением пастушеского скотоводства, плужного земледелия и металлургии. Экономической ячейкой общества становится большая патриархальная семья. Род сохраняет преимущественно брачно-регулирующие и религиозно-обрядовые функции. К этому времени относятся и начало разложения родовых отношений и постепенная смена их территориальными. Живущие рядом патриархальные семьи разных родов образуют соседскую общину. Складывается малая семья как экономическая ячейка общества (хотя на первых порах она входит в крупные территориальные объединения – сельские общины).

Семья выполняет ряд функций:

– репродуктивная (производство человека, рождение детей, продолжение человеческого рода);

– воспитательная (воспитание детей, их социализация, передача им традиций, трудовых навыков);

– хозяйственно-бытовая (различные виды домашнего труда, его орга­низация, разделение между членами семьи);

– рекреативная (обеспечение досуга, организация отдыха);

– психологическая защита (взаимное уважение, супружеский и роди­тельский долг, взаимопомощь).

Сегодняшняя семья – сложное явление, включающее в себя не только естественные отношения полов, но и экономические и нравственные взаимосвязи между мужем и женой, родителями и детьми. Функции экономической ячейки общества нынешняя семья в основном утратила. Однако функции воспитания детей, вопроизводство человека, вместе с многочисленными экономическими обязанностями, сопровождающими эту деятельность, возложена почти всецело на семью, родителей. Добровольность и равноправность отношений между мужчиной и женщиной должны быть, в принципе, везде, особенно в семье. Брак не должен быть ни результатом экономической необходимости, ни результатом родительского принуждения. Брак в идеале должен быть основан на любви.

Крупное объединение семей составляет этнос. Этнос (греч. этнос – племя, народ) – такая группа людей, членов которой объединяет сознание своей генетической связи с другими представителями этой группы, общность исторического происхождения, единство языка. В этой группе складывается определенная этническая культура («стереотип поведения», «этническое самосознание»).

В стереотипе поведения выделяют, прежде всего, стереотип бытово­го поведения (его еще называют «образ жизни»). Стереотип бытового поведения складывается из многих факторов: это специфика пищи, одежды, жилища, гигиены, транспорта, характера семейных отношений, рас­пределения семейного бюджета, соотношения и чередования труда и отдыха, стиль общения. Кроме бытового стереотипа, есть стереотип небытовой деятельности; так, существует стереотип поведения дворянства, отличающийся в разных странах. В качестве примера этому можно сопоставить стереотип поведения французского и английского дворянства в ХVII–ХVIII вв.; первое ориентировалось на служение абсолютному монарху, второе не считало зазорным занятие коммерцией. Совокупность бытового и небытового стереотипа образует в целом поведенческий стереотип этноса.

Поведенческий стереотип этноса отражается в этническом самосознании (как на эмоциональном, так и на рациональном уровне). Достаточно часто в этническом самосознании наблюдается факт эгоцентризма – эмоциональное переживание «превосходства» своего этноса перед другими и, как минимум, переживание оппозиции: мы – они.

Этносы бывают простые и составные. Этнос может включать в себя так называемые субэтносы, со своими специфическими чертами (например, в нашей стране в составе русского этноса – поморы, казаки, староверы). С другой стороны, этносы могут объединяться по некоторым признакам в суперэтносы (например, «христианский мир», «мусульманский мир»).

Этносы стремятся к сохранению своего стереотипа поведения, обра­за жизни. Сохранность стереотипа определяется как объективными, так и субъективными факторами. К первым относятся географический и поли­тический, а также наличие политического института – государства. Ко вторым – устойчивость этнического самосознания, поддерживаемая определенной системой воспитания.

Исторически первой формой этносов была родоплеменная общность людей. Она сложилась, когда завершалось образование современного типа человека. Ее возникновение было обусловлено характером производительных сил. Когда орудия труда были весьма примитивными, люди могли добывать средства для жизни лишь путем коллективного труда, взаимно помогая и поддерживая друг друга. Таким коллективом стал род – группа людей, связанная совместным коллективным трудом, общ­ностью имущества и кровным родством. Люди объединялись для совмест­ной жизни по признаку кровного родства, хотя само это объединение диктовалось потребностями производства. Члены рода считали себя по­томками общего предка – реального или мифологического

Последним объединением людей, основанным на кровном родстве, является союз племен. Однако в нем исходным является территориальное единство разных по кровному родству племен лишь в последующем развитии и консолидации, превращающееся в единство кровных родственников. Это происходит в период разложения родового строя. Создание союза племен свидетельствует о возросшей независимости людей от природы за счет резкого усиления производительности труда.

Когда отдельный производитель начинает устойчиво производить примерно в два раза больше своего «прожиточного минимума», возникает экономическое основание для перехода к принципиально новым производственным отношениям, основанным на частной собственности на средства производства и эксплуатации чужого труда. Последняя была немыслима в условиях низкой производительности труда, ибо изъятие у производителя хотя бы части произведенного продукта вело его к неминуемой гибели. Поэтому-то пленников, захваченных в первобытных межплеменных войнах за пастбища, плодородные земли, лесные угодья и т. п., не могли сделать рабами и чаще всего съедали или обращали в соплеменников.

В период разложения родового строя начинается новое укрупнение сложившихся форм общности людей. Оно выражалось в постепенном смешении племен, замене прежних кровно-родственных связей территориальными и консолидации племенных союзов – формировании народности. Первыми сложились народности рабовладельческой эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования народностей завершился в основном в период феодализма (древнерусская, польская, французская и др.). В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующие эпохи. Народности обычно складывались из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку (польская – из славянских племен: полян, вислян, мазовшан и др.), или из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими (французская – из галльских племен, римских колонистов и германских племен: франков, вестготов, бургундов и др.). В процессе складывания народности, по мере усиления связей между отдельными ее частями, язык одного из этнических компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий язык народности, а остальные племенные языки низводятся до роли диалектов, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и хозяйственная общность с общим самоназванием.

Таким образом, народность является переходной формой общности – от родового слоя к классовому обществу, от кровно-родственного, этнического к социально-экономическому основанию единства, поэтому народность несет в себе и те и другие начала. Кровно-родственная «составляющая» народности является генетическим основанием национальности.

Национальность – этническая, кровно-родственная общность людей. Главное, что отличает человека определенной национальности – его специфический генотип и внешние (фенотипические) характеристики: цвет кожи, овал лица, разрез глаз, фигура и т. п. То, что часто писали и пишут в отношении характеристик национальности: «особенности языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни» – не соответствует сегодняшним реалиям. Так, люди одной и той же национальности (быть может, даже близкие родственники), выросшие и проживающие в разных странах, чаще всего не обладают общностью ни по одному из указанных признаков, кроме фенотипических.

Частная собственность выступает экономическим основанием принципиально новых форм общности людей, прежде всего, классов.

Классами называются «... большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»103.

Первые шаги к объяснению экономических основ разделения общества на классы совершили английские экономисты конца XVIII – начала XIX вв. Адам Смит (1723–1790) и Давид Рикардо (1772–1823).

Особенный вклад в учение о сущности классов сделал Д. Рикардо. В своей главной работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) Рикардо, отвергнув положение А. Смита, будто стоимость определяется трудом только в «первобытном состоянии общества», доказал, что стоимость товаров, единственным источником которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов буржуазного общества – заработной платы, прибыли, процента и ренты. Рикардо показал, что прибыль капиталиста есть неоплаченный труд рабочего, хотя он и не сумел объяснить возникновение прибыли с точки зрения закона стоимости, не раскрыл закона прибавочной стоимости. Сформулировав закон обратно пропорциональной зависимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталистов, Рикардо фактически обнаружил противоположность экономических интересов пролетариата и буржуазии. Однако Рикардо считал капитализм единственно возможным и естественным строем, а его экономические законы – всеобщими и вечными, в чем проявились внеисторичность и буржуазная ограниченность его учения.

Связав существование классов с определенными историческими фазами в развитии производства, т. е. с определенными способами производства, К. Маркс вскрыл материальные основы классового деления общества и глубочайшие источники антагонизма классов. Он доказал, что разделение на классы присуще не всем фазам развития общества и представляет собой исторически возникшее, а, следовательно, и исторически преходящее явление.

Крупнейшей социально-экономической общностью является нация.

Нация – экономическая общность людей в составе капиталистического государства, приобретающая в процессе совместной деятельности и жизни те характеристики, которые неправомерно приписывают национальности – общность территории, языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни. Нация возникает как новое социально-историческое явление в период преодоления феодальной раздробленности общества и укрепления политической централизации на основе капиталистических экономических связей.

Нет обязательной генетической линии, связывающей этнические свойства племени, народности и нации. Фактически не существует гомогенных (однородных) наций. Все нации возникли из различных народностей, национальностей, племен, а некоторые и из различных рас (например, американская нация США). Нация не определяется также религиозной общностью. Существуют разные нации, исповедующие одну и ту же религию, и, наоборот, существуют нации, части которых исповедуют разные религии.

Нации, возникшие на основе капиталистического способа производства, характеризуются тем, что руководящей силой их формирования являлись буржуазия и ее националистические партии. Характер буржуазных наций определяет взаимоотношения между ними. Погоня за прибылью и конкуренция побуждает к поискам источников дешевого сырья и рабочей силы, новых рынков сбыта. Отсюда – стремление к захвату чужих территорий, разжигание недоверия к другим нациям, угнетение одних наций и народностей другими. К началу XX века горстка капиталистических государств (Англия, Франция, Германия, Италия, Япония и др.) захватила много чужих территорий, угнетала и эксплуатировала народы колоний и зависимых стран, составляющих большинство населения земного шара. Это вызвало рост национально-освободительных движений. После Второй мировой войны кризис колониальной системы обострился и она почти полностью под ударами национально-освободительного движения распалась.

Взаимоотношения между нациями при капитализме противоречивы. С одной стороны, имеется тенденция к хозяйственному сближению наций, ломке национальных перегородок. С другой стороны, имеется тенденция к освобождению от национального угнетения, созданию национальных государств. В определенные периоды истории преобладает то та, то другая тенденции.

После произошедших в ХХ в. в ряде стран социалистических революций в марксистской идеологии утверждалось, что возникли так называемые «социалистические» нации. Отличие их от буржуазных виделось в том, что их руководящей силой является рабочий класс в союзе с крестьянством и интеллигенцией. В последующем был сделан вывод о том, что в нашей стране сложилась новая историческая общность людей – «советский народ». Его важнейшими признаками считались: теснейшая общность народов Советского Союза в экономической жизни; суверенность и равноправие каждой союзной республики, добро­вольность их союза; духовная общность народов; руководящая и направ­ляющая роль партии, которая воспитывает народы страны в духе совет­ского патриотизма, солидарности с международным коммунистическим и рабочим движением и т. д.

Так как нация включает в себя противоположные по своим экономическим и, следовательно, политическим, нравственным, эстетическим и всем социокультурным интересам и ценностям классы, национальная культура неоднородна и противоречива. Моральные, эстетические, мировоззренческие установки и идеалы эксплуатируемого класса резко отличаются от соответствующих идеалов класса эксплуататоров. Правда – что хорошо видно по усилиям сегодняшних российских СМИ – эксплуатирующий класс, обладая монополией на собственность и власть, старается привить сознанию эксплуатируемого класса свою ценностную ориентацию. «Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса»104, – писали в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс.

Обратим внимание на проблему соотношения классовых и национальных интересов. Национальные интересы заключаются в обеспечении национальной независимости и развитии национальной экономики и культуры. Классовые интересы определяются в конечном счете борьбой классов за средства производства, за господство в производстве и распределении материальных благ. Хотя классовые интересы и национальные интересы различны, между ними может существовать тесная взаимосвязь. Так, национальная независимость может способствовать развитию классовой борьбы против буржуазии, В борьбе за национальную независимость интересы рабочего класса могут временно совпадать с интересами буржуазии, если она принимает участие в этой борьбе (речь идет о местной буржуазии). Бывают ситуации, когда господствующий класс старается свои интересы представить как общенациональные интересы и преуспевает в этом (что было, например, во время Первой мировой войны). Буржуазия, разжигая чувство вражды к другим нациям, желает противостоять интернационалистическим настроениям и идеологии рабочего класса. Все это обусловливает необходимость четкого осознания соотношения национальных и классовых интересов.