Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1964 2 теегин.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
19.05.2023
Размер:
156.08 Кб
Скачать

калян с.

ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ ШЕВЧЕНКОД

Тарас Григорьевич, сэн йовнта?

Таниг үзхнь—гиен Таңсг күцлм — соңсит — Талл болҗ хәәрлит.

Кесг зүркндән хадһлсн — Келхим соңсад өгит: «Днеприн өндр деерәсн» Дүрклсн Теегим харвит.

Дурта дууч Тарасан Дүүнр-ахнрм дурдна.

Гер болһна үүднәс Гексн мендән илгәнә.

Саак, таниг хонулад, Салврха гертән бүләтксн; һулмтин көвәдән суулһад һуйрта цәәһәрн тоосн —

Хальмг һольшг берд Ханлт би өргнәв.

Үнәртән, түүнә хүвд Үктлән үлү үзнәв...

Тер кишгтә бүлин

Термин бүүр олдхнь;

Атх шавр сетрәлҗ: Алчурин үзүртән боож—

Хаалһин ут туршартан

Хадһлад йовх биләв;

Дуулсн дун болһндан

Дуритн тевчс гиләв...

Болзгтан төрсн дууһан Бооҗ зогсаҗ ядҗанав.

Зүркнәс ирсн үгиһән

Залу седкләрн келҗәнәв:

Дууһитн дуулҗ тархасн, Дуритн әмтн шиңгәсн Дууч — кобзарь улсин Дундур — суһднь намаг

Багтах — тана зөвшәлтн — Байрта хәәрн болтха.

«Чадх» — гиһәд келхләтн Цаадкинь цаг йилһтхә.

Шүрүтә дууна айсартн Шүлгтән көг оруллав, Шуугсн Днеприн дольгаһартн Шорвинни урсхл кемҗәлләв.

Үзгсн тоот хамгтан

Үлгүр танарн келәв:

Үне делгрүлгч цагтан

Үүсклңтә дууһарн цергләв.

1964 җ. март сар.

МИКОЛА БАҖАН.

Поэт свободолюбивого человечества

Стихи Шевченко уже с начала века были действенным оружием в болыпвеистской пропаганде. Старые большевики в своих воспоминаниях рассказывают о том, как слово «Кобзаря» помогло им зажигать сердца, укреплять борцов в грозных схватках классовой борьбы.

Пятьдесят лет назад Владимир Ильич, придя 16 февраля 1914 года в Кракове на юбилейный шевченковский вечер, как бы еще раз под­твердил то высокое интернациональное значение творчества Шевченко, которое понимали все передовые умы эпохи. О Шевченко думал Карл Маркс, когда он в 1878 году, читая французскую брошюру М. Драго- манова об украинской литературе, подчеркивал для памяти строки, го­ворившие о народном поэте Украины.

Проникновенная мысль гениев революции ощущала, понимала, меряла своей высокой мерой глубину и широту шевченковской поэзии и находила, что его слова — негаснущий живой огонь, помогающий разгораться величайшему духовному пламени человечества—коммуни­стической мысли.

Поэт, полно и совершенно воплотивший в своем творчестве нацио­нальный дух народа, многовековой опыт его освободительной борьбы, его традиции и его порывы в будущее, вместе с тем стал поэтом ин­

4

тернационал ьным, поэтом международного революционного значения, так близко подошедшим к коммунистическим вершинам революцион­ного духа, как никто из поэтов прежнего времени.

Ленинцы, коммунисты России взяли слово Шевченко на вооруже­ние. Оно ярко засияло в зареве Октября. Революционный народ в 1918 году решил почтить своих великих предшественников сооружением монументов. В список этих предшественников Ленин внес имя Шевчен­ко. Памятники ему были воздвигнуты в Москве и Петрограде. Разруха того времени не позволила дать скульпторам драгоценный материал, который мог бы противостоять времени. Памятники не сохранились. Сохранилась память о них как еще об одном свидетельстве ленинского уважения и любви к Шевченко.

Все прекрасное в человеческой истории, все ее светлые имена, все ее высокие стремления влились в то высочайшее достижение челове­ческого духа, которое называется коммунизмом и которое воплощено в учении и деле Коммунистической партии. Наряду с гениальными творениями Пушкина, Толстого, Мицкевича, Шекспира, Гете, Данте, Вольтера, Уитмена, Тагора, коммунисты учат народы читать, чтить, изучать, вдохновляться и творчеством гениального украинца. Партия на всех этапах своего пути — и на самых трудных, тяжелых этапах — всегда показывала, как она высоко ценит и как заботливо она отно­сится к творчеству и памяти Шевченко.

В 1939 году в Киеве был открыт памятник Шевченко, воздвиг­нутый на том самом месте, где многие годы высилась медная статуя солдафона-императора, узником и ссыльным рядовым которого был гениальный поэт. Партия устами Н. С. Хрущева — тогда первого сек­ретаря Коммунистической партии Украины — сказала о своем глубо­ком уважении к имени и творчеству Шевченко.

«Сегодня, в день юбилея, мы, в великой семье народов, семье вольной и новой, вспоминая Тараса Григорьевича Шевченко, можем сказать, что думы, которыми жил Шевченко, претворены нами в жизнь»,— говорил Н. С. Хрущев 25 лет назад, в тот мартовский день 1939 года, когда весеннее солнце, неожиданно пробившись сквозь тучи, осветило и 'бронзового гиганта, и многотысячную толпу, собравшуюся в Шевченковском парке на открытие памятника. Солнце пробило тучи, но тучи висели над горизонтом. И о них говорил в своей речи первый секретарь Коммунистической партии Украины. «Но надо помнить и не забывать, что страна победившего социализма еще находится во вражеском окружении. Не могут звери-фашисты примириться с суще­ствованием страны, где хозяином является трудовой народ, где народ живет и работает без помещиков, без капиталистов, работает на себя...»

При разного рода ухарских выкриках и при тех настроениях, ко­торые тогда насаждались, слова Н. С. Хрущева казались некоторым излишне тревожными. Нет, они были нужными, правдивыми. Немного времени прошло, и немецкое железо оцарапало гранит шевченковско­го постамента.

Более двадцати лет назад —в ноябре 1943 года —на первый ми­тинг в освобожденном от фашистских захватчиков Киеве к шевчен­ковскому монументу стеклись группы измученных в фашистском плену киевлян, полки прошедших сквозь огонь сражений солдат, пришли руководители партии и правительства Советской Украины, представи­тели украинской литературы, науки, искусства. Взволнованно говорил тогда Н. С. Хрущев о муках войны, о разрушениях и о всепобеждающей творческой силе советских народов. Еще дымилось сожженное окку­пантами здание университета. Еще рвались коварно запрятанные ми­ны. Еще оборваны, голодны и немногочисленны были толпы киевлян, но могучую песню о великой, вольной, новой семье пели люди, уже

5

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]