Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

9695

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
25.11.2023
Размер:
3.07 Mб
Скачать

Горьковской дороге было перевезено 94956 вагонов с грузами Наркомата обороны [1, л. 134].

Горьковские железнодорожники принимали самое непосредственное участие в эвакуационных перевозках. Летом и осенью 1941 года через Горьковский железнодорожный узел в Поволжье было вывезено 226 предприятий, из них 13 предприятий союзного значения были размещены в Горьковской области. В течение июля 1941 года через Горьковский железнодорожный узел ежесуточно отправлялись от 20 до 25 тыс. человек. К первому августа 1941 года область приняла 85 эшелонов с эвакуированными людьми и оборудованием. В августе в Горьковскую область было передислоцировано Ленинградское училище военных сообщений им. М.В. Фрунзе, готовившее офицерские кадры для железнодорожных войск и органов военных сообщений. Железнодорожники Казанской дороги участвовали в перебазировании на территорию Татарии 30 промышленных предприятий, 46 эшелонов с эвакуированными из Москвы, Московской, Ленинградской областей в количестве 165 тысяч человек [2, с. 84].

Для быстрейшего продвижения поездов с военными грузами к фронту и эвакопотока на восток на железных дорогах были применены необычные методы организации движения поездов. Для увеличения скорости и доставки эшелонов в район Москвы через станцию Горький Горьковская дорога перешла на одностороннее движение: к прибытию воинских эшелонов на участковые станции всегда были готовы паровозы и бригады. Железнодорожники Казанской дороги для увеличения пропускной способности применяли так называемый караванный способ пропуска эшелонов, когда один поезд следовал за другим на расстоянии световых сигналов впереди идущего поезда. В целях сокращения длительности прохождения грузов в восточные и южные районы страны, переброски товарных составов с Горьковской железной дороги на Казанскую в начале ноября 1941 года, в Горьком на участке Горький-Пассажирская – ГорькийКазанская через Окский мост (автомобильный, трамвайный) была построена

11

линия, сократившая дальность пробега грузов на 300 километров [1, л. 141]. Тогда же была организована паромная переправа железнодорожных вагонов через Волгу.

Наряду с военными грузами железные дороги доставляли на фронт эшелоны с воинскими соединениями. В годы войны из Горьковской области было доставлено на фронт около 885 тыс. мобилизованных и добровольцев, 79 соединений и частей Красной Армии, сформированных на территории области. С полей боёв в тыл шли эшелоны с ранеными. Только в первый год войны 140 эвакогоспиталей области приняли более 161 тыс. раненых, доставленных 250 санитарными поездами. Всего в Горьковской области в период войны функционировал 171 эвакогоспиталь, где закончили лечение более 505 тыс. солдат и офицеров Красной Армии.

Для возросших объёмов перевозок требовалось усиление путевого хозяйства. В 1941–1943 гг. были построены новые разъезды на участках Горький– Котельнич, прямой выход в Муром, удлинены пути на ст. Семёнов, Игумново, Ильино и др. В результате введения в эксплуатацию этих и других объектов пропускная способность по отдельным участкам возросла на 20 – 40%. К ноябрю 1943 года количество «отличных» километров увеличилось с 66 (1940 год) до 1075; количество «неудовлетворительных» километров сократилось с 701 (1940 год) до двух [1, л. 142]. Значительных сил железнодорожников требовало восстановление путей, разрушенных вражескими бомбардировками. С осени 1941 года по 1944 год г. Горький и область подвергалась налётам фашистской авиации. Двадцать второго октября 1941 года первый удар был нанесён по ст. Сейма в районе г. Дзержинска, химические заводы которого выпускали военную продукцию. Тридцать первого мая 1942 года враг совершил налёт на железнодорожный узел ст. Сортировочная в г. Горьком. В июне 1943 года был разрушен Горьковский автозавод, в том числе пострадало и путевое хозяйство завода.

В условиях войны, когда сократилась ремонтная база, выпуск паровозов и вагонов из капитального и среднего ремонта, железнодорожники

12

области своими силами на имевшемся оборудовании своими силами освоили ремонт подвижного состава. В результате железнодорожники Горьковской дороги в 1942 – 1943 гг. отремонтировали 131 паровоз, 21624 вагона [1, л. 138, 147, 197; 3, л. 22.].

В связи с потерей важнейших угольных районов страны и истощением топливных резервов Горьковская железная дорога к началу 1942 года одной из первых перешла на подмосковный уголь, коллективы паровозных депо Горький-Сортировочный, Горький-Пассажирский и других стали также использовать торф и дрова. Для обеспечения топливом предприятий, населения области, в том числе железных дорог, с августа по ноябрь 1943 г. была построена первая часть узкоколейной 50-километровой ж.-д. ветки Горький – р. Керженец, где находились торфоразработки и лесные хозяйства. В 1943 году были также построены узкоколейки «Тумботино– торфболото» в Павловском районе, Сормовский район – Кулебакское торфоболото.

Железнодорожники области выдержали огромную нагрузку по перевозке на фронт значительного объёма вооружения, ежегодно увеличивавшихся заданий по перевозке грузов Наркомата обороны. За годы войны предприятия области выпустили более 38 тыс. танков, самоходных установок, бронемашин, в том числе более 10 тыс. танков Т-34; около 110 тыс. автомашин всех типов, более 100 тыс. пушек и другую боевую технику и вооружение. В целом 80% объёма грузовой работы железных дорог области производились на подъездных путях промышленных предприятий. Только для завода им. Свердлова (№ 80) г. Дзержинска требовалось 400–500 вагонов в сутки для транспортировки снаряженных им мин, авиабомб и других боеприпасов.

С начала войны лучшие специалисты транспортной отрасли были призваны в действующую армию. По приказу МПС формировались колонны для работы на прифронтовых дорогах. Машинисты и помощники откомандировывались на бронепоезда, в том числе построенные самими железнодорожниками. Зимой 1941 года в паровозном депо г. Горького на

13

средства, добровольно собранные железнодорожниками, был построен бронепоезд «Козьма Минин», ставший образцом для советских бронепоездов. Его мощное вооружение превратило бронепоезд в грозную силу. Тридцать первый отдельный Горьковский дивизион, состоявший из бронепоездов «Козьма Минин» и «Илья Муромец» (построен на Муромском паровозоремонтном заводе) прошёл с боями путь от Волги до Одера длиною 2400 километров. За время боёв дивизион произвёл 150 мощных огневых налётов на оборону противника, а «Илья Муромец» нанёс сокрушительный удар немецкому бронепоезду «Адольф Гитлер».

Железнодорожники Горьковской области выполняли задачи обеспечения быстрой перевозки резко увеличившегося потока грузов в условиях существенного сокращения численности работников ведущих профессий. На смену ушедшим на фронт, в депо, на паровозы пришли женщины, подростки, пенсионеры. Уже к 1 июня 1942 года доля женщин в общем числе работников железнодорожного транспорта составила 39,2% против 22,6% в предвоенное время, на Горьковской и Казанской дорогах – более 55%. [4, с. 466]. В 1942 году свыше 3 тысяч женщин овладели считавшимися ранее мужскими профессиями. Они трудились не жалея сил, совершая трудовые подвиги. Примером героизма на производстве может служить поступок помощника машиниста ст. Горький-Сортировочная Маруси Усатовой. Рискуя своей жизнью, чтобы сократить срок простоя паровоза, она залезла в горячую топку и устранила неисправность [5, с.357358].

Как трудовой подвиг следует оценить и ударный труд в тяжелых условиях военного времени. С первых дней войны более 5000 железнодорожников области выполняли трудовую норму на 200 процентов. Паровозы, на которых работали машинисты паровозного депо ГорькийПассажирский Грошев и Логинов, были удостоены звания «Лучший паровоз в Советском Союзе». Машинисты Рыжов и Меленин стали инициаторами скоростного движения поездов без дополнительного набора топлива на

14

промежуточных складах. В 1943 году из 9232 работавших на Горьковском отделении ГЖД было 4710 стахановцев, 2078 ударников труда, 81 фронтовая бригада. По итогам Всесоюзного соцсоревнования в 1943 году коллективу Горьковской дороги были присуждены переходящее Красное Знамя и 2-я премия. В 1943 году первым звания Героя Социалистического Труда на Горьковской дороге был удостоен начальник станции Горький-Товарный И.Г. Макаров, на Казанской дороге – машинист депо «Муром» Г.М. Чернов. Героями Социалистического Труда стали машинисты, составители, вагонные мастера, связисты, железнодорожники других специальностей. Среди них: В.С. Гусев, А.К. Опалев, И.Я. Рязанов, Ю.А. Дементьев, Х.Х. Хасанов, А.П. Беспалов и др.

В честь ратного и трудового подвига горьковчан-железнодорожников в Нижнем Новгороде у Дворца Культуры «Железнодорожник», в поселке Сортировочный стоит на пьедестале бронепоезд «Козьма Минин».

Список источников и литературы

1.ГКУ ГОПАНО. Ф.3. Оп. 1. Д. 3308.

2.Барышев Г.А. Трудовая слава. Очерк истории развития юдинского железнодорожного узла. Казань, 1995. 192 с.

3.ГКУ ГОПАНО. Ф.3. Оп. 1. Д. 3302.

4. Железнодорожники в Великой

Отечественной войне 1941–1945 гг.

/ Под ред.

Н.С. Конарева. М.: Транспорт, 1987.

591 с.

 

5. Забвению не подлежит: Страницы нижегородской истории (1941–1945

гг.). Кн. 3.

Н. Новгород: Волго-Вят. кн. изд-во, 1995. С. 67.

 

Ю. В. Асафова,

г. Нижний Новгород, Нижегородский педагогический колледж им. К. Д. Ушинского

ГОРЬКОВЧАНЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

История знает тысячи войн, больших и малых. Военный ураган, ворвавшийся в нашу страну на рассвете 22 июня 1941года, был самым

15

свирепым и разрушительным. Все народы нашей страны взялись за оружие, когда грянула гроза Великой Отечественной войны.

В Горьковской области началось мощное движение по оказанию всесторонней помощи фронту по обороне страны. На заводах и фабриках области проходили многолюдные митинги: целые коллективы заявляли о готовности не только трудом, но и личными средствами участвовать в дополнительном выпуске самолётов, танков, орудий, снарядов, пулемётов и другой военной техники. «Всё для фронта! Всё для Победы!» – именно этот лозунг вдохновлял работников горьковской промышленности.

Автозаводцы создали конвейер и запустили массовое производство танков Т-60. Коллектив Горьковского автозавода успешно осваивал новые производственные процессы, непрерывно наращивал выпуск танков и танковых моторов, миномётов и боеприпасов. В условиях, когда Родина была в опасности, патриоты, выполняя задание фронта, непрерывно работали по 20–30 часов, сутками не выходили с завода.

Заводы города и области («Красное Сормово», «Красная Этна», Горьковский металлургический, Павловский автобусный завод, Кулебакский металлургический и др.) своевременно поставляли броневые корпуса танков, металлопрокат, различные материалы. Чтобы ликвидировать преимущество гитлеровской армии в танках, необходимо было повсеместно внедрить поточные методы производства, конвейерную сборку боевых машин. К производству танков, помимо специализированных заводов, был привлечён ряд машиностроительных предприятий. Первые дни войны показали преимущество советских танков Т-34. Танки имели мощную броню и пушку, высокую маневренность и проходимость. Однако враг, распоряжавшийся танковой промышленностью всей Европы, имел танков в несколько раз больше, чем СССР. Старейший машиностроительный завод «Красное Сормово» стал одним из крупных поставщиков на фронт наиболее совершенных танков Т-34-85[1].

16

Сормовичи трудились без выходных, их рабочий день длился по 12 часов. Людей не хватало, их заменяли подростки, на многих участках работали женщины. В рядах передовых тружеников были женщиныстаночницы, даже кузнецы, управлявшие пневматическими молотами. Практически не было такой профессии, которую не смогли бы освоить советские патриотки[2].

Тысячи женщин сели за руль трактора, заменяя мужчин, ушедших на фронт. Моя прабабушка Сухова Нина Николаевна (ей было тогда 17 лет) работала в поле днём и ночью. В то время трактора были без кабин. Нельзя было укрыться от дождя, холодного ветра, палящего солнца. Она была награждена медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941–1945 г.». Это о них, заботливых, отзывчивых и трудолюбивых женщинах, поэт Михаил Исаковский писал в те дни:

Да разве об этом расскажешь – В какие ты годы жила, Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!

Вокруг города Горького – крупного промышленного центра, были сооружены оборонительные рубежи. Десятки тысяч горьковчан от школьников до пенсионеров работали на них и в кратчайшие сроки завершили эту работу.

Ни яростные бомбёжки, ни атаки танковых армад не сломили русских людей. Все народы нашей великой страны сплотились, героически отстаивая Отечество, и даже в самый трудный час верили: «Наше дело правое. Враг будет разбит! Победа будет за нами!».

Список источников и литературы

1.Звонарёва Е.Е. Горьковчане в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1970.

2.http://ngodb.ru/1/kraevedinie/gorkovskaya_oblast_v_vov

17

А.В. Асонова,

г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

ГЕРОЙ В МОЕЙ СЕМЬЕ

Война. Война.… Это страшное слово война... Не каждый задумывается об этом. Но кому мы обязаны за наше спокойное мирное время!? Да, нашим дорогим бабушкам, дедушкам, тем, кто рисковал своей жизнью ради свободы многих и многих людей. С каждым годом их становится все меньше, и память о них и тех страшных моментах потихоньку стирается. Нам нельзя забывать о них! В моей семье еще жив такой герой. О нем и хочу рассказать.

Мой дедушка, Асонов Федор Иванович, родился 15 июля 1920 в селе Пузская Слобода Починковского района Нижегородской области. В то, время, когда началась война, он служил в армии на Дальнем Востоке, откуда

и был переведен на фронт под Москву. «На фронт, на фронт,

на фронт…

Каждый раз, каждый год выбирали из каждой части, наберут 600…

На фронт,

на фронт, на фронт…».

 

«Когда воевали на Дальнем востоке, японцы 33 дивизии против нас выставили, а русские так дали, что японцы все войска на нашу сторону перевели, показали всех, построили, и перешли в сопки, они на границе были построены, под каждой сопкой были войска», – с нескрываемым удовольствием рассказывал дедушка.

Ввозрасте 22-х лет довелось ему оказаться в страшной реалии войны.

Входе сражения, уже когда начали отступать враги, дедушка получил осколочное ранение в правую ногу. После лечения в госпитале был снова отправлен на фронт.

Федор Иванович относился к отряду военных разведчиков. (Так как я мало осведомлена в подобных вопросах, мне было интересно, как происходила военная разведывательная операция.) «На некоторой высоте

18

находилась вышка, в ней находился специальный аппарат, с которого можно было наблюдать окружающую местность на довольно большом расстоянии. Разведчики наблюдали за вспышками, происходившими периодически в каких-либо местах, засекали огневую точку, определяли местонахождение и отправляли в штаб, где разрабатывался план по наступлению на то место, где была вспышка. Важно было определить дальность, чтобы верно подобрать оружие, т.к. атаковали стрельбой. Действовали быстро и слаженно: если вспышка была замечена ночью, утром уже было все устранено. Еще нам приходилось проникать в тыл врага, чтобы разведать, где стоит артиллерия, где танки, также передавали эту информацию в штаб». Благодаря, так сказать, своему предназначению, своим обязанностям моему дедушке не приходилось встречать убитых или тяжелораненых на поле боя. На мой взгляд, ему очень повезло, догадаться несложно, почему.

Боевому духу русского народа можно позавидовать. И я, несомненно, рада, что являюсь частью этого народа. Ведь немцы наступали на машинах, вооружение у них было гораздо лучше, ведь это они планировали наступление на Россию. И им все равно пришлось отступать на этих же самых машинах. Хоть техникой Россию снабдила Америка и Англия, обороняться приходилось пешком. «Когда немцы отступали, – вспоминал дед, – они сжигали русские деревни на своем пути. И делали они это, вероятно, с досады».

Война подходила к концу, но увидеть собственными глазами взятие Берлина дедушке не удалось.

Федор Иванович был повторно ранен в подколенную часть правой ноги осколком от гранаты, а затем был направлен в госпиталь. Случилось это недалеко от немецкого города Кенигсберг, который сам стоит недалеко от города-столицы Берлина.

«Наши войска брали Кенигсберг, а я уже лежал в госпитале на Автозаводе на улице Пискунова, затем на улице Белинского, где мне сшивали нервы под коленом. Там нейрохирургический госпиталь был. Очень

19

долго лежал в госпитале, 9 месяцев. … У меня нога после войны была прямой 13 лет, а затем после следующей операции разработалась постепенно».

Вгоспиталь, в школу № 36 (сейчас № 136), куда был дедушка переведен, приходила заботиться о раненных молодая девушка. Ей приходилось ухаживать и за ним. Имя ее было Анна. Впоследствии она стала его женой, т.е. говорю я о своей бабушке.

Впослевоенное время всем пришлось несладко. Был голод. А у семьи Асоновых – Анны и Федора появился в ноябре 1945 года первый ребенок Валера, который тоже испытал на себе последствия войны. Затем по ходу жизни у них появилось еще двое: Наташа и Вова, последний из которых является моим отцом.

Прошли года.… Дедушке в этом году будет 95 лет. Надеюсь, он и дальше будет радовать нас своим присутствием.

М. С. Байкова,

г. Нижний Новгород, Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

«ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ ПОРОХОМ ПРОПАХ…»: О МОЁМ ПРАДЕДЕ АЛЕКСЕЕВЕ ИВАНЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ

Когда я слышу строки песни «Этот день победы…», то со слезами на глазах вспоминаю рассказы своего деда о его отце, участнике двух войн Алексееве Иване Васильевиче.

Родился мой прадед в 1916 году в селе Сонино Выксунского района. Судьба у него выдалась непростая. Семья у прадеда была большая, состоявшая из шести человек. По старшинству Иван Васильевич был третьим ребёнком. Работать по хозяйству, помогать своим родителям, ему приходилось много. А хозяйство у них в деревне было большое: две коровы, телята, овцы, куры, свиньи, и за всеми нужен был уход. Помимо домашних

20

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]