Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

книги2 / 281

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
24.02.2024
Размер:
1.52 Mб
Скачать

пригодных для интеграции в современную систему философии и общественных наук с китайской спецификой. Это создает благоприятные условия для развития истории экономической мысли и экономической истории в качестве дисциплин второго уровня внутри теоретической экономической науки (Вэй Минкун, 2022. С. 5). В конце 2010-х – начале 2020-х гг. число публикаций по исторической тематике в авторитетных экономических журналах заметно увеличилось. В 2021 г. в Институте экономики КАОН наряду с журналом «Исследования китайской экономической истории» («Чжунго цзинцзи ши яньцзю») был создан специальный журнал «Бюллетень истории экономической мысли» («Цзинцзи сысян ши сюэкань»).

История экономической мысли как составной компонент комплекса дисциплин теоретической экономической науки наряду с экономической историей обладает более высокой степенью «китаизации» по сравнению с другими сферами экономического знания. Это повышает значимость истории национальной экономической мысли в контексте планов создания общественных наук с китайской спецификой.

Опыт придания экономической науке «китайской окраски» восходит к первой половине ХХ в. В 1930-е гг. экономист Ли Цюаньши выступил с инициативой создания учитывающего китайские реалии «национального учебника» экономической науки, способного заменить «привозной товар» иностранных учебных пособий (Ли Цюаньши, 1928). Важным шагом в этом направлении стал учебник «Финансовая наука» (1935), который подготовили Хэ Лянь и Ли Жуй из Нанькайского университета (Хэ Лянь, Ли Жуй, 2011). Им удалось создать пособие, адаптированное к реальной ситуации в Китае.

После начала в 1937 г. полномасштабной войны сопротивления Японии запрос на унаследование и развитие китайской традиции заметно вырос. В 1940-е гг. близкие к гоминьдановским властям экономисты пытались создать национальную «экономическую науку народного благосостояния», опирающуюся на учение Сунь Ятсена (см.: (Сюн Цзиньу,

211

О.Н. Борох • Место истории национальной экономической мысли в современной системе общественных наук с китайской спецификой 212

2020; Синь Яояо, Чжан Шэнь, 2021)). Лидер Гоминьдана Чан Кайши опубликовал работу «Китайское экономическое учение», в которой обосновал специфику китайской экономической мысли и ее отличие от западной экономической науки (Цзян Чжунчжэн, 1943). В тот же период марксист Ван Янань поставил вопрос о необходимости создания «китайской экономической науки» для преодоления одностороннего внимания экономических кругов к западным теориям (Ван Янань, 2015). Внимание к теме китаизации экономического знания со стороны представителей противостоящих политических сил указывало на ее актуальность. Наследие экономической науки республиканского Китая 1920–1940-х гг. служит важным интеллектуальным ресурсом и точкой сопоставления при обсуждении современных планов развития китайской экономической науки (Чэн Линь и др., 2018; Чжан Шэнь, Синь Яояо, 2020; Чэн Линь, Се Яо, 2023).

С середины 2020-х гг. китайские исследователи истории экономической мысли Нового времени в дополнение к давней теме распространения в Китае западной экономической науки проявляют все более заметный интерес к изучению воздействия китайской экономической мысли на мировую экономическую науку. Основой для этого направления исследовательских поисков стало введение в научный оборот долгое время остававшихся малоизвестными внутри Китая опубликованных на иностранных языках за рубежом до середины ХХ в. работ китайских экономистов, знакомивших западного читателя с традиционной китайской экономической мыслью (Цзоу Цзиньвэнь, 2016). Обогащению современных представлений об истории китайской экономической мысли способствовало изучение трудов по этой теме, подготовленных в республиканский период китайскими учеными с западным экономическим образованием.

Новые горизонты обрели усилия по изучению китайского влияния на западную экономическую науку через призму западных научных публикаций (Цзоу Цзиньвэнь, 2021). На протяжении длительного времени эта тема сводилась

к анализу китайского влияния на французских физиократов

ина «Богатство народов» Адама Смита. Расширению понимания проблемы способствовали поиски и оценки суждений о китайской экономической мысли в работах видных западных экономистов ХХ в. (Дж. М. Кейнс, Й. Шумпетер, Ф. Хайек). Появилась новая тема изучения воздействия традиционных китайских подходов на модели экономического управления в Японии и на аграрное законодательство США при Ф.Д. Рузвельте.

Китайские исследователи целенаправленно выявляют

иизучают публикации о древнекитайской экономической мысли в европейских и американских журналах (Чжан Ягуан, Лю Чэнъя, 2016). Эти усилия помогают обобщить разнообразие подходов к сопоставлению древнекитайских и западных экономических идей, изучению традиционных китайских концепций и категорий.

Опубликованные в прошлом взгляды западных исследователей, отвергавших существование в древности в Китае ценных экономических идей, стали в конце ХХ в. мишенью для критики со стороны видных китайских историков экономической мысли, получивших западное образование еще до создания КНР.

УБаосань отметил, что упорядочение и исследование материалов по истории древнекитайской экономической мысли началось достаточно поздно, исследования по этой теме были опубликованы лишь в ХХ в. Возможно, по этой причине западные ученые о них не знали, делая ошибочный вывод, что в странах Востока экономическая мысль сводится главным образом к политическим идеям и рекомендациям, тогда как экономический анализ в ней отсутствует (У Баосань, 2003. С. 117–118). Примером такого заблуждения У Баосань назвал мнение американского историка экономической мысли О. Тэйлора. В декабре 1955 г. на ежегодной конференции Американской экономической ассоциации (AEA) он заявил: «Возможно, ни одна из старых восточных культур никогда не содержала ничего сопоста-

213

О.Н. Борох • Место истории национальной экономической мысли в современной системе общественных наук с китайской спецификой 214

вимого с теми хорошими началами экономического анализа, которые создали схоласты в средневековье на Западе» (Taylor, Clark, 1956. P. 414).

Ху Цзичуан в предназначенной для иностранного читателя краткой истории китайской экономической мысли также критически отреагировал на это суждение: «Когда дело касается древних экономических теорий, общепринятое предположение западных экономистов состоит в том, что лишь греки и римляне разработали нечто достойное изучения. Некоторые ученые заходят так далеко, что утверждают, будто восточные страны никогда не достигали ничего сопоставимого с экономическим анализом западных монахов средневековья» (Hu Jichuang, 2009. Preface. P. i). Ху Цзичуан исходил из того, что в Китае существовало множество разнообразных экономических доктрин и теорий разного рода. Но поскольку китайские экономисты не представляли свои исследования на Западе в доступной для восприятия форме, западные ученые оставались в неведении о достижениях древнего Китая в этой области. Замысел написания книги на английском языке был направлен на «исправление этого невежества» для того, чтобы западные экономисты пересмотрели cвое пренебрежительное отношение к экономической мысли Китая и признали, что древнекитайские экономические идеи сравнимы с идеями древних Афин, а некоторые аспекты экономической политики императорского Китая по-прежнему применяются во всем мире (ibid. P. ii).

Примечательно, что современные китайские ученые обсуждают вопрос об «изначальных помыслах» и «миссии» изучения истории национальной экономической мысли. В китайском контексте эти формулировки имеют отчетливый политический контекст. О необходимости «не забывать изначальные помыслы, твердо помнить свою миссию» Си Цзиньпин заявил в 2017 г. на XIX съезде КПК (Си Цзиньпин, 2017. С. 1). Этот призыв был адресован правящей партии как напоминание о необходимости продолжать борьбу за народное счастье и возрождение китайской нации.

Связь политического лозунга «не забывать изначальные помыслы, твердо помнить свою миссию» с историей китайской экономической мысли заключается в том, что эта научная дисциплина изучает вопросы процветания государства и призвана сыграть важную роль в великом возрождении китайской нации (Чэн Линь, Ся Яньцю, 2022. С. 14). Предполагается, что «изначальные помыслы» исследователей истории китайской экономической мысли прежних поколений охватывали четыре аспекта: обобщение успехов и демонстрацию мирового значения национальной экономической мысли; установление исторических примеров, пригодных для использования при решении практических проблем; выявление и исследование в традиционном наследии теоретических компонентов, применимых для построения китайской экономической науки; популяризацию китайских экономических идей за пределами Китая (там же. С. 14–15).

Истоки этих «изначальных помыслов» восходят к усилиям китайских интеллектуалов последних десятилетий правления династии Цин и республиканского периода. Эти устремления были унаследованы после образования КНР и получили активное развитие в период реформ. После 2000 г. в Китае были опубликованы около четырехсот книг и более десяти тысяч научных статей по истории китайской экономической мысли (там же. С. 25).

Будущей миссией исследований истории китайской экономической мысли становится соединение древнего и современного, китайского и западного в связи с продвижением под руководством КПК к возрождению китайской нации. «Изначальные помыслы» академического сообщества сохраняют свою актуальность, но их осуществление должно учитывать новые задачи.

Прежде всего, требуется глубоко изучать и обобщать «блестящие успехи китайской экономической мысли» (там же. С. 28). За прошедшее столетие китайские ученые проделали в этой сфере большую работу, тем не менее, осталось место для придания исследованиям более всестороннего,

215

О.Н. Борох • Место истории национальной экономической мысли в современной системе общественных наук с китайской спецификой 216

систематизированного и углубленного характера. По мере того, как экономика Китая входит в первые ряды экономик стран мира, возрастает потребность в том, чтобы продемонстрировать историческое место китайской экономической мысли и укрепить уверенность в национальной культуре (там же. С. 28).

Китайские ученые призывают действовать по двум направлениям. С одной стороны, требуется добиваться углубления исследований в тех сферах, где они уже были начаты. С другой – нужно преодолевать фрагментацию и раздробленность в изучении разных эпох. Древность, Новое время и современность следует объединить в едином аналитическом каркасе для того, чтобы целостным образом представить ход развития китайской экономической мысли и ее изменений. Китайские исследователи рекомендуют уделить больше внимания изучению современной китайской экономической мысли и поиску идей, способствовавших появлению «китайского чуда» в период реформ. Существует потребность в создании фундаментальных всеобъемлющих работ по истории китайской экономической мысли – от древности до современности. Китайские ученые советуют совместить исторический подход к национальной экономической мысли с международной перспективой, призывают объективно и точно, без преувеличения и принижения, оценить ее вклад в мировую экономическую науку, исследовать ее распространение за рубежом и ее влияние на мировую теорию и практику (там же. С. 29).

Нормативным установкам в развитии философии и общественных наук с китайской спецификой соответствуют призывы придерживаться ориентации на проблемы, обеспечивать связь теории с практикой, предлагать исторические примеры для решения современных задач. Исследователи полагают, что в Китае историки экономической мысли всегда стремились использовать прошлое в интересах современности, эту миссию в будущем надо продолжать. Универсальные требования идеологии КПК идти в ногу с эпохой нацеливают

на обобщение прошлого опыта при принятии экономических решений. Из материалов китайской культуры нужно извлекать «питательные элементы», содействующие продвижению современного социально-экономического развития. Исходя из актуальных проблем, следует проводить исторические исследования по отдельным направлениям. К ним относятся конкретные темы государственного управления экономикой, экономики и окружающей среды, развития и народного благосостояния, перераспределения богатства, экономики и борьбы с эпидемиями и бедствиями, институциональных гарантий прав собственности (там же. С. 29–30).

Систематизация теоретических инноваций и опыта нацелена на полное развертывание роли истории экономической мысли в предоставлении теоретических элементов для построения китайской экономической науки. Современные исследователи исходят из того, что на историю китайской экономической мысли возложена историческая миссия строительства китайской экономической науки. Необходимые для этого предпосылки уже имеются – это поступательное развитие экономики КНР и накопление теоретических инноваций. В будущем исследования истории национальной мысли должны способствовать созданию прочной основы для построения системы дисциплин, научной системы и системы дискурса китайской экономической науки (там же. С. 30). При обобщении успехов экономического развития Китая особое внимание рекомендовано обратить на столетний путь КПК и достижения после XVIII съезда партии (2012 г.) под руководством Си Цзиньпина. Изучение опыта построения китайской экономической науки, включая проникновение китайских идей на Запад и оценку их влияния, должно сопровождаться анализом ее современного состояния.

Задача активного распространения китайской экономической мысли за пределами Китая призвана обеспечить вклад «китайской мудрости» в мировое экономическое развитие. Для этого китайским исследователям нужно правильно понять «китайскую специфику» и «изначальный фон»

217

О.Н. Борох • Место истории национальной экономической мысли в современной системе общественных наук с китайской спецификой 218

современной китайской экономической мысли, воплотившей оригинальное сочетание основных принципов марксизма

сконкретной практикой Китая и лучшими достижениями традиционной культуры (там же. С. 30). История китайской экономической мысли должна обрести международную перспективу, следует настаивать на включении разделов по Китаю в создаваемые китайскими учеными труды по истории мировой экономической мысли. Не менее важно распространять результаты исследований китайской экономической мысли за пределами страны. Через строгие исследования и переводы нужно демонстрировать мировое значение и ценность китайской мысли, публиковать за границей популярные труды по этой теме, раскрывать лежащие в основе модернизации китайского типа экономические идеи (там же. С. 31).

Благодаря активизации изучения истории китайской экономической мысли проявилась историческая глубина при рассмотрении проблем взаимодействия Китая и Запада в сфере экономической науки. Споры 1990-х гг. о шансах китайских экономистов обрести мировое признание благодаря успехам экономических реформ были эмоциональными и упрощенными. Ныне китайское экономическое сообщество способно увидеть эти вопросы в контексте полуторавекового опыта освоения иностранных идей и попыток рассказать о китайской экономической мысли зарубежной аудитории. Также изменилась трактовка синтеза китайского наследия

сзападными идеями. На протяжении ХХ в. в Китае преобладал акцент на заимствовании экономических идей у Запада, теперь национальная традиция стала равноправным элементом интеллектуального синтеза.

Вистории советской экономической науки послевоенного периода был этап повышенного интереса к наследию русской экономической мысли. Однако в нашей стране этот импульс угас, и следующая волна увлечения темой наступила лишь во второй половине 1980-х гг. Настоятельное требование властей придать экономической науке «китайскую специфику» возвысило историю китайской экономической

мысли на уровень стратегического научного приоритета. Наиболее существенное отличие от СССР заключается в том, что в современном Китае активно переиздают труды собственных дореволюционных «буржуазных» экономистов. За рамками этого процесса остались лишь высокопоставленные деятели Гоминьдана.

Постановка вопроса о развитии общественных наук с китайской спецификой стала ответом на широкое заимствование китайским академическим сообществом западных теорий и концепций, в том числе в экономической науке. Первые шаги к обособлению от западного мейнстрима были сделаны еще в первом десятилетии нашего столетия, когда в Китае при поддержке властей начали критиковать неолиберализм. При этом интеллектуальные контакты с Западом нарушены не были, работа по освоению иностранных теорий, переводу экономической литературы не прерывалась.

Повышение статуса истории китайской экономической мысли происходит на фоне относительного снижения влияния в Китае западного мейнстрима. Если в начальный период реформ китайские экономисты стремились избавиться от остаточного влияния советской политэкономии, то в современных условиях на первое место вышли задачи преодоления рамок западных теорий и создания собственных концепций.

В последнее десятилетие на китайском идейно-теорети- ческом ландшафте появился комплекс «экономических идей Си Цзиньпина», обобщивший современные подходы руководства КПК к основным вопросам экономической политики. Задачу теоретизации китайского подхода к национальному развитию призвана решить стратегия развития философии

иобщественных наук с китайской спецификой. Она не направлена против иных теоретических систем, однако смена вектора распространения идей очевидна. Китайские власти не стремятся к интеллектуальной самоизоляции от окружающего мира. В прошлом Китай сознательно заимствовал

иадаптировал к своим нуждам иностранные идеи. Теперь первое место заняла задача выхода во внешний мир с китай-

219

О.Н. Борох • Место истории национальной экономической мысли в современной системе общественных наук с китайской спецификой 220

скими теоретическими разработками. Это серьезный вызов, поскольку стилистика и проблематика экономической науки социализма с китайской спецификой могут оказаться слишком отличающимися от стандартов западного мейнстрима, вследствие чего западная аудитория откажется воспринимать китайские концепции как часть мировой науки.

Известный экономист Чжан Чжоюань в рецензии на книгу директора Института финансов КАОН Чжан Сяоцзина «Китайский опыт и китайская экономическая наука» (Чжан Сяоцзин, 2022) отметил, что со времени перевода на китайский язык в начале ХХ в. «Богатства народов» Адама Смита, ознаменовавшего приход в Китай западной экономической науки, на протяжении столетия китайцы оставались «маленькими учениками», погруженными в процесс заимствования иностранных теорий (Чжан Чжоюань, 2022. С. 158). После образования КНР в 1949 г., и особенно после начала реформ, китайская экономическая наука обрела уверенность в своих силах. За эти годы Китай создал чудо экономического роста

иуменьшения бедности. Однако на теоретическом уровне эти успехи не изложены и не обобщены системно. По мнению ученого, настало время решить вопрос отставания экономической науки от практики экономического развития, который Чжан Сяоцзин в своей книге называет «вопросом Шумпетера». Необходимо поднять «китайский опыт» до уровня «китайской теории» и наделить китайскую экономическую науку способностью направлять будущее страны (там же. С. 158).

Насущной задачей становится создание самостоятельной китайской системы экономических знаний. Чжан Чжоюань полагает, что каркас китайской экономической науки можно построить исходя из современного опыта китайской реформы и развития, исторических генов китайской цивилизации

ибудущих перспектив пути модернизации страны. Миссией китайской экономической науки становится всестороннее исследование модернизации китайского типа. Страна быстро осуществила индустриализацию и добилась чуда быстрого

Соседние файлы в папке книги2