Добавил:
418108@mail.ru Все материалы за бакалавриат (год выпуска 2023) еще не все Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы на коллоквиум по игпр.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
28.03.2024
Размер:
46.88 Кб
Скачать
  1. Поле как вид доказательства.

Поединок как вид судебного доказательства впервые был закреплён в ПСГ и подтверждён Судебниками 1497 и 1550гг. Участвующее в поединке пользовались крайне тяжёлым вооружением. Так как на поединке присутствовали родственники и друзья, то бой нередко превращался в организованную драку. Поле назначалось не только по незначительным гражданским, но и по уголовным делам, не затрагивающими интересы государства. А именно поле применялось в заёмном деле, бою, поджоге, татьбе, разбое и даже в делах о недвижимых имуществах. Неявка одной стороны или бегство с поля вели к прекращению дела в пользу явившейся стороны. Поле могло быть заменено свидетельскими показаниями, а стороны, не могущие вести «бой» самостоятельно – «женка, детина мал, стар ил увечен», а по ст. 28 Суд. 1589г. ещё и «девка» - незамужняя женщина, - могли выставить за себя представителя (наймита). Заменяя послуха наймитом допускалась лишь в том случае, когда послух «будет увечен без хитрости». На поле запрещалось выступать духовенству, по отношению к которому поле предписывалось заменять другими видами доказательств. С начала XVв. Поле стремились ограничить. Так, митрополит Фотий писал новгородскому духовенству, чтобы они не благословляли и не отпевали польщиков. С сер. XVI появляются ряд законодательных актов, предписывающих замену поля другими видами доказательств.

  1. Присяга как вид доказательства.

Применялась при отсутствии других, более достоверных видов доказательств. Присяга или крестное целование имела самостоятельное и вспомогательное значение. Как самостоятельный вид доказательств она применялась тяжущимися при неимении послухов, при исках с иностранцами, которые не могли найти требуемого числа послухов, при решении дел, возникающих из договоров займа и поклажи на незначительную сумму ( по РП), а как вспомогательное средство при свидетельских показаниях и при судебном поединке ( по ПСГ). Принесении присяги конкретизировалась в узаконении 1625г. Присягу могло приносить лицо, достигшее 20-летнего, а в крайнем случае 15-летнего возраста. Присягать могла не обязательно сама сторона, но и её законный, но не наёмный представитель – муж за жену, сын за мать и т.д. Принесении присяги происходило в торжественной обстановке – в специальной церкви, где в это время читались правила Священного писания. Иностранцы целовали крест в том приказе, где разбиралось их дело. С них бралась присяга по их законам. По Судебникам в исках между чужеземцами право принять или предложить присягу принадлежало ответчику, а в исках между иноземцами и русскими право принесения присяги решалось жребием. По искам в 300 руб. и более к крестному целованию выставляли трёх человек, «по человеку на 100 руб.». Лжеприсяга влекла материальную ответственность. Не явившаяся к присяге сторона по истечению трёх дней признавалась виновной.

  1. Письменные доказательства

Можно подразделить на две группы: договорные акты, заключёнными частными лицами (заёмные и служилые кабалы, рядные купчие, закладные, духовные), и акты официальные, выдававшиеся от имени государства (жалованная грамота, межевые акты, судебные решения) В случае споров частные акты подтверждались показаниями свидетелей, а при их отсутствии – «полем». Такими свидетелями были большей частью дьяки, писавшие акт, причём при столкновении двух актов, например купчих, преимущество отдавалось позднему документу, потому что он доказывал ближайший переход собственности. Подтверждения требовали и официальные акты. Так, судебное решение должно было быть сверено с «судным списком», с которого оно списывалось. Если сделать это было невозможно из-за смерти судьи или трудности разыскания судных списков, то стороны были должны привести иные доказательства, подтверждающие то требование, которое было удовлетворенно решением. При отсутствии таких доказательств вопрос о принятии или отклонении судебного решения как доказательства решался судьёй.