Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы к кандидатскому экзамену по истории и философии науки.docx
Скачиваний:
346
Добавлен:
09.07.2020
Размер:
352.23 Кб
Скачать

Вопрос 18. Эмпириокритицизм о проблемах научного познания.

Эмпириокритицизм – «критическое исследование опыта» (второй позитивизм).

Рихард Авенариус (1843 – 1889) – швейцарский философ, наравне с Э. Махом являлся основоположником эмпириокритицизма. Авенариус стремился сделать философию строгой наукой. Основой научного (позитивного) знания, Авенариус, считал опыт, трактуемый им предельно широко, где под опытом понималось любое субъективное переживание: восприятие, идеи, суждения, оценки, образы. Представленный таким образом опыт, во многом напоминает позицию солипсизма, где сознание определяет явления и наоборот, наличие же объективной реальности (независимой от нашего познания), тем самым отрицается. Опыт выступает общим полем взаимодействия субъекта и действительности, включенности субъекта в эту действительность. Противостояние Духа и материи, субъекта и объекта устраняется вследствие единства феноменов опыта, равенства мышления и предметов мышления. Критика метафизики (адресованная в первую очередь спиритуализму), свойственная всей традиции позитивизма, принимает, таким образом, новую форму, включая также критику материализма. Материализм и идеализм это лишь две крайности одного заблуждения – представления о двойственном характере природных явлений (внешнее / внутреннее). Поток ощущений, из которого состоит реальность, есть также и наш опыт, имеющий единые основания, в качестве реальности, у каждого субъекта. Как следствие, различия (субъективное – объективное) в описании реальности быть не должно, различие возможно лишь при нарушении единства мира. Однако, данное единство (непрерывность природы и единообразие ее законов) лежит в основании всякого позитивного (научного) знания. Задача «критического исследования опыта» как раз и сводится к очищению опыта от дуалистических представлений.

Также Авенариус разработал учение об «эмпириокритической принципиальной координации». По замыслу Авенариуса, учение о «принципиальной координации» должно было открыть возможность для преодоления дуализма физического и психического, отрыва наук о природе от наук о человеке, раскрыть эффект воздействия познавательных субъекта, средств наблюдения и т.п. на образ исследуемого объекта. По Авенариусу, индивид и среда противопоставлены, но они оба как реальности принадлежат одному опыту - то, что описывает критик, суть интеракция или взаимодействие среды и нервной системы индивида. «Исходный ближний» и «близкий ближний», по схеме Авенариуса, принимают некоторую составную часть окружающей среды за количественно единую для них обоих и называют ее «киноварью». Как писал Авенариус: «Я называю человеческого индивидуума, как (относительно) постоянного члена некоторой эмпириокритической принципиальной координации, центральным членом последней; а составную часть окружающей среды - безразлично, будет ли она опять-таки человеком или деревом, - называю противоположным членом... Некоторая же составная часть моей окружающей среды - ближний - есть центральный член некоторой принципиальной эмпириокритической координации». Различие между физическим и психическим оказывалось не принципиальным. Познание, в конечном счете, может интерпретироваться как адаптационный процесс биологического порядка, как процедура "восстановления равновесия", как субъективная окраска элементов среды. Наше «Я», согласно Авенариусу, отнюдь не наделено категориальными структурами: комплекс наших представлений суть результат нашей успешной адаптации к среде. Основанием адекватного теоретического объяснения Авенариус считал принцип "экономии мышления", обусловленный: а) природой мышления как продукта прогрессивного приспособления к среде ("мышление как максимальный результат при наименьшей мере силы"); б) функцией философии как "критики чистого опыта" - элиминирование из культурной сферы излишних ее фрагментов типа материализма или спиритуализма. Исходный принцип учения Авенариуса - нерасторжимое единство "системы С" или центрального члена, и "системы R" или противочлена, т.е. субъекта и объекта ("без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта"). Общее понятие, под которое, согласно Авенариусу, можно подвести все сущее и которое не может быть подведено ни под какое другое более общее понятие - это "ощущение". В картине мира понятию ощущения Авенариус отводил ключевую роль. Учение Авенариуса о "принципиальной координации" не смогло войти в теоретическое основание естественных наук того времени, поскольку не признавало независимого существования объективной реальности.

Эрнст Мах (1838 – 1916) – австрийский физик и философ (постулат Маха об относительности движения тел и отказ от представления об абсолютности пространства, времени, повлиял на развитие теории относительности А. Эйнштейна). Мах не видит принципиальной разницы между чувственным и теоретическим (рациональным) знанием (и, как следствие не противопоставляет инстинкт и разумную деятельность). Единство «эмпирии» и «рацио», Мах подтверждает данными из области детской психологии, а также «критического анализа опыта», осуществляющего редукцию вторичных образований к чувственной первооснове.

Восприятие явлений есть наблюдение, восприятие наблюдения (рефлексия) есть теория. В конечном итоге теория и наблюдение (восприятие факта) взаимообусловлены; любое наблюдение всегда детерминировано теорией. В философии Маха, восприятие есть адаптация (согласование) – усвоение правил среды, своего рода «уподобление» ей. Но адаптация есть также и ощущение, прочувствование. Отсюда, Мах, как и Авенариус, сводит опыт к потоку ощущений, выступающему также в качестве реальности. «Наука возникает всегда как процесс адаптации идей к определенной сфере опыта. Результаты процесса - элементы мышления, способные представить эту сферу как целое. Результаты, естественно, получаются разные, в зависимости от типа и широты опытной сферы. Если опытный сектор расширяется или объединяются до того разобщенные сферы, элементы привычного мышления показывают свою недостаточность, чтобы представить более широкую сферу».

Ни субстанция, ни материя не могут быть чем-то безусловно устойчивым. То, что мы называем материей, есть определенная регулярная связь элементов (ощущений). Ощущения человека, так же как ощущения разных людей, обычно взаимным образом зависимы. В этом состоит материя". Природа, о которой рассуждает наука, согласно мысли Маха, и не вещь в себе и не истинная объективная данность. "Мир, - писал Мах, - не заключается в таинственных сущностях, которые, также загадочно действуя одна на другую, порождают доступные нам ощущения. Цвета, звуки, пространство, время и т.п. связаны между собой, как по-разному связаны чувства и волевая предрасположенность. Из столь пестрой ткани выделяется то, что относительно стабильнее и продолжительнее, вследствие чего отпечатано в памяти и выражено в словах. Так, относительно устойчивые комплексы, функционально распределенные в пространстве и во времени, именно поэтому обретают специфические имена и обозначаются как тела. Но эти комплексы непродолжительны и неабсолютны... Относительно устойчивым представляется комплекс воспоминаний, чувственных предпочтений, связанных с определенным телом, который можно обозначить как Я". Именно комплексы неразложимых элементов (например, цвет и форма) и ощущений, согласно М., конституируют тела, а не наоборот. Отвергая как декартовский дуализм, так и претензии субстанции (как метафизической сущности) на действительное существование, Мах трактовал "элементы" как не принадлежащие ни к сфере психического, ни к сфере физического. Ощущение, по схеме М, суть глобальный факт, форма приспособления живого организма к окружающей среде; настройка слуха и зрения, а в целом - итог эволюции видов. Как отмечал Мах, "становится понятным феномен памяти... которая выше индивида. Психология спенсеровского и дарвиновского типа, вдохновленная эволюционной теорией, но основанная на частных позитивных исследованиях, обещает результаты более богатые, чем все предыдущие спекуляции... Вещь, тело, материя суть не что иное, как связь элементов, цветов, звуков и т.п., не что иное, как так называемые знаки". Заменяя "ощущения" элементами, Мах стремился преодолеть интенцию мышления, согласно которой составляющие фактов создаются сознанием. "Элементы" призваны осуществить переход от физического к психическому в рамках единой системы знания. Базовые категории современной науки (атом, абсолютное пространство, время, причинность, масса, сила и т.п.) Мах интерпретировал как метки комплексов ощущений, находящихся в функциональной взаимосвязи и фундированных биологическими потребностями.

Ко второму этапу развития философии науки относятся эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса и конвенционализм А. Пуанкаре. Основное внимание в первом позитивизме уделялось проблемам систематизации к классификации наук. На этапе второго позитивизма эта проблематика сохранилась. Однако на первый план – проблемы обоснования фундаментальных научных понятий, принципов и соотношения их с реальностью. Основными представителями и лидерами второго позитивизма были австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838-1916) и швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896). Основные произведения Э. Маха: «Анализ ощущений и отношение психического к физическому», «Механика. Историко-критический очерк её развития» и др.

Мах – ведущий ученый своего времени, внес вклад в разработку целого ряда направлений физики (теоретической и экспериментальной механики, оптики, акустики и др.).

Р. Авенариус – профессор Цюрихского университета, занятия философией совмещал с занятиями биологией психологией. Его основные произведения: «Философия как мышление о мире с наименьшей тратой сил», «Критика чистого опыта», «О принципиальной координации».

Основные положения эмпириокритицизма:

  1. Критика опыта как проверка обоснованности опыта, очищение опыта от метафизики. Критика опыта, нагруженного метафизикой, как важнейшая задача позитивной философии. Критика механицизма, механической картины мира, критика атомизма как разновидностей метафизики.

  2. Концепция о «нейтральных элементах» (Э. Маха) и о «принципиальной координации» (Р. Авенариуса). Элементы опыта (явления), чувственные данные, ощущения как единственная реальность и база научного познания. Ощущения как глобальный факт, форма приспособления организма к среде, как общие («нейтральные») элементы всех возможных психических и физических переживаний. Отрицание принципиальных различий между психическим и физическим, признание принципа «координации» между ними. Элементы опыта как элементы мира. «Чистый опыт» как интегральное единство объективного и субъективного. Недопустимость «интроекции» (от лат. intro – внутрь, iacure – бросать) – «вкладывания» опыта в субстанцию (материальную или идеальную).

  3. Принцип экономии мышления как методологический принцип становления научной теории и критерия её совершенства. Два аспекта экономии мышления: а) феноменалистская интерпретация теоретических знаний – требование исключения из теории любых ссылок на метафизические сущности; б) из всех возможных теоретических описаний выбирать самые экономные (и полностью устранить объяснение через сущность).

Махистская концепция научных знаний как сжатое и экономное описание опыта.

Научное знание – это экономный способ описания ощущений, представляющих собой наблюдения. По мере расширения опыта происходит смена теорий. Прежние теории заменяются более экономно описывающих опыт. Опытные данные – это прямые описания, которые непосредственно фиксируют наблюдения. Теории – это косвенные описания наблюдений, в теории нет нового содержания по отношению к элементам опыта.

Подводя итоги деятельности Маха и Авенариуса в становлении философии науки, можно выделить два момента:

  • утверждая, что единственной реальностью выступает чувственный опыт (ощущения и восприятия), а все остальное сущее представляет собой производное от ощущений, механизм фактически опирался на позиции субъективного идеализма (Дж. Беркли, Д. Юма);

  • рассматривая теорию как сжатое описание опытных фактов, эмпириокритики полностью исключили внеэмпирические принципы построения теории.

Анри Пуанкаре (1854-1912) – французский математик, физик, философ. Автор многих работ в области теоретической и прикладной математики, оптики, небесной механики, теории электричества и т.д. Им написаны: «Курс математической физики» (в 12-ти томах), «Новые методы небесной механики», «Наука и гипотеза», «Ценность науки» и т.д.

Основные положения его учения в области философии науки:

1. Анри Пуанкаре – основатель конвенционализма (от лат. convention – соглашение) – направление в философии науки, провозглашающее в качестве основы научных теорий соглашения (конвенции) между учеными. Исходные положения (аксиомы и принципы науки) задаются исследователями, а всё остальное выводится логическим путем и не имеет никакого отношения к реальности. Критерий – плодотворность, удобство и простота, интересные выводы (например, система Лобачевского).

2. Переосмысление понятия научного закона. Законы – условно принятые положения, необходимые для удобного описания явлений. Роль гипотезы.

3. Природа научного творчества и основные этапы творческой деятельности:

  • роль интуиции в процессе получения новых результатов;

  • период сознательной работы, размышления над проблемой;

  • долгая бессознательная внутренняя работа, которая заканчивается внезапным озарением;

  • новый этап сознательной работы, выведение из полученных результатов плодотворной следствий, приводящих к успеху.

Конвенционализм как философско-методологический принцип науки, показавший, что научные теории не являются непосредственным обобщением опытных данных, и что конвенциональные элементы неустранимы из науки.