Добавил:
kiopkiopkiop18@yandex.ru Вовсе не секретарь, но почту проверяю Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 курс / Патопсихология / Patopsikhologia_Psikhoanaliticheskiy_podkhod_Teoria_i_klinika_by.pdf
Скачиваний:
25
Добавлен:
24.03.2024
Размер:
10.66 Mб
Скачать

Глава 13. Клиника детского возраста

нейтрализованным влечением. Инструмент или функция может оказаться анклавом, не интегрированным в Я и систему сознательного. Тогда они вызывают гнев Сверх-Я и претерпевают мощную противозагрузку (как следствие подавление или анархическое поведение), В синтетичен ком плане глобально исследуется интегрированность или неинтегрированность функции или инструмента в систему психической жизни ребенка (и возможное появление дисгармонииЛ___________________________

Детские страхи и защиты

Определение

Обычно страх определяется как «мучительный аффект, связанный либо с актуальной травматической ситуацией, либо с ожиданием опас­ ности, исходящей от неопределенного объекта». Данное определение имеет следующие следствия.

Различие между психической тревогой (часто неопределенной) и страхом реального объекта, реакцией на этот объект*

Существование двойной формы проявления тревоги: соматической и психической.

Необходимость топического разделения между различными психи­ ческими инстанциями для появления тревоги (по крайней мере, диф­ ференциация между наметками Я и объекта для того, чтобы этот аф­ фект имел не только соматическое, но и психическое означение),

Онтогенез страха

Некоторые авторы, например, Гринэйкр, считают, что определенная, более или менее развернутая предиспозиция к тревоге составляет часть оснащенности каждого ребенка: это весьма похоже на клиническую ре­ альность. По поводу онтогенеза тревоги можно также напомнить знаме­ нитую проблему страхарождения%который на самом деле не заслужива­ ет наименования страха, какова бы ни была интенсивность физиологи­ ческой травматизации, вызванной рождением. Речь идет лишь о резкой перестройке загрузок и влечений в момент переходаотзащищенного, сим­ биотического, закрытого существования, без контакта с внешней средой, в частности, с воздухом, к автономному, подверженному всем агрессив­ ным воздействиям существованию (несмотря на противовозбуждение, постулированное 3. Фрейдом). Этот резкий драматический переход осу­ ществляется с первым дыханием, первым криком.

Предшественники тревоги. Начиная с рождения и до 3 месяцев мож­ но говорить лишь о чисто соматических предшественниках тревоги. Младенец может, в сущности, испытывать только состояния напряжен ния (Шпиц) или, максимум, состояния беспокойства по поводу внут-

287

Насть вторая, КЛИНИКА

ренней неуравновешенности (голод, переполнение мочевого пузыря или кишечника), по повод/сенсорных воздействий, превышающий возмож­ ности разрядки после преодоления ими щита противовозбуждения (Гринэйкр). Но все индивиды реагируют Неодинаковым образов на первые травмы^то заставляет Гринэйкр Говорить не только о йредйспозиции к тревоге, но и об аморфной базовой тревоге.

Именно начиная с 3-го месяца,,в~момейт первого преаффекта, про­ являющегося улыбкой (первый организатор Шпица, т.е. улыбка ребен­ ка перед маской), намечается страх незнакомого объекта. Этот первый страх уже куда более проработан, чем первые реакции на стимул, появ­ ляющиеся ранее 3 месяцев. Ой уже предполагает первый вскиз объекта.

Именно в данном периоде Мелани Кляйн размещает шизопарапоидный страх, который она реконструирует, исходя йз анализа ранни* этапов детства. Представляется, что этот страх чаще всего формируется двумя следующими механизмами. !

Расщепление объекта й Я (или, скорее, несоединение): то расщеп­ ление, которое в Чйстом виде находится в основании Детских психозов и выражается в страхе расчленения. Оно одновременно создает риск и механизмващиты против этого расчленения; «грудь не может быть пло­ хой и хорошей, я не могу быть хорошим и плохим. Если я хороший, я инкорпорирую Хорошую грудь, значит, я целостен и грудь целостна»* Плохая грудь и плохое Я могут существовать лишь вовне.

Проективная идентификация: благодаря двухэтапному последо­ вательно запускаемому механизму все плохое в Я одновременно про­ ецируется вовне (проекция) и помечается в объекте (идентификация). Но эта идентификация лишь вторична, она возникает после расщепле­ ния и проекций плохого парциального объекта. В клинике такая проек­ тивная идентификация может создавать очен& эффективный защитный механизм, вследствие чего тревога успокаивается й поддерживается до­ статочная дистанция по отношению деструктивным влечениям и иг* результата^. Конечно, этот механизм преобладает при психозах, к при* меру, при физиологическом Психозе младенца, описанном Мелани Кляйн. Но действие "проективной идентификации также наблюдается некоторых психопатический детей, когда Дистанция с аффектами оста­ ется постоянной: «злой —это Другой»; Антисоциальный акт есть не бо­ лее ^ем нормальный ответ на его агрессию. На этом уровне йе существу­ ет чувства вины, вина может появиться лишь перед лицом?запрещаю* щей инстанции или ее интериоризованной модели, Вот почему термин «проективная идентификация» порождает столько путаницы, Именно другой идентифицируется с неопознанной частью себя, а не интроецйУ

288

Глава 13. Клиника детского возраста

рованный объект, на которого хочется походить и которого хочется Слу­ шаться.

Первичная тревога. Депрессивная тревога (Мелани Кляйн), второй организатор (Шпиц),

Удивительна конвергенция положений Шпица и Кляйн, которые различными путями описали почти одно и то же, т.е. совпадение появ­ ления первого целостного наброска Я, объекта и тревоги. Депрессивная тревога есть страх (испытываемый уже единым Я) утраты объекта,>вос­ принимаемого как целостности т.е. две его расщепленные части одно­ временно объединены и инкорпорированы.

У Шпица тревога связана с опознанием лица матери как отличного от других и аффектом, возникающим, когда это лицо и эта личность (уже воспринимаемая как внешняя) исчезают и не могут быть заменены дру­ гим лицом или маской, как на стадии первого организатора (страх пе­ ред незнакомцем).

Вэто время может появиться анаклитическая депрессия: отсутствие целостного объекта, которым является мать (целостный объект, на ко­ торый должен опираться ребенок, чтобы выжить и развиваться —идея аналитической опоры), останавливает психосексуальное развитие и приводит к созданию значительной вакуоли в нарциссизме и в Я, Ваку­ оль может быть скрыта сверхструктурами, созданными задним числом, или защитными системами, но она остается вписанной в структуру пси­ хики как точка фиксации (в генетическом смысле) или как возможная ось перелома (в структурном смысле), что мы рассмотрим в |слинике недифференцированных организаций аналитического типа. Можно также веркуться к термину тревога сепарации в том виде, в каком она была исследована Боулби. Напомним также, ^то депрессивная тревога является в буквальном смысле тревогой утраты орального объекта И первой тревогой вины, но эта вина пока не имеет ничего общего с эдиповским чувством вины, которое связано с кастрацией и интроекцией Сверх-Я.

Анальная тревога. Первый тип смешанной тревоги, связанной од­ новременно с влечением, запретом и риском утраты обьекта. Она имеет четыре аспекта.

Реакция на родительские предписания и запрету в моменты обуче­ ния управления сфинктерами (выделение, удержание) с введением пе­ риодов, ритмически сочетающихся с фазами разрешенного или предпи­ санного удовольствия (доставь сейчас мне удовольствие, доставь себе удовольствие) и предписанного управления.

289

19-5299

Часть вторая. КЛИНИКА

Колебание между активностью и пассивностью, каждая^из кото­ рых может переживаться как опасная.

Страх анального разделения и страх вторжения в другого, его раз­ рушения, его загрязнения, страх тем более живой, что сц часто проду­ цируется в момент разделения влечения, обнаруживающего агрессив­ ность, более не связанную с либидо. Эта действенная агрессивность вле­ чет за собой проективный страх мести со стороны другого.

Страх утраты анального объекта, являющегося: и не являющегося частью себя (фекальная масса, часто служащая высоко инвестирован­ ной аутоэротической игре), частью тела, отделение которой, образую­ щее архаический прототип кастрации, может быть опасным. Многие материальные объекты (игрушки, коллекции), а также то, что продуци­ руется телом (ногти, волосы), обладают смыслом анального объекта, который должен быть сохранен любой ценой и по отношению к которо­ му существует одновременно страх и желание увидеть их йспбрченными, разрушенными собой.

Защиты анального типа, чаще всего встречающиеся у детей в квазипсихотическом статусе, —$то уже многократно упоминавшаяся проек* ция, отрицание реальности вербально йли действием или изоляция аф­ фектов, интеллектуализация, овладение с помощью мысли, взгляда, ан­ нулирование, —одним словом, все приемы магического мышления. Все они служат цели восстановления всемогущества. К ним можно добавить менее ментализированные защиты поведенческого регистра,дакие, как моторная заторможенность (из-за страха агрессивности) или ее против воположность ажитация, компульсии разрушения или проверки це^ лостности материальных объектов.

Страх на фаллической стадии (см. гл. 1). Является, скорее, трево-^ гой утраты, появляющейся в момент открытия различия между пола­ ми, когда устанавливается равенство; фаллос * могущество, Защитное поведение против страха утраты, наиболее часто наблюдаемое в этот де-^ риод, — отказ от признания сексуальных различий, имеющий большое клиническое значение, а также сверхзагруженность фаллоса, утвержде­ ние фаллического й нарциссического всемогущества. Следует четко раз­ личать тревогуутраты фаллоса (имеющую, скорее, нарциссический прегенитальный характер, относящийся к порядку воображаемого или Двой^ ственного и зеркально-реального) от тревоги собственно генитальной кастрации, единственно заслуживающей названия кастрационного стра­ ха. Термин «кастрация» очень проективно используется в клинике и детской психологии для интерпретации депрессивных, нарциссических страхов, страха утраты парциального объекта (даже если этот парци-

290